12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводные лодки типа Vanguard class (Великобритания)

Подводные лодки типа Vanguard class (Великобритания)

11 марта 1982 года англичане подписали с США соглашение о покупке (аренде) ракет UGM-133 «Trident», а также чертежей и технологии постройки ракетного отсека. Через некоторое время с британской компанией Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd был заключен контракт на поставку 48 пусковых шахт для ракет «Trident-II D5». Эти шахты были установлены на трех лодках типа Vanguard class (начиная со второй). Для головной ПЛАРБ пусковые шахты изготовила американская компания Electric Boat Div. Головную лодку серии заложили 3 сентября 1986 года на верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd в городе Барроу-ин-Фернессе (Barrow-in-Furness). Технология строительства британских субмарин типа Vanguard class почти полностью повторила технологию, примененную на американской верфи компании «General Dynamics» в Протоне при постройке американских ПЛАРБ типа «Ohio class». 14 августа 1992 года Vanguard class была передана Королевскому военно-морскому флоту Великобритании (КВМФ). А 23 сентября 1993-го вошла в его боевой состав.

КОНСТРУКЦИЯ

ПЛАРБ Vanguard class — однокорпусная лодка. Ее корпус сделан из высокопрочной американской стали марки HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт составляет 12,8 м. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля располагаются цистерны главного балласта. Ракетный банкет на «Vanguard» такой же, как и на ПЛАРБ типа «Resolution» (он плавно сопрягается с носовой частью корпуса). Но, по сравнению с «Resolution», носовые горизонтальные рули перенесены ближе к ограждению прочной рубки. Наружная часть корпуса облицована полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305 х 305 мм и толщиной 100 мм. В новой ПЛАРБ (по сравнению с «Resolution») внесены изменения в главную энергетическую установку (ГЭУ). Они позволили увеличить срок жизни реактора PWR-2 до 25 лет и использовать ГЭУ без перезарядки в течение всего жизненного цикла. Вместо традиционного малошумного винта фиксированного шага «Vanguard» оснащен водометным движителем типа «Pump-Jet». На случай аварии ГЭУ предусмотрены два дизель-генератора мощностью 2700 л.с. Экипаж подлодки составляет 134 человека.

ВООРУЖЕНИЕ

В январе 2008 года все лодки проекта располагали 50 ракетами UGM-133 «Trident-II D5» производства американской компании Lockheed Martin Missiles and Space. Каждая ракета может быть оснащена боеголовкой с восемью разделяющимися боевыми частями (британского производства), каждая из которых несет заряд мощность до 150 Кт. Пуск ракеты (массой 57,5 т) возможен с глубины до 30 м. Ракета поражает цель с отклонением не более 120 м. Все ракеты взяты в аренду у США и проходят регулярное обслуживание на базе ВМФ США.

В носовой части лодки имеются четыре торпедных аппарата (ТА) для пуска торпед Tigerfish и Spearfish, разработанных компанией ВАЕ Systems. Все подлодки серии входят в состав 1-го дивизиона подводных лодок королевского флота и базируются в Шотландии на военно-морской базе в городе Фаслэйн (Faslane). Постоянно одна из них несет боевое дежурство в океане. Срок плавания при несении боевого дежурства составляет около 70 дней. С 1998 года и по настоящее время имеется пять подготовленных экипажей для лодок типа «Vanguard», которые служат попеременно на трех лодках (находящихся в оперативной готовности). В ночь с 3 на 4 февраля 2009 года подлодка «Vanguard» столкнулась в Атлантическом океане с атомной французской субмариной «Триумфатор». Британская подлодка получила вмятины на корпусе и вернулась на свою базу уже на буксире. А в июле 2012 года «Vanguard» закончила ремонт и прошла модернизацию, включавшую перезагрузку ядерного реактора.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ Vanguard class

ПЛАРБ класса «Successor» — узкоспециализированные «преемники» «Вэнгарда» или гигантские плавучие арсеналы?

Тенденции мирового подводного кораблестроения XXI века, собственно как и производства любого другого вида военно-морского вооружения, обычно стремятся к минимизации размеров боевой единицы с одновременным приданием ей максимального ударного потенциала, отличной скрытности, должных оборонительных возможностей, а также высокого информационного освещения экипажа. Данными параметрами обладают практически все современные ракетные подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, так называемые ПЛАРК, состоящие на вооружении наиболее развитых государств мира. В российском флоте это МАПЛ пр. 885 «Ясень», уровень шумности которых не превышает показателей дорогущей американской «Sea Wolf» и РПКСН пр. 955 «Борей» со сверхтихим водомётным движителем; в ВМС США — малошумные МАПЛ «Sea Wolf», напичканные 600 корпусными акустическими датчиками для снижения уровня шумности на средних скоростях хода в подводном режиме, а также аналогичные, но более дешёвые многоцелевые атомные подлодки класса «Вирджиния», в ВМС Франции — ПЛАРБ класса «Le Triompant», обладающие одной из наиболее технологически прогрессивных атомных энергетических установок, где парогенераторы не устанавливаются отдельно от активной зоны водо-водяного реактора К-15, а интегрированы с ним в единый модуль (плюс имеется резервный выдвижной движетель, питающийся от аварийных дизель-генераторов). Исполнение энергетической установки получилось максимально компактным, с возможностью сохранения подвижности субмарины даже в экстренных ситуациях.

Китай на текущий момент ещё не отличился самостоятельной разработкой атомной подводной лодки-носителя межконтинентальных баллистических ракет. Так, в конце 80-х гг. была достроена и принята на вооружение ПЛАРБ проекта 092 «Ся», корпус которой повторял основные конструктивные элементы устаревших американских ПЛАРБ класса «Джордж Вашингтон», а конфигурация энергетической установки, движителя и ракетного банкета с пусковыми шахтами была аналогична первому проекту французской ПЛАРБ класса «Редутабль». Это абсолютно не случайно, ведь после пограничного военного конфликта на острове Даманский, Поднебесная резко на целых 20 лет сместила вектор сотрудничества в сторону Запада. Затем, в начале 90-х гг., стремительно развивался проект 094 «Цзинь». Этот ракетный подводный крейсер стратегического назначения создавался при заметной технологической поддержке нашего ОКБ «Рубин». Первая подлодка класса, известного также как «Тип 09-IV», была заложена под бортовым номером «409» в 1999 году на верфи «CSIC’s Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co. Ltd.», а спущена на воду уже в 2004 году. Ракетный банкет ПЛАРБ пр. 094 «Цзинь» достаточно высокий и имеет очень выраженную угловатую («коробчатую») форму, похожую на исполнение в отечественных РПКСН начиная от проекта 667А «Навага» и заканчивая пр. 667БДРМ «Дельфин». Тем не менее, уровень шумности этих подлодок в разы превосходит показатели американских МАПЛ класса «Лос-Анджелес». Сегодня китайцы только учатся проектировать перспективные сверхмалошумные субмарины. Наиболее амбициозным проектом являются МАПЛ «Тип 095» со встроенным в корпус водомётным движителем, водный поток в которые подходит из 2-х узких водозаборников в задней части подлодки.

Читать еще:  Корвет типа «Minerva» (Италия)

Будем надеяться, что этот концепт станет прорывным для китайского подводного кораблестроения, а пока рассмотрим весьма интересный британский проект атомной подводной лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту следующего поколения, который уже успел получить в СМИ прозвище «Британский батон».

На вэб-страничке британского Минобороны, 1 октября 2016 года, было опубликовано первое изображение перспективной атомной подводной лодки 5-го поколения, которая будет проектироваться в соответствии с программой «Successor» (в переводе с англ.- «Преемник»). Изображение новой субмарины прилагается к заявлению министра обороны Великобритании Майкла Феллона о реализации контракта стоимостью 1300 млн. фунтов стерлингов по разработке технического проекта с подробными чертежами передовой ПЛАРБ следующего поколения, за который возьмётся известнейшая в Западной Европе корпорация «BAE Systems». В ближайшие несколько лет будет проходить так называемый проектный этап «Delivery Phase-1», в ходе которого будет создаваться и чётко прорабатываться тактико-техническое задание под новую подлодку, оцениваться все затраты на эксплуатацию 4-х запланированных к постройке бортов, а также продумываться последовательность замены РПКСН предыдущего поколения «Вэнгард».

