Сторожевой корабль Проект 11540 (СССР)
Сторожевой корабль Проект 11540 (СССР)
Сторожевые корабли проекта 11540 шифр Ястреб — тип сторожевых кораблей (по классификации NATO — фрегатов) российского флота. Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2009 год входят в состав Балтийского флота.
СКР проекта 11540 – это многоцелевой корабль, обеспечивающий противовоздушную оборону оперативного соединения кораблей от судов и подводных лодок противника. Сторожевой корабль этого класса был разработан и построен на судостроительном заводе “Янтарь” в Калининграде. Первым в серии стал СКР “Неустрашимый”, который был спущен на воду в 1993 году. Два других заложены – “Ярослав Мудрый” (в некоторых сообщениях он несет имя “Неприступный”) заложен в 1991 и “Туман” заложен летом 1993. Данный корабль является дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавших себя сторожевых кораблей проекта 1135, 24 из которых были построены в период с 1969 по 1993 года. СКР проекта 11540 является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов.
Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом “Водопад-НК”, производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас – 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°.
Комплекс противокорабельных ракет “Уран” включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР К-35 и автоматизированную систему управления. Ракета K-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели. Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м выше уровня моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 метров в секунду снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км. Полетный вес – 603 кг.
Комплекс ПВО “Клинок” обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Комплекс состоит из автоматизированной системой управления стрельбой и подпалубную пусковую установку с четырьмя барабанами, каждый с восемью ракетами 9M330 (32 ракеты). Ракета является морской версией ракеты СА-15.
Для получения данных для стрельбы комплекс имеет в составе РЛС обнаружения и интерфейс с корабельной системой боевого управления. В РЛС применена антенна с фазированной решеткой и электронным управлением. Дальность – от 12 до 15 км и высота цели – от 10 до 6000 метров. Ракета снабжена 15 кг боеголовкой, может поражать 4 цели одновременно на скорости до 700 метров в секунду и скорострельности 3 ракеты в секунду.
Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО “Каштан” – разработан Тульским Конструкторским бюро. Система обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда. Система выполнена модульной конструкцией. Один командный модуль и два модуля – комбинированная ракетно-артиллерийская установка с боезапасом в 64 ракеты и 600 выстрелов, расположенные с каждой стороны купола спутниковой связи. Командный модуль обеспечивает полностью автономное обнаружение целей, выдачу данных по целям и целераспределение пусковым установкам. Комбинированная ракетно-артиллерийская установка автоматически получает целеуказание, сопровождает цель, вычисляет параметры цели и применяет оружие. Ракеты класса “Земля-воздух” запускаются из контейнера (пусковой установки), артиллерийская установка представляет собой спаренный 30 мм зенитный автомат. Система обеспечивает радиолокационный и лазерный (для ракет) режимы сопровождения целей. Дальность стрельбы – от 1,5 до 8 км и артиллерийской установкой – 0,5-1,5 км для высот от 5 до 4000 метров. Скорость цели до 600 м/с. Скорострельность артиллерийской установки до 1000 выстрелов в минуту.
Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны “Смерч-2”. Неподвижная пусковая установка РБУ-6000 установлена на верхней палубе за четырьмя крышками ПУ комплекса “Клинок”. Пусковая установка из двенадцати радиально размещенных труб, данные для стрельбы поступают от системы управления огнем “Буря”. Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой. Ракеты загружаются автоматически через элеватор. Когда последняя трубка загружена, пусковая установка автоматически переключается на стрельбовой режим. Использовав все ракеты, пусковая установка автоматически возвращается в позицию загрузки. Максимальная дальность стрельбы – 6000 метров и максимальная глубина цели – 500 метров. Вес ракеты – 110 кг и вес боевой части – 25 кг.
Система AK-100 с боезапасом в 350 снарядов, установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Артиллерийская установка AK- 100-MР-145 разработана Конструкторским бюро “Аметист” в Москве, конструкторским бюро “Арсенал” и Промышленной ассоциацией в Санкт-Петербурге. Система включает в себя также вычислительный комплекс с радиолокационным и телевизионным каналом обнаружения и слежения. Артиллерийская установка оборудована оптическим прицелом “Конденсор”. Управление стрельбой может быть в автоматическом – от комплекса управления стрельбой, в полуавтоматическом – от оптического прицела “Конденсор” и в ручном режиме, причем подача боеприпасов в ручном режиме обеспечивается через элеваторы и автоматические механизмы подачи. Артиллерийская установка обслуживается командой из 5 или 6 человек. Скорострельность 30 – 50 выстрелов в минуту, дальность 20 километров.
Корабль оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для обеспечения защиты против оружия с тепловыми головками самонаведения. Производит стрельбу 120мм снарядами тепловых помех. Подрыв снарядов может быть в автоматическом или одиночно в ручном режиме. Также корабль оснащен двумя 16-трубными установками ПК-16 для постановки помех оружию с радиолокационными и оптическими системами самонаведения. Производит стрельбу снарядами калибра 82 мм одиночно в ручном режиме. В автоматическом режиме может производить стрельбу одиночно с интервалом от 20 до 100 секунд. Дальность стрельбы от 200 до 1800 метров.
Вертолетная площадка занимает всю ширину кормовой части корабля. В ангаре размещен палубный вертолет Ка-27. Боевой вертолет Ka-27, один из семейства противолодочный вертолетов фирмы Камова, по классификации НАТО – “Helix”. Вертолет может действовать в плохих условиях погоды и состоянии моря вплоть до 5 баллов и на расстояниях до 200 км от судна. Вертолет обеспечен РЛС для обнаружения и сопровождения надводных целей, гидролокационную систему для обнаружения и сопровождения подводных целей, систему постановки акустических буев. Системы оружия включают противолодочные торпеды, противолодочные ракеты, глубинные бомбы и донные мины.
Сторожевые корабли проекта 11540
Сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб», по кодификации НАТО — Neustrashimyy) — тип сторожевых кораблей (по западной классификации — фрегатов) российского флота.
Корабли проекта предназначены для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2018 год входят в состав Балтийского флота. Третий корабль планировалось достраивать по изменённому проекту, но в 2015 году от его достройки отказались, недостроенный корпус будет утилизирован.
Содержание
История
Проектирование
Сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб») в окончательном варианте должны были заменить сторожевые корабли проекта 1135.
Конструкция
Корпус и надстройка
Сторожевики проекта представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.
Корпус корабля полубачный, с удлинённым полубаком, характерным изломом верхней палубы в носовой части, улучшающим условия боевого применения 100 мм артустановки и носовым бульбом, в котором размещена антенна гидроакустического комплекса.
Водонепроницаемыми переборками корпус корабля разбит на 12 отсеков. И корпус и надстройка полностью стальные, созданы с использованием технологий по снижению заметности, все соединения выполнены методом сварки.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка двухвальная, состоит из одного маршевого М-70 и форсажного М-90 газотурбинных агрегатов на каждую валолинию, всего — два маршевых и два форсажных ГТА, работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. ГЭУ позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 18 узлов составляет 3000 миль, а ходом 16 узлов — 3500 миль.
Электроэнергетическая установка состоит из двух газотурбинных генераторов по 1250 кВт, одного газотурбогенератора мощностью 600 кВт и двух дизель-генераторов по 600 кВт каждый [1] .
Вооружение
Артиллерийское
Артиллерия кораблей проекта представлена одной 100 мм артиллерийской установкой АК-100 с боезапасом 350 снарядов. Система установлена в носовой части корабля и предназначена для поражения береговых, морских и воздушных целей, включая противокорабельные ракеты.
Противолодочное
Корабли проекта оснащены противолодочным ракетным комплексом «Водопад-НК», состоящим из двух трёхтрубных горизонтальных пусковых установок, установленных побортно в направлении носа с фиксированным углом в 18°. Боезапас состоит из шести ракет дальностью действия до 40 км.
Для противолодочной, а также противоторпедной и противодиверсионной обороны имеется реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 «Смерч-2», установленная на полубаке. Установка имеет боезапас в 60 бомб с максимальной дальностью стрельбы 6 километров и максимальной глубиной цели 450 метров. На СКР «Ярослав Мудрый» для защиты от диверсантов так же установлены два десятиствольных 55 мм гранатомётных комплекса ДП-65.
Противокорабельное
Для поражения надводных кораблей и судов на сторожевиках предусмотрено размещение в центральной части корпуса противокорабельного ракетного комплекса «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок, расположенных перпендикулярно продольной оси корабля с углом возвышения 35°. Суммарный боезапас составляет восемь ПКР Х-35.
Несмотря на то, что ПКРК «Уран» неоднократно упоминался в СМИ в составе вооружения «Неустрашимого», с момента принятия комплекса на вооружение в 2003 году, он так и не был установлен на корабль, вступивший в строй в 1993-м (1990 [1] ). Таким образом, на всём протяжении своего существования СКР «Неустрашимый» не оснащён основным противокорабельным вооружением.
Зенитное
Основным средством противовоздушной и противоракетной обороны кораблей является зенитный ракетный комплекс «Кинжал» с общим боезапасом 32 ЗУР в четырёх восьмиконтейнерных барабанных модулях вертикального пуска, установленных в носовой части за артустановкой.
Для противовоздушной обороны в ближней зоне на кораблях проекта в районе ангара побортно установлено два модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» с боезапасом 32 ЗУР и 2×500 30 мм снарядов в каждом.
30 мм автоматические пушки из состава ЗРАК «Кортик» также могут быть использованы для поражения малоразмерных надводных и береговых целей.
Авиационное
На кораблях проекта предусмотрено базирование вертолёта Ка-27ПЛ для чего они оборудованы ангаром с запасом горюче-смазочных материалов и боеприпасов. Вертолёт предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника и может быть оборудован для выдачи загоризонтного целеуказания противокорабельному ракетному комплексу «Уран» на дальности до 200 километров от корабля.
Радиотехническое
Основной радиолокационной станцией «Ястребов» является РЛС обнаружения и целеуказания с ФАР МР-750 «Фрегат-М2» или МР-755 «Фрегат-МА» — в зависимости от конкретного корабля. Антенный пост которой располагается на грот-мачте.
На фок-мачте находится антенный пост РЛС обнаружения и целеуказания МР-352 «Позитив» из состава ЗРК «Кинжал».
Для навигации установлена навигационная РЛС МР-212 «Вайгач» и комплекс «Бейсур». Для обнаружения и сопровождения подводных целей на корабли проекта установлен гидроакустический комплекс «Звезда-М1» с антенной в носовом бульбе.
Корабли оснащены специализированной боевой информационно-управляющей системой «Трон-11540». Наведение АУ осуществляется с помощью РЛС МР-145 системы управления огнём артиллерии «Лев-145», а наведение РБУ-6000 на цель и её сопровождение выполняется системой управления огнём комплекса противолодочной обороны «Онега-11540».
Для ведения радиоэлектронной борьбы на “Неустрашимом” установлена система типа МП-405, вместо которой на «Ярославе Мудром» установлена система ТК-25.
Корабельные средства радиоэлектронного подавления и системы постановки пассивных помех тепловым и радиолокационным головкам самонаведения ракет состоят из восьми десятитрубных 120 мм пусковых установок КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый» и двух 82 мм установок КЛ-101 комплекса ПК-16 с реактивными снарядами дипольных отражателей и ложных тепловых целей.
Средства связи включают автоматизированный комплекс связи Р-782 «Буран», а на «Ярославе Мудром» дополнительно установлен комплекс спутниковой связи Р-768 «Центавр» [1] .
Мореходность и обитаемость
Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями, способствующими улучшению мореходности.
Автономность кораблей по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Строительство
Головной корабль проекта был начат строительством в мае 1986 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», а официально заложен 25 марта 1987 года. На воду был спущен 25 мая 1988 года. Вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года вошёл в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота, а 24 января 1993 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России. Со 2 февраля 1993 года корабль входит в состав Балтийского Флота ВМФ России. По ценам 1988 года «Неустрашимый» обошёлся бюджету СССР в 80 млн. рублей.
Второй корабль — «Неприступный» (позднее переименован в «Ярослав Мудрый») — был заложен там же 27 мая 1988 года и спущен на воду в июне 1990 года. 19 июня(июля [1] ) 2009 года вошёл в состав ВМФ России и 24 июля 2009 года над кораблём был поднят Военно-морской флаг Российской Федерации.
После закладки «Неприступного», на «Янтаре», также, было начато строительство третьего корабля — «Туман», но позже было остановлено. На основе недостроенного «Тумана» планировалось создание противолодочного корабля для борьбы с неатомными подводными лодками. Начало достройки намечалось на 2014 год. Как сообщил в сентябре 2015 года журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников: «Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 „Туман“. Несмотря на то, что корпус судна уже длительное время находятся на воде, востребованности в нем нет. Он уже не только устарел, но и не вписываются в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота» [2] .
Служба
С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях, в том числе совместных с НАТО; [3]
Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон, обеспечивая безопасность с российской стороны;
Заходили с дружественными визитами в порты Франции, Испании, Бельгии и других государств;
Несли боевую службу в Балтийском, Норвежском, Средиземном и других морях, участвовали в борьбе с сомалийскими пиратами и проводке судов по «коридору безопасности» у берегов Сомали.
За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.
В сентябре 2006 года СКР «Неустрашимый» принимал участие в мероприятии по перезахоронению императрицы Марии Фёдоровны (сторожевик встречал и сопровождал корабль КВМС Дании «Эсберн Снаре» с прахом императрицы).
В июле 2010 года сообщалось, что корабли проекта в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будут перебазированы на Черноморский флот и будут ориентированы командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях [4] . Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога [5] .
С 7 декабря 2011 года по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» [6] .
В мае 2013 года он сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова братству Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон из итальянской Генуи в Средиземном море [7] .
По данным на 24 января 2014 года СКР «Неустрашимый» Балтийского флота ВМФ России находится на доковом ремонте у причала Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» с целью восстановления технической готовности. Будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов; будет выполнен средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, системы автоматики и управления [8] .
Сторожевые корабли проекта 11540
- 2х4 — ПУ ПКРК 3К24 «Уран» [2] ;
- 6х1 — ПУ ПЛРК УРПК-6 «Водопад-НК»;
- 4х1 — ПУ ЗРК «Кинжал»;
- 2х8 — ПУ ЗРАК 3М87 «Кортик».
- 1×1 — 100-мм АУ АК-100;
- 4×6 — 30-мм АУ АО–18К (в 2 модулях ЗРАК «Кортик»);
- 2х10 — 55-мм гранатомёта ДП-65;
- 2 — 12,7-мм пулемёта НСВТ-12,7 «Утёс».
- 1х12 — 213-мм РБУ -6000 «Смерч-2»;
- 16-20 мин заграждения.
- РЛС МР-750 «Фрегат-М2»;
- НРЛС МР-212 «Вайгач»;
- ГАК МГК-365 «Звезда-М1»;
- РЭБ МП-405, ПК-16 (2 ПУ), ПК-10 «Смелый» (8 ПУ);
- БИУС «Трон-11540».
- «Неустрашимый» (1988),
- «Неприступный» (1990, с 1995 – «Ярослав Мудрый»),
- «Туман» (не достроен).
Содержание
Общие сведения
Фрегаты (по изначальной классификации – сторожевые корабли 2 ранга) в российском флоте предназначены для осуществления поиска подводных лодок в составе разнородных поисково-ударных групп, обеспечения боевой устойчивости отрядов и групп кораблей и судов, в том числе конвоев. Кроме этого, фрегаты ВМФ, наряду с кораблями Федеральной пограничной службы, могут привлекаться для защиты биоресурсов и производственной деятельности в пределах экономической зоны и принадлежащего России континентального шельфа. В силу известных обстоятельств Россия после 1991 года переживает непрекращающийся кризис во всех сферах, включая военно-экономическую. В связи с этим при массовом выводе кораблей из боевого состава флота по техническому состоянию было почти полностью прекращено строительство и новых боевых единиц. Это привело к тому, что существующие количество фрегатов не обеспечивает решения даже самых насущных проблем. По своим оперативно-техническим качествам отечественные фрегаты на момент вступления в строй головных кораблей серий не уступали лучшим мировым образцам. Однако в настоящее время сроки постройки кораблей затягиваются настолько, что есть опасения, что они морально устареют за период строительства.
Именно такая судьба ожидала строящиеся на Прибалтийском судостроительном заводе сторожевые корабли проекта 11540. До 1991 года успели ввести в строй лишь головной «Неустрашимый», а два других корабля, уже доведённые до высокой степени готовности, были надолго законсервированы. Спустя более двух десятков лет ввели в строй и второй фрегат – «Ярослав Мудрый». Третий, «Туман», был в конце концов объявлен устаревшим ещё на стапеле и намечен к разделке на лом.
При соответствующем финансировании сохранившаяся к настоящему времени судостроительная промышленность России позволяет полностью обеспечить российский флот новыми фрегатами и строить их на экспорт. Подтверждают это строящиеся для ВМС Индии и ВМФ России фрегаты типов «Тальвар» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков», при создании которых был использован опыт проектирования и службы сторожевых кораблей проекта 11540.
История создания
Предшественники
Предшественниками сторожевых кораблей проекта 11540 являются СКР проекта 1135 и 1135М (шифр «Буревестник»). Очень удачные в целом, эти корабли были спроектированы ещё в 1960-е годы и, по меркам 1980-х годов, начали устаревать. В новом проекте, при сохранении примерно тех же размерений, требовалось предусмотреть постоянное базирование противолодочного вертолёта, более новые типы оружия и, в перспективе – ударное вооружение наряду с противолодочным. При проектировании нового сторожевого корабля оказался крайне полезен также опыт создания Северным ПКБ на базе корпуса СКР проекта 1135 пограничного сторожевого корабля проекта 11351 (ПСКР типа «Менжинский») по заказу КГБ СССР.
Прежде пограничным войскам КГБ недоставало подходящих кораблей для контроля обширных морских акваторий — в первую очередь, 200-мильной экономической зоны на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Именно для этих задач на базе уже освоенного промышленностью и флотом проекта 1135 в начале 1970-х годов разработали техпроект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351 «Нерей». Корпус, энергетическая установка, главные механизмы и оборудование корабля остались прежними по сравнению с базовым «Буревестником» проекта 1135. Главное противолодочное оружие — УРПК «Метель» — убрали, оставив, однако, реактивные бомбомёты и торпедные аппараты. В носовой части установили одну башню АК-100. За счет сэкономленного веса на корме удалось разместить взлётно-посадочную площадку и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-27ПС. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» остался только один, в носу. В кормовой части надстройки установили побортно по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. ГАС «Титан» и «Вега» заменили более простыми и компактными комплексами «Платина» и «Бронза», поскольку задачи поиска подводных лодок перед ПСКР не ставилось. Водоизмещение возросло на 300 т, но в итоге получился универсальный корабль со вполне сбалансированными характеристиками.
В дальнейшем подобную компоновку – с расположением вертолётной площадки и ангара в корме, а 100-мм артустановки АК-100 в носу полубачного корпуса – применили также при проектировании нового сторожевого корабля проекта 11540. Свой отпечаток на новый проект наложило также то, что его разрабатывало Зеленодольское ПКБ, до того занимавшееся малыми кораблями – такими, как МПК проекта 1124; опыт зеленодольских конструкторов позволил создать достаточно компактный и вместе с тем предельно насыщенный вооружением корабль.
Предпосылки к созданию
При всех достоинствах построенных массовыми сериями в 1960-е и 1970-е годы сторожевых кораблей и БПК 2 ранга, их вооружение и радиоэлектронное оборудование в 1980-е годы начало устаревать. Новые образцы вооружения и оборудования, хотя и устанавливались на уже построенные корабли при модернизациях, наиболее полно могли бы проявить свои возможности на специально спроектированных для них кораблях. Как правило, новые типы вооружения становились легче и компактнее, что позволило вместо чисто противолодочных или ракетных кораблей создать многофункциональные боевые единицы с универсальным вооружением. Базирование вертолёта на кораблях такого класса также превратилось из «роскоши» в насущную необходимость. Помимо новейших ракетных и артиллерийских комплексов, проектируемые сторожевые корабли должны были получить газотурбинные двигатели нового поколения – более мощные, долговечные и экономичные, чем на предшественниках. Большее, чем прежде, внимание предполагалось уделить снижению радиолокационной заметности нового сторожевого корабля.
Проектирование
В 1975-1977 годах в Зеленодольском ПКБ коллективом под руководством Главного конструктора Н. А. Яковлевского и при активном участии Главного наблюдающего ВМФ капитана 2 ранга В. Я. Корсукова был разработан технический проект газотурбинного противолодочного СКР проекта 1154 стандартным водоизмещением около 1600 тонн с ГАК «Звезда-1». После рассмотрения совместной комиссией ВМФ и МСП в ноябре 1977 года проект подвергся существенной корректировке. ВМФ посчитал необходимым ввести в состав вооружения корабля наиболее перспективные разработки, в результате проект 1154 обзавёлся 6 унифицированными однотрубными ПУ для стрельбы торпедами и ракето-торпедами «Водопад-НК», реактивным противолодочным комплексом (РПК) «Ливень», многоканальным ЗРК самообороны «Кинжал» и 76-мм одноорудийной автоматической артустановкой А-221.
Корректированный техпроект был выпущен в 1979 году. Вступление в строй головного корабля тогда планировалось на 1986 год. Полное водоизмещение достигло величины 2000 т. Газотурбинная ГЭУ, скомпонованная из маршевых и основных двигателей [3] , состояла из четырёх ГТД М70, обеспечивавших скорость полного хода 30 узлов. Расчётная дальность плавания 14-узловым ходом равнялась 3000 миль. Особенностью архитектуры корабля являлся большой подкильный обтекатель антенны ГАС, водоизмещение которого составляло около 7% от водоизмещения всего корпуса.
При дальнейшем совершенствовании проекта, вооружении его зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами ближнего рубежа (ЗКБР) «Кортик» и обеспечении постоянного базирования противолодочного вертолёта Ка-27 размерения СКР неизбежно возросли. Помимо прочего, заменили недостаточно мощную против надводных кораблей 76-мм артустановку на 100-мм комплекс АК-100, а также отказались от неудачного бомбомётного комплекса «Ливень». Корабль стандартным водоизмещением в 3040 тонн по комплексу характеристик уже мог стать полноценной заменой для СКР проекта 1135. Проекту присвоили новый номер – 11540 и шифр «Ястреб».
Десятилетний план военного кораблестроения «Основные направления развития ВМФ СССР на XI-XII пятилетки», утвержденный постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1135-345 от 14 января 1981 года, включал в себя также пункт о серийном строительстве СКР проекта 11540 «Ястреб».
В октябре 1981 года, согласно приказа ГК ВМФ, в связи с изменением состава вооружения (добавлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран») водоизмещение проектируемого корабля было разрешено увеличить до 3,5 тысяч тонн. В следующем году Зеленодольское ПКБ представило на рассмотрение ВМФ технический проект 11540 сторожевого корабля 2 ранга «Ястреб». Главным конструктором корабля остался Н. А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ был назначен специалист 1-го ЦНИИ МО капитан 2 ранга О. К. Коробков.
В 1982 году, с учётом опыта англо-аргентинского конфликта, выполнили новые корректировки проекта – совместным решением ВМФ и МСП от 9 апреля. Усовершенствования включали в себя замену лёгких сплавов в конструкции надстроек на сталь, а также ряд усовершенствований в части радиоэлектронного вооружения.
В 1986 году на судостроительном заводе «Янтарь» приступили к подготовке строительства, а в марте 1987 года головной корабль торжественно заложили на стапеле.
Постройка и испытания
Корабли нового проекта строились на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (город Калининград) – головном предприятии-строителе предшествующих СКР проекта 1135.
В СССР до 1991 года успели достроить только головной корабль — «Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России анклав, и снабжение завода сырьём, комплектующими и материалами стало баснословно дорогим. Многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». В условиях рыночной экономики Россия оказалась не в состоянии развивать военное судостроение, а у «Неустрашимого», как это часто случается с головными кораблями, выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «Ястребов» за границу, но потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая не захотели брать на себя «головную боль» с недостаточно доведённым кораблём.
Постройку двух следующих кораблей серии в связи с прекращением финансирования пришлось приостановить при технической готовности соответственно 78% и 28% [4] . Корпуса кораблей законсервировали и поставили на прикол у заводской стенки. Несмотря на попытки достроить один из кораблей по экспортному проекту 11541 «Корсар», интерес к нему потенциальные заказчики так и не проявили, поэтому дело ограничилось лишь проектом и некоторыми подвижками в постройке. Только в 2003 году было решено достраивать второй корпус по корректированному техпроекту для российского флота. Из-за низкого уровня финансирования корабль, получивший новое имя «Ярослав Мудрый», ввели в строй только в мае 2009 года.
Третий в серии сторожевик «Туман», названный в честь легендарного корабля-героя Великой Отечественной войны на Северном флоте, начали строить на «Янтаре» в 1990 году, но в конце 1993 года из-за прекращения финансирования работы были остановлены на стапеле. Предположительно, законсервированный корпус был спущен на воду в 2005 или 2006 году, чтобы освободить стапель, и с тех пор отстаивается в заводском бассейне.
Этапы строительства и ввода в строй кораблей проекта 11540 отображены в таблице ниже.