0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рейдовый тральщик Проект 1258 «Евгения» (СССР)

Содержание

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Апальков Юрий Валентинович

Книга «Десантные и минно-тральные корабли Часть 2»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

РТ-249 (зав. № 353), Средне-Невский ССЗ, 9.04.1987 г.; 27.07.1990 г.; 29.12.1990 г. Входит в состав ЛенВМБ.

РТ-252 (зав. № 354), Средне-Невский ССЗ, 12.10.1987 г.; 27.09.1991 г.; 30.12.1991 г. Входит в состав ЛенВМБ.

РТ-273 (зав. № 355), Средне-Невский ССЗ, 29.03.1988 г.; 11.12.1991 г.; 30.09.1992 г. Входит в состав ЛенВМБ.

РТ-231 (зав. № 356), Средне-Невский ССЗ, 28.07.1988 г.; 19.08.1992 г.; 30.08.1993 г. Входит в состав ЛенВМБ.

РТ-233 (зав. № 357), Средне-Невский ССЗ, 20.10.1988 г.; 08.07.1993 г.; 30.12.1994 г. Входит в состав КФл.

РТ-234 (зав. № 358), Средне-Невский ССЗ, 27.04.1989 г.; 31.03.1994 г.; 26.08.1996 г. Входит в состав КФл.

РТ-* (зав. № 359), Средне-Невский ССЗ, 1990 г., 1995 г.; —. По состоянию на декабрь 1996 г. имел готовность 96 %. Однако заказ не был профинансирован и корабль подняли на причальную стенку предприятия, где он находится в настоящее время.

РТ-* (зав. № 360), Средне-Невский ССЗ, недостроенный корпус находится на приколе.

РТ-* (зав. № 361), Средне-Невский ССЗ, недостроенный корпус находится на приколе.

РТ-* (зав. № 362), Средне-Невский ССЗ, недостроенный корпус находится на приколе.

Речной тральщик пр. 1259 — 7 ед

Главные размерения, м:

— наибольшая (по КВЛ) 26,4 (24,6)

— ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,4 (4,4)

— осадка средняя, 0,92

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 11 (1)

Автономность по запасам провизии, сут 3

Главная энергетическая установка:

— количество х тип ДД — суммарная мощность, л. с 2 х ЗДбСН-235 — 470

— количество х тип движителей 2 х водомета

— количество х тип — мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ — по 50

Скорость хода, уз:

Дальность плавания ходом 9 уз, мили: 300

— количество х тип контактных тралов 1 х РКТ-2

— количество х тип акустических тралов 1 х АТ-6

— количество х тип акустических тралов 1 х СЭМТ-1

— количество АУ х стволов (тип АУ) 1×2- 25,0-мм (2М-ЗМ)

— навигационная РЛС «Кивач»

Продольный разрез речного ТЩК пр. 1259:

1 — кран-балка; 2 — лебедка-вьюшка; 3 — шахта забора воздуха в отделение ДГ; 4 — цистерна пресной воды; 5 — вентиляционная выгородка; 6 — 35-см прожектор; 7 — пост управления тралами; 8 — АП РЛС «Кивач»; 9 — ходовая рубка; 10 — кладовая ЗИП; 11 — кранцы выстрелов 14,5-мм АУ 2М-ЗМ; 12–14,5-мм АУ 2М-ЗМ; 13 — шкиперская и малярная кладовая; 14 — каюта старшин (на два человека); 15 — кубрик команды (на восемь человек); 16- каюта командира корабля; 17 — тамбур; 18- камбуз и кладовая провизии; 19- отделение ДГ; 20 — МО; 21 — тральная кладовая; 22 — румпельное отделение.