Изображение головной МАПЛ класса «Successor», являющееся неплохим монтажом, уже сейчас может раскрыть долгосрочные планы Минобороны и ВМС Великобритании относительно стратегии на глобальном театре военных действий. Действующий класс атомных подлодок «Vanguard» может рассматриваться как основной инструмент военно-политического сдерживания на Европейском и Североатлантическом ТВД. Четыре серийные субмарины (S.28 «Vanguard», S.29 «Victorious», S.30 «Vigilant» и S.31 «Vengeance») несут на борту в общей сложности 58 межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования «Trident-2D5», хотя имеется 64 шахты (по 16 на каждой подлодке). Сделано это было из экономических соображений (всего одна ПЛАРБ на патрулировании). Но учитывая с каждым годом всё более ухудшающиеся отношения в рамках «Россия-НАТО», а также непредсказуемые последствия для ЕС от потока мигрантов из стран Ближнего Востока (мало ли, что может произойти на континентальной части Старого Света спустя десяток лет), Великобритания может полностью укомплектовать свою ядерную подводную компоненту 64 «Трайдентами». Новые подлодки имеют по 12 шахт под БРПЛ, а поэтому для полного задействования всех 64 ракет потребуется оставить на вооружении хотя-бы одну подлодку класса «Вэнгард».

Облик класса «Successor» достаточно грозный: особенно выделяется большая ширина корпуса, рубка с отсутствующими антенно-мачтовыми устройствами, судя по внешнему виду, изготовленная по законам сниженной радиолокационной заметности, а также абсолютно не выделяющийся ракетный банкет. Судя по всему, водоизмещение «Преемника» значительно превысит водоизмещение «Вэнгардов» и составит около 20 тыс. тонн, что может говорить о подгонке внутренних объёмов под большие арсеналы торпед и стратегических крылатых ракет «Tomahawk», запускаемых из стандартных 533-мм торпедных аппаратов. Данный проект подлодок формирует общие представления об облике британского флота XXI века, где большой упор будет сделан на многоцелевые АПЛ-носители и крылатых и баллистических ракет как с возможностями сдерживания, так и с возможностями нанесения массированных неатомных ударов большим количеством СКР.

Механизм программы «Successor» будет запущен на следующей неделе на одном из предприятий «BAE Systems» в Барроу-ин-Фернёссе, где состоится церемония первой резки стали для создания атомного реактора головной подлодки проекта. В ней поучаствует и сам Майкл Феллон. Основные этапы постройки подлодок серии будут проходить в начале 20-х гг., а об их деталях мы узнаем не ранее 2025 года.

Подводные лодки типа Vanguard class (Великобритания)

АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА VANGUARD (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ). NUCLEAR MISSILE SUBMARINES OF A CLASS VANGUARD (UK)

АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА VANGUARD (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
NUCLEAR MISSILE SUBMARINES OF A CLASS VANGUARD (UK)

26.03.2012
Реализация программы модернизации и эксплуатации ядерного потенциала обойдется Великобритании в 87 миллиардов фунтов стерлингов (137,6 миллиарда долларов). К такому выводу пришла британская исследовательская группа Trident Comission, основанная британо-американской организацией BASIC (British American Security Information Council). При этом отказ от модернизации ядерного щита позволит сэкономить до 83,5 миллиарда фунтов.
Под модернизацией ядерного потенциала Trident Comission подразумевает программу замены имеющихся стратегических атомных подводных лодок, ремонт или замену боеголовок на баллистических ракетах Trident II D5 и доработку инфраструктуры. При этом сама ракетная система Trident останется на вооружении Великобритании по меньшей мере до 2042 года. В эту же программу включена и стоимость проектирования и постройки новых подводных лодок, которые должны будут заменить имеющиеся корабли типа «Вэнгард».
В общей сложности на покупку четырех перспективных подлодок Великобритания потратит 20-25 миллиардов фунтов стерлингов, или по 14,6-17,5 миллиарда фунтов за корабль. Корабли начнут входить в состав британского флота с 2028 года. Замена боеголовок обойдется британскому министерству обороны в 2,7-3,75 миллиарда фунтов стерлингов. Модернизация инфраструктуры будет стоить также 2,7-3,75 миллиарда фунтов. В программу модернизации ядерного потенциала также включены расходы на эксплуатацию, ремонт и модернизацию уже стоящих на вооружении. Реализация программы позволит создать 26 тысяч новых рабочих мест. (lenta.ru)

Читать еще:  Фрегат УРО типа «Oliver Hazard Perry» (США)

Эксперты предупреждают, что атомные подводные лодки Королевского военно-морского флота может постичь крупная катастрофа, когда узнали о 44 пожарах всего за четыре года. Об этом пишет Express 8 декабря.
Пожары на 14 подводных лодках происходили в среднем через каждые пять недель, начиная с 2009 года.
Статистика призывает к большей открытости к тому, какие принимаются меры для предотвращения дальнейших пожаров.
Большая проблема была поднята после того, как один из представителей минобороны признал, что один из серьезных пожаров произошло на атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на стоянке в порту.
Для ликвидации пожара была задействована береговая служба.
Но министерство обороны отказалось уточнить, были на борту подлодки ядерные ракеты в момент пожара.
Один из источников в минобороны сказал, что «любой пожар легко может превратиться в катастрофу».

22.01.2015
Британское военное командование завершило процесс сокращения количества ядерных боеголовок, предназначенных для подводных лодок, сообщил во вторник министр обороны Великобритании Майкл Фэллон.
«Мы выполнили стоявшую перед нами задачу уменьшить количество ядерных боеголовок, остающихся в нашем распоряжении, до отметки, не превышающей 120 штук», — говорится в заявлении министра, которое цитирует агентство ЭФЭ. Он пояснил, что речь идет о боеголовках для британских субмарин типа «Вэнгард». Задачу сократить этот арсенал со 160 до примерно 120 боеголовок поставил в 2010 году премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. Интерфакс

02.09.2015

Британские власти модернизируют базу «Фаслейн» в Шотландии за 770 млн доларов. В течение десяти лет планируется построить новые подъемники для кораблей, волноломы и пирсы.
Великобритания потратит около 770 млн долларов на переоснащение базы ядерных подводных лодок «Фаслейн» в Шотландии. Об этом в понедельник, 31 августа, заявил министр финансов страны Джордж Осборн. В течение десяти лет планируется построить новые подъемники для кораблей, волноломы и пирсы.
На «Фаслейне» базируются четыре подводные лодки класса Vanguard, оснащенные ядерными баллистическими ракетами Trident. Ожидается, что благодаря переоснащению количество рабочих мест на базе к 2022 году увеличится с 6,7 до 8,2 тысяч. Вопрос о переоснащении окончательно будет решен в 2016 году. Ожидается, что основные работы начнутся в 2017 году.
Немецкая волна

23.01.2017

В Минобороны Великобритании скрыли факт неудачного испытания баллистической ракеты Trident II D5 у берегов США в июне 2016 года. Об этом сообщает The Sunday Times.
По данным источника газеты, ракета, выпущенная с подводной лодки Vengeance у побережья Флориды, сбилась с нужного курса и полетела в сторону побережья США.
Отмечается, что ракета Trident способна нести ядерное оружие, но в момент инцидента ядерной боеголовки на ней установлено не было. По словам источника, ракета с ядерным вооружением способна уничтожить миллионы людей.
Источник отметил, что в Минобороны решили скрыть факт провала, опасаясь, что информация о неудачных испытаниях, которые проводились впервые за последние четыре года, может нанести ущерб системе ядерного сдерживания Великобритании.
В июле 2016 года парламент Великобритании санкционировал модернизацию системы Trident.
https://russian.rt.com

АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА VANGUARD

Атомная ракетная подводная лодка типа «Vanguard» предназначена для замены устаревших лодок типа Resolution.
ПЛАРБ типа «Вэнгард» является лодкой однокорпусной архитектуры. Прочный корпус сделан из высокопрочной американской стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт равен 12,8 метров. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля находится большая часть ЦГБ (Цистерн Главного Балласта). Они прикрыты легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы. Одной из главных особенностей лодки (также как и на ПЛАРБ типа «Резолюшн») является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой частью корпуса, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако при этом их перенесли ближе к ограждению прочной рубки (по сравнению с «Резолюшн»). Это было сделано для обеспечения более благоприятных условий работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса были облицованы полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305 x 305 мм и толщиной 100 мм.
Главная энергетическая установка включает один водо-водяной реактор типа PWR2 общей мощностью 27500 л.с., две паротурбинные установки, два турбогенератора, главный гребной электродвигатель, одну линию вала с гребным винтом, дизель-генератор и аккумуляторную батарею. Вооружение состоит из 16 пусковых установок с межконтинентальными баллистическими ракетами UGM-133A Trident II, четырех 533-мм торпедных аппаратов с торпедами Mk24 mod2 Tigerfish и Spearfish.
Радиоэлектронное вооружение включает гидроакустический комплекс Type 2054 (предназначен для обнаружения, сопровождения и классификации целей, определения их элементов движения и координат, а также выдачи этих данных в автоматизированную систему боевого управления, имеет режим шумопеленгования, активного излучения, а также звукоподводной связи), гидроакустическую станцию Type 2048 (шумопеленгаторная станция, работающая в низкочастотном диапазоне, оснащена буксируемой протяженной антенной, позволяющей наиболее эффективно прослушивать зону по ее траверзу и обнаруживать цели на расстоянии до 180 км), автоматизированную систему боевого управления SMCS, перископы CK51 и CH91, навигационную радиолокационную станцию Type 1007, систему РЭБ SSE Mk10.
Первоначально планировалось построить четыре атомохода этого типа и закупить 128 ракет. В 1982 году парламент утвердил график строительства ракетоносцев нового поколения. 30 апреля 1986 года министерство обороны страны заключило контракт на строительство головной ПЛАРБ нового поколения. В сентябре того же года на судоверфи в г. Барроу-ин-Фернесс состоялась закладка ПЛАРБ, получившей наименование «Вэнгард». Шахты для ПЛАРБ поставляет американская» компания «Электрик боут», а ядерная энергетическая установка разрабатывается фирмами «Роллс-Ройс» и «Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг». Ракеты «Трайдент-2» производства фирмы «Локхид» будут закуплены у США.
Только 4 мая 1992 года она была передана английским ВМС для проведения испытаний и отработки ряда задач. 23 сентября 1993 года головная атомная ракетная лодка . была введена в состав боеготовых кораблей. Одновременно была выведена из боевого состава старая «Ревендж». По экономическим причинам число закупаемых ракет пришлось ограничить 70-ю. В январе 1995 года закончила испытания вторая субмарина этого типа (летом и осенью этого года с ее борта были произведены два успешных учебно-боевых пуска), а «Резолюшн» вывели в оперативный резерв. В 1997 году заканчивается ввод в боевой состав и продолжается строительство .
При постройке первых двух ПЛАРБ -Vanguard(S28) и Victorious(S29) было сформировано по два экипажа на каждую лодку. Для двух других кораблей был сформирован всего один экипаж. Таким образом, с 1998 года и по настоящее время их всего пять. Эти пять экипажей служат попеременно на трех лодках, находящихся в оперативной готовности.
Всего до 1999 года построено 4 лодки. На боевом патрулировании постоянно находятся 1-2 лодки. Цикл оперативного использования составляет 90 суток, из них 60 — на боевом патрулировании и 30 — на восстановлении боеспособности на базе.
С развертыванием ракетной системы «Трайдент» эффективность британских СЯС при стрельбе по малоразмерным защищенным целям возросла в 15, а по площадным — в 3,6 раза. К концу 20 века стратегические ядерные силы Великобритании будут укомплектованы современными ПЛАРБ, способными, как минимум до 2020 года, решать широкий круг задач с высокой эффективностью.
Ракеты Трайдент-D5 на английских ПЛАРБ несколько отличаются от установленных на американских лодках. Они почти на 50 см длиннее и могут нести восемь боевых блоков британской разработки мощностью по 150 кт каждый. В остальном же их тактико-технические характеристики аналогичны.
В декабре 2008 года завершено оснащение лодок боевыми информационно-управляющими системами «Submarine Command System Next Generation» (SMCS NG). Основой SMCS NG являются многофункциональные компьютерные терминалы с особой операционной системой, базирующейся на Windows XP, что по прогнозам сократит расходы на обслуживание бортовых систем более чем на 2 миллиона фунтов стерлингов в год.
Используемые на ракетоносцах типа «Вэнгард» гидроакустические комплексы модели 2054 быстро устаревают. Lockheed Martin намерен модернизировать комплексы по технологии Acoustic Rapid Commercial-off-the-shelf Insertion (ARCI), применяемой в гидроакустическом оборудовании ВМС США с 1998 года.

Читать еще:  Малый противолодочный корабль Проект 1124 (Гриша I) (СССР)

СЕРИЯ:
• Vanguard (стр. № 1109) борт. № S 05 (с S 28) заложена Vickers Shipbuilding & Engineering Limited в Барроу 3 сентября 1986 года, спущена на воду 4 марта 1992 года, вступила в строй 14 августа 1993 года. В начале февраля 2009 года подлодка столкнулась в Атлантическом океане с французской субмариной «Триомфант».
• Victorious борт. № S 06 (с S 29) заложена Vickers Shipbuilding & Engineering Limited в Барроу 3 декабря 1987 года, спущена на воду 29 сентября 1993 года, вступила в строй 7 января 1995 года.
• Vigilant (предполагалось наименование «Venerable») борт. № S 07 (с S 30) заложена Vickers Shipbuilding & Engineering Limited в Барроу 16 февраля 1991 года, спущена 14 октября 1995 года, вступила 2 ноября 1996 года. До 2012 года планируется провести модернизацию стоимостью ?300 млн.
• Vengeance (предполагалось наименование «Valiant») борт. № S 08 (с S 31) заложена Vickers Shipbuilding & Engineering Limited в Барроу 1 февраля 1993 года, спущена на воду 19 августа 1998 году, вступила в строй 27 ноября 1999 года.

Водоизмещение (подводное), т 15850
Главные размерения, м:
— длина 148,3
— ширина 12,8
— осадка 12
Главная энергетическая установка: 1 ЯЭУ (Rolls Royce PWR-2, 15 000 л. с.), 2 турбины (GEC, 27 500 л. с.)
Количество валов х мощность ЯЭУ, тыс. л. с 1х27500
Скорость хода (подводная), уз 25
Рабочая глубина погружения 280 м
Предельная глубина погружения 400 м
Автономность плавания 70 суток

Численность экипажа, чел. 135

Количество пусковых установок БРПЛ «Трайдент-2» 16
Количество 533-мм торпедных аппаратов 4
Радиоэлектронное:
• Гидроакустический комплекс: Marconi/Plessey Type 2054 имеет три антенны с разными частотами действия; буксируемый низкочастотный сонар (тип 2046), встроенный в корпус сонар (тип 2043) выполняет как пассивный, так и активный поиск.
• РЛС: 1 Kelvin Hughes Type 1007, 1 Dowly Sema SMCS.
• Системы управления оружием: 1 Dowty tactical control system SAFS 3 FCS.
• Средства противодействия: 2 x SSE Mk 10 Launchers for Type 2066 and 2071 decoys ESM; Racal UAP 3.
• Перископ: поисковый СК51 и боевой СН91, изготовленные компанией «Thales Optronics», снабжены видеокамерами и тепловизорами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector