Судно снабжения типа «Patino» (Испания)
научная статья по теме УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТЫ СНАБЖЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Машиностроение
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТЫ СНАБЖЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТЫ СНАБЖЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ1
И. С. Никитенко, аспирант, e-mail: isnikitenko@mail.ru
Универсальные транспорты снабжения (УТРС) предназначены для комплексного обеспечения кораблей на ходу и при стоянке на якоре топливом, пресной водой, продовольствием, боезапасом и прочими видами снабжения. Суда данного класса имеются в составе ВМС большинства стран, претендующих на действия в дальней морской и океанской зонах, включая ВМС Великобритании, Германии, Китая, США, Франции, Японии и др. УТРС позволяют значительно расширить районы действия и продолжительность нахождения в море боевых кораблей. По состоянию на 2012 г. всего было построено 98 УТРС по 28 проектам, а еще четыре судна по трем проектам были переоборудованы в УТРС из танкеров2. В табл. 1 приведена информация по динамике количества УТРС (за вычетом уже списанных), входящих в корабельный состав флотов стран мира. Единственным флотом в мире, ранее обладавшим УТРС, но не имеющим судов такого класса в настоящее время, является ВМФ России.
Наличие УТРС в составе ВМС связано с океанскими амбициями страны. Потребности в таких судах обусловливаются, к примеру, регулярными дальними походами кораблей, несением ими боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Из 24 стран мира, имевших в составе своих ВМС универсальные транспорты снабжения, можно говорить об океанских амбициях у 16—18 стран. УТРС широко используются и в мирное, и в военное время. Как правило, в Мировом океане единовременно несут боевую службу около 15 УТРС различных флотов, в том числе до 10 УТРС из состава ВМС США. Так, УТРС решают задачи боевой службы в соста-
ве авианосных ударных групп ВМС США, оперативного соединения ВМС стран Европейского союза, отряда боевых кораблей ВМС Китая в Индийском океане и др. Наличие в составе ВМС страны авианосных кораблей, как правило, означает наличие и УТРС. По состоянию на 2012 г. авианосцы входили в состав ВМС 10 стран, из которых восемь обладали и УТРС.
К 2013 г. опытом строительства3 УТРС обладали 35 верфей 17 стран мира. При этом по одному судну построили 20 верфей (57% всех строящих УТРС верфей), по два судна — шесть верфей (17%), по три судна — две верфи (6%), по четыре судна — четыре верфи (11%), пять судов — верфь Swan Hunter в Великобритании (3%), 18 судов — верфь NASSCO в США (3%), 21 судно — верфь Avondale Shipyard тоже в США (3%).
Территориально верфи, строившие УТРС, находятся в следующих регионах: Европа — 17 верфей восьми стран (Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, СССР, Франция), Северо-Восточная Азия — девять верфей четырех стран (Китай, Республика Корея, Тайвань, Япония), Северная Америка — шесть верфей двух стран (Канада, США), Африка — одна верфь в ЮАР, страны Индийского океана — одна верфь в Индии, Австралия — одна верфь.
Наибольшее количество УТРС было построено в следующих странах:
• США — 43 судна, основные верфи — Avondale Shipyard и NASSCO;
• Великобритания — восемь судов, основная верфь — Swan Hunter;
• Китай — семь судов на верфях Dalian Shipyard, Huangpu Shipyard, Hudong Zhonghua Shipyard;
• Франция — семь судов, основная верфь — Brest Naval;
• Япония — шесть судов, основная верфь — Hitachi;
• Италия — пять судов, основная верфь Fincantieri;
• Р. Корея — четыре судна на верфи компании Hyundai;
• Германия — три судна, основная верфь — Flensburger Shipyard;
• Испания — три судна, основная верфь — Bazan (Navantia);
• Канада — три судна, основная верфь — Saint John Shipbuilding.
Самыми крупными