Речной ТЩК пр. 1259 (шифр «Малахит») спроектирован Западном ПКБ под руководством В.И. Блинова. По существу, он является уменьшенным вариантом пр. 1258. При разработке проекта конструкторы стремились обеспечить кораблю возможность действовать на реках и водоемах, доступ к которым по водным путям невозможен. Для этой цели тральщики пр. 1259 приспособили для транспортировки по железным дорогам (третья степень негабаритности), автотранспортом и на больших судах. При этом для достижения требуемых массогабаритных характеристик, ухудшили условия обитаемости экипажа, уменьшили размеры, а следовательно и мощность главных двигателей. С целью обеспечить возможность действия на малых глубинах, корабль оснастили водометными движителями. Проект разработали для двух вариантов корпуса — деревянного и из стеклопластика. В обоих вариантах компоновка тральщика оставалась одинаковой. Однако постройка кораблей с деревянным корпусом не производилась. Корпус из стеклопластика, гладкопалубный, с двойным дном на всем протяжении. Элементы набора, фундаменты под главные и вспомогательные механизмы изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов. Он делится водонепроницаемыми переборками (также изготовленными из алюминиево-магниевых сплавов) на семь отсеков. Оба главных двигателя расположены в одном отсеке (четвертом), за которым находится отсек ДГ. Все противоминное оружие может использоваться разновременно. В 1973-76 гг. на Средне- Невском ССЗ для советского флота было построено семь ТЩК пр. 1259.

РТ-450 (зав. № 700). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1973 г. Входил в состав БФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в 1995 г. — исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

РТ-710 (зав. № 701). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1974 г. В 1988 г. был выведен в резерв, а в 1995 г. — исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

РТ-722 (зав. № 702). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1974 г. В 1988 г. был выведен в резерв, а в 1995 г. — исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

РТ-724 (зав. № 703). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1975 г. Входил в состав БФ. В 1995 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Читать еще:  Противопехотная мина M16 (США)

РТ-392 (зав. № 704). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1975 г. Входил в состав БФ. В 1995 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

РТ-393 (зав. N9 705). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1976 г. Входил в состав БФ. В 1995 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

РТ-394 (зав. N9 706). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):;; 1976 г. Входил в состав БФ. В 1995 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Речные тральщики пр. 12592 — 4 ед

Главные размерения, м:

— наибольшая (по КВЛ) 25,0 (24,6)

— ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,5 (4,5)

— осадка средняя 0,94

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) В (1)

Автономность по запасам провизии, сут 3

Главная энергетическая установка:

— количество х тин основных ДД суммарная мощность, л. с 2 х ЗДбСН-235 — 470

— количество х тип движителей 2 х ВФШ в насадках

— количество х тип — мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ — по 50

Скорость хода, уз:

Дальность плавания ходом 9 уз, мили: 300

— количество х тип контактных тралов 1 х РКТ-2

— количество х тип акустических тралов 1 х АТ-6

— количество х тип электромагнитных тралов 1 х СЭМТ-1

— количество АУ х стволов (тип АУ) 1×2- 12,7-мм («Утес-М»)

Зенитный ракетный комплекс:

— навигационная РЛС «Кивач-2»

Речной ТЩК пр. 12592 (РТ-139) во время перехода из Черного моря на Балтику, 1991 г.

Речной тральщик пр. 12592 (шифр «Малахит-2») спроектирован в Западном ПКБ под руководством В.И. Блинова. Он является развитием речного пр. 1259. От прототипа отличается более совершенным вооружением и вспомогательным оборудованием, улучшенным общим расположением, конфигурацией мачтового устройства и заменой водометных движителей двумя ВФШ в насадках. В начале 80-х годов ССЗ «Странжа» в г. Мичурин (Болгария) выдали заказ на 12 кораблей данного типа, которые были построены в 1985–1991 гг. Пять из них предназначались для советского флота, а остальные для стран СЭВ. Однако до развала СССР в состав Балтийского флота вошли только четыре корабля данного тина.

Особенности весеннего призыва-2020: Тест на вирус для призывника — за 15 минут

Какие только слухи не гуляют сегодня о весеннем призыве-2020. То его вообще отменят, то перенесут, то совместят с осенним. А что на самом деле? Об этом « КП » спросила человека, знающего о призыве все, — начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба, генерал-полковника Евгения Бурдинского .

— Товарищ генерал, как коронавирус повлиял на сроки призыва?

— По закону весенний призыв должен проводиться с 1 апреля по 15 июля. И эти сроки никто не отменял! Все призывные комиссии в республиках, краях и областях страны возглавляются главами регионов.

— Ну а что тогда изменилось в работе призывного механизма?

— Коррективы есть. Военкоматы перестроили работу так, чтобы в апреле и начале мая можно было обойтись без вызова новобранцев. Для подготовки личных дел из вузов и проф -училищ заранее запросили характеристики, а в МФЦ — справки о составе семьи новобранцев. Были получены и обработаны списки состоящих на учете в наркологических и психиатрических диспансерах. Медисследования прошли 134 тысячи призывников. Включая снятие электрокардиограммы, исследования на ВИЧ , гепатиты В и С.

— И что показали эти исследования?

— Они помогли определить тех, кто не имеет права на освобождение или отсрочку от призыва. Тех, кого можно в первую очередь вызвать на призывные комиссии. Таких набралось 140 тысяч человек.

— Сейчас пока не ясно, когда в институтах, школах, колледжах пройдут выпускные экзамены. Как во время призыва это будет учитываться?

— Учли и этот момент. Военкоматы работают в плотном контакте с региональными органами образования. Сроки сдачи выпускных экзаменов увязываются со сроками вызова на призывные комиссии.

— А как еще пандемия повлияла на работу военкоматов?

— Они переведены на усиленный противоэпидемический режим. Но с 12 мая начнут работу, приближенную к обычной. Разница лишь в максимальном обеспечении безопасности призывников, прибывающих в военкомат: маски, социальная дистанция, проверка температуры, обработка рук антисептиком.

— Но после военкоматов призывники попадают на призывные пункты. А там большая плотность народа — сотни парней. И — вирусная опасность…

— На входе призывных пунктов установлен барьерный контроль бесконтактными термометрами. А во всех помещениях предусмотрена дезинфекция. Медицинскими масками все сотрудники военкоматов и призывники обеспечены.

Каждый призывник на сборном пункте пройдет экспресс-тестирование на коронавирус. Время проведения теста — не более 15 минут. И лишь после отрицательного результата теста призывник будет направлен на медосмотр и профессиональный психологический отбор. И уж потом — облачение в военную форму и в дорогу… Отправка призывников в войска начнется с 20 мая.

А кроме того, уже в воинских частях для всех новобранцев будет обязательный двухнедельный карантин.

Читайте также

Особенности весеннего призыва-2020: Тест на вирус для призывника — за 15 минут

С 12 мая военкоматы в России начинают работать в обычном режиме. И ждут новобранцев

Армейский строй пополнили 12 тысяч офицеров

Молодых лейтенантов, среди которых 260 девушек, готовили 36 военных вузов [видео]

США поставили России условие — пустить под нож все новые супер-ракеты

Почему Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений — это игра в «подкидного дурака» по-американски

Бастрыкин распорядился незамедлительно реагировать на проявления агрессии к медикам и полицейским

В Санкт-Петербурге раскрыты практически все такие особо тяжкие преступления, как убийства, изнасилования и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть

Что нового показал нам Парад-2020 и зачем он был нужен

«Кинжал» под брюхом МиГа и истребитель 5-го поколения показаны над Красной площадью впервые. А вот зачем нужен был такой Парад — разбирался наш военный обозреватель Виктор Баранец

К концу года у России появится «убийца авианосцев»

Новейшая гиперзвуковая ракета «Циркон» проходит финишные испытания. Почему ее так боятся в НАТО?

Эксперт: Американцы закупают из стран бывшего СССР технику, чтобы испытывать на своей броне наши снаряды

Обычно испытывают вооружение на Абердинском полигоне в штате Мэрилэнд

Самолеты над Москвой: Самые яркие фото репетиции воздушного Парада Победы

Из-за пандемии коронавируса в этом году 9 мая не будет праздничных концертов и шествия «Бессмертный полк», но состоится воздушная часть парада и прогремят салюты в честь Великой Победы

Парад военной авиации 9 мая 2020 года в Москве: что покажут и в какое время начнется

Почти 150 вертолетов и самолетов станут участниками Парада военной авиации 9 мая 2020 года в Москве

Каким на самом деле будет весенний призыв-2020: Сдать выпускные экзамены дадут, а тест на вирус займет 15 минут

Начальник главного управления Генштаба генерал-полковник Евгений Бурдинский ответил на вопросы Виктора Баранца

Читать еще:  Особенности питания разведчика в зоне конфликта. Часть 2

Шойгу: пациентов без коронавируса разместят на госпитальном судне «Иртыш»

Военные госпитали разгрузили и подготовили для приема зараженных COVID-19 [видео]

На дембель — в маске и с билетом: Минобороны уточнило правила увольнения с военной службы

Шойгу поручил обезопасить увольняющихся срочников от заражения

Эксперт: Американцы в Арктике с 10 километров прыгать не будут

Рекордное десантирование на заполярные острова в честь юбилея Победы и ВДВ восхитило многих – и вызвало вопросы

Отправка призывников в войска начнется 20 мая

Все военкоматы укомплектовали бесконтактными термометрами и масками

Россия попала в топ-5 стран по тратам на оборону

«Оборонка» обошлась нашей стране в 65 млрд

Прыжки с парашютом в Арктике: высота — 10 тысяч метров

Бойцы спецназа ВДВ России совершили этот маневр впервые в мировой истории

Шойгу посетил Главный храм Вооруженных Сил России

Министр осмотрел реконструкцию передовой, где догорали немецкие танки [видео]

Как армия сражается с коронавирусом

Военные специалисты дезинфицирует вокзалы, улицы, больницы и заводы

Коронавирус нашли у студентов Московской академии СК России

Во всех образовательных учреждениях ведомства за здоровьем детей установлен многоуровневый контроль

Когда у России появится «оружие возмездия» — разрекламированный «Посейдон»

Готовится к спуску на воду вторая российская атомная лодка, которая станет носителем самого мощного в мире подводного супер-оружия, названного «Машиной судного дня»

Возрастная категория сайта 18+

Рейдовый тральщик Проект 1258 «Евгения» (СССР)

Морской тральщик «Контр-Адмирал Хорошкин», СССР, 70-е гг.

Водоизмещение полное 790 т

мощность дизелей 10 000 л. с., скорость хода 19 узлов.

Длина наибольшая 61 м, ширина 10 м, среднее углубление 3,5 м.

четыре 30-мм и четыре 25-мм автомата, 2 РБУ, до 10 мин.

Обозначение НАТО: «Натя».

69. Морской тральщик «Сахалинский комсомолец», СССР, 50-е гг.

Водоизмещение полное 580 т

мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов.

Длина наибольшая 58 м, ширина 8,4 м, среднее углубление 2,1 м.

четыре 37-мм автомата, восемь 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, до 16 мин.

Обозначение НАТО: Т-43.

70. Базовый тральщик «Коломенский комсомолец», СССР, 70-е гг.

Водоизмещение 450 т

мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов.

Длина наибольшая 48 м, ширина 8,8 м, среднее углубление 2 м.

Вооружение: два 30-мм и два 25-мм автомата.

Обозначение НАТО: «Соня».

71. Рейдовый тральщик, СССР, 70-е гг.

Водоизмещение полное 90 т

мощность дизеля 850 л. с., скорость хода 11 узлов.

Длина наибольшая 26 м, ширина 6,1 м, среднее углубление 1,5 м.

Вооружение: два 25-мм автомата.

Обозначение НАТО: «Евгения».

72. Морской тральщик «Орлик», Польша, 1964 г.

Водоизмещение 500 т

скорость хода 16 узлов.

Длина наибольшая 58 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 2,5 м.

Вооружение: шесть 25-мм автоматов.

Всего построено 12 единиц.

73. Базовый тральщик «Кондор», ГДР, 1968 г.

Водоизмещение полное 320 т

мощность дизелей 4000 л. с., скорость хода 21 узел.

Длина наибольшая 52 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 2 м.

Вооружение: два 25-мм автомата.

Всего построено 62 единицы в двух немного различающихся сериях.

В то и говорить, тральщики в иерархии современных флотов занимают весьма скромное место. И служба на них для непосвященного человека кажется непрестижной. Зато среди моряков профессия «флотских саперов» всегда вызывала уважение. Еще бы, они-то знают, что тральщики — это единственные корабли ВМФ, которым в мирное время доводится выполнять не только учебные, но и боевые задачи, идти подчас на смертельный риск, не имея права на ошибку.

. Тральщик «Сахалинский комсомолец» находился в самом центре минного поля, когда его внезапно окружили четыре израильских катера. Они непрерывно пересекали курс советского корабля, имитируя столкновение и пытаясь оттеснить его на близлежащую коралловую отмель, но тральщик невозмутимо продолжал следовать боевым курсом. Ситуация обострилась до предела: на катерах расчехлили пулеметы, а один из них, резко сбавив ход, остановился прямо на пути следования тральщика. Расстояние между кораблями неуклонно сокращалось. Вот до борта израильского катера осталось десять метров, девять. Что же дальше — международный инцидент? Но тут нервы командира катера не выдержали, он резко дал полный ход и убрался восвояси. Очередной раунд «игры на нервах» выиграли советские моряки.

Этот эпизод был далеко не единственным в период, когда с июля по ноябрь 1974 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота оказывал помощь Арабской Республике Египет в уничтожении минных полей в Суэцком заливе. Советские тральщики успешно выполнили свою работу: на ходовой рубке «Сахалинского комсомольца» рядом с эмблемой отличного корабля появились три красные звезды — по числу уничтоженных им мин.

Опасность минной угрозы была полностью осознана руководством советского ВМФ еще в годы Великой Отечественной войны, и после ее окончания тральные силы продолжали развиваться достаточно быстрыми темпами. Советский противоминный флот уверенно выходил на первое место в мире, и в зарубежных военно-морских справочниках один за другим появлялись новые типы наших кораблей с весьма странными наименованиями.

Традиция называть корабли и самолеты неприятеля кличками, обычно женскими или мужскими именами, пришла в страны НАТО от американских морских летчиков, участвовавших в боях на Тихом океане. Действительно, система марок и названий японских самолетов была очень запутанной, и гораздо проще было выпалить в микрофон краткое «Бетти!» вместо «двухмоторный морской бомбардировщик типа «Ноль» фирмы «Мицубиси». После войны этот принцип был перенесен и на корабли «вероятного противника», поскольку чаще всего натовским специалистам были неизвестны ни номера проектов наших кораблей, ни их названия. На долю советских тральщиков достались, в частности, русские мужские и женские имена — во всяком случае, то, что казалось таковыми западным морским экспертам. Впрочем, первые две послевоенные серии советских тральщиков таких кличек получить еще не успели.

Корабли типа Т-43, постройка которых началась с конца 40-х годов, вобрали в себя лучшие черты как наших кораблей военного времени, так и немецких морских тральщиков, значительное число которых попало в Советский Союз в качестве трофеев. Удачная конструкция обеспечила им долгую жизнь не только в нашем флоте, но и в ВМС Алжира, Болгарии, Индонезии, Сирии, Китая и ряда других стран. Пришлось им побывать и в настоящих морских боях. Один из сирийских кораблей этого типа, «Хит-тине», в 1973 году погиб в бою с израильскими катерами у города Да-миетта.

За кораблями типа Т-43 последовали морские тральщики типа Т-58, строившиеся в конце 50-х — середине 60-х годов. Они оказались самыми крупными из советских тральщиков (по зарубежным данным, их полное водоизмещение достигало 900 т) и отличались высокой скоростью хода и мощным вооружением (четыре 57-мм автомата и реактивные бомбометы). Однако слишком большая масса стального корпуса и значительная осадка снижали их возможности в связи с резко возросшей чувствительностью современных неконтактных взрывателей мин. По данным западных экспертов, в конце 70-х годов большая часть этих кораблей была переоборудована в суда воздушного наблюдения с установкой на них зенитных ракет.

Читать еще:  Проект ракетного комплекса «Medusa» (США)

На последующих сериях были приняты все меры по снижению физических полей: размеры кораблей уменьшились, а их корпуса начали делать из немагнитных материалов. Первыми морскими тральщиками с корпусами из алюминиевых сплавов стали корабли, получившие натовскую кличку «Юрка». На их долю выпало немало работы в самых разных уголках земного шара.

Первый экзамен корабли этого типа сдали в 1972 году, когда правительство Республики Бангладеш обратилось за помощью к Советскому Союзу. Более двух лет — с апреля 1972-го по май 1974 года — отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота трудился по очистке порта Читтагонг — главных морских ворот вновь образовавшейся республики — от мин и затонувших судов, оставшихся там после индо-пакистанской войны 1971 года. Экспедиция работала в очень сложных условиях: при высокой температуре, мутной воде и сильных течениях. Тем не менее фарватер длиной 30 миль и обширная акватория порта были успешно протралены. Действия наших кораблей получили высокую оценку в Бангладеш. В частности, министр коммуникаций этой страны отметил: «Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни».

Следующим испытанием советских тральщиков стала работа в Суэцком заливе, когда с июля по ноябрь 1974 года группа советских кораблей прошла с тралами более 17000 миль, очистив 1250 км2 акватории. «Сахалинский комсомолец» и другие советские корабли показали не только хорошую боевую выучку, но и отменную живучесть. Один из тральщиков в результате взрыва донной мины у самого борта получил тяжелые повреждения; вода залила оба машинных отделения. Однако аварийные партии справились со столь тяжелыми последствиями, и корабль был спасен. Кстати, в этой операции участвовали и советские вертолеты противоминной обороны, базировавшиеся на крейсере «Ленинград».

Дальнейшим развитием советских морских тральщиков стала серия кораблей, получившая в НАТО неудобоваримое обозначение «Натя» (что оно должно обозначать, вряд ли знают сами западные специалисты). Они оказались способными не только тралить мины, но и противостоять угрозе с моря и воздуха, выполняя роль кораблей эскорта. Им пришлось сдавать экзамен в этой роли совсем недавно — в Персидском заливе.

Последняя боевая операция советских тральщиков по обеспечению безопасности судоходства в этом взрывоопасном районе затянулась надолго. В разное время там действовали «Контр-адмирал Хорошкин», «Курский комсомолец», «Снайпер»,»Зенитчик», «Турбинист» и ряд других кораблей.

В результате ирано-иракской войны с 1980 года в Персидском заливе сложилась очень сложная обстановка. Обе стороны активно использовали мины, ракеты, быстроходные катера, экипажи которых составляли одетые в белое смертники, готовые в любой момент пустить в ход оружие. Жертвами боевых действий стали несколько сотен кораблей разных стран. В их числе оказались и два советских торговых судна: в мае 1987 года «Маршал Чуйков» подорвался на мине, а «Иван Каротеев» получил повреждения от атаки скоростных катеров. В этих условиях корабли нашего флота были вынуждены конвоировать транспортные суда, проводя их за тралами и охраняя от нападения с моря и воздуха. В результате принятых мер ни одно из советских судов более не попало на мину и не подверглось атаке.

Менее бурные «биографии» имели небольшие по размерам базовые и рейдовые тральщики. Быстро выяснилось, что они приобретают все большее значение. Основной угрозой стали различные донные мины, которые могут выставляться лишь на небольших глубинах, а значит — вблизи от берега. Для их обнаружения и траления необходимы корабли с малой осадкой.

Первыми послевоенными базовыми тральщиками стали стальные корабли, получившие на Западе обозначение «Саша» и ставшие развитием знаменитых «стотонников». Этих 250-тонных кораблей с гладкопалубным корпусом было построено относительно немного, зато следующая серия (ласково названная в штабе НАТО «Ваня») оказалась очень многочисленной. Эти тральщики имели деревянный корпус и все отличительные особенности искателей мин. Они же, по западным данным, могут служить кораблями управления для радиоуправляемых рейдовых тральщиков, экипажи которых с началом боевого траления покидают свои суда.

Следующая большая серия современных тральщиков-искателей (за рубежом обозначаемых как тип «Соня») появилась, по западным данным, в начале 70-х годов. Водоизмещение по сравнению с «Ванями» резко возросло, а корпус изготавливался из композитных материалов на основе дерева и стеклопластика. Корабли этого типа служат во флотах Кубы, Болгарии, Сирии, Вьетнама.

Третья «ветвь», по которой пошло развитие наших послевоенных тральщиков, имеет свои исторические «корни» в катерных тральщиках времен Великой Отечественной войны. Это малые рейдовые корабли, имеющие водоизмещение менее 100 т. Начиная с середины 70-х годов западные справочники обогатились последовательно 50-тонными «Олями», 85-тонными «Илюшами» (которые могут, в частности, служить радиоуправляемыми тральщиками) и, наконец, современными искателями мин типа «Евгения». Эти удачные корабли с корпусами из стеклопластика имеют современное тральное оборудование, включая гидроакустическую станцию и телевизионную систему поиска.

Советские тральщики получили широкое распространение и в странах Варшавского Договора. Только Польша и ГДР строили корабли по своим собственным проектам. 12 польских тральщиков типа «Орлик» очень сильно напоминали несколько уменьшенные Т-43, но имели итальянские дизели фирмы ФИАТ. Немецкие корабли были более оригинальными, хотя и в них четко проглядывается их «прародитель» — германский тральщик типа М-40. После того как были построены первые 6 кораблей типа «Хабихт», выяснилась необходимость в более мощном радиолокационном оборудовании, и на следующих 6 единицах корпус был удлинен примерно на 7 м и введена мощная решетчатая мачта, на которой расположились антенны радаров. Серия из 10 тральщиков типа «Краке» явилась дальнейшим развитием «Хабихтов»: новые корабли были на 150 т больше, имея ту же скорость и вооружение.

К началу 70-х годов все эти корабли устарели как физически, так и морально: требовались небольшие противоминные искатели с корпусами из немагнитных материалов. Большинство «Краке» и «Хабихтов» было выведено из состава флота ГДР или переклассифицировано во вспомогательные суда, а их место заняли базовые «Кондоры». Новые тральщики строились в двух сериях — как учебные и как боевые, несколько отличаясь водоизмещением и вооружением («настоящие» тральщики имели на четыре 25-мм автомата больше).

В целом страны Варшавского Договора сегодня располагают мощными противоминными силами. Всего в составе их флотов, по данным зарубежной печати, около 600 тральщиков, из них более 420 — советские. Это примерно в 2,5 раза больше, чем у стран НАТО. Однако подобный дисбаланс Западу не угрожает: ведь тральщик — это корабль обороны, а не нападения. Корабль, роль которого в будущем должна возрасти еще больше.

Статья подготовлена по материалам иностранной печати. Технические данные советских кораблей . заимствованы из английского справочника «Джейн’с файтинг шипс»

В. Кофман, П. Боженко

Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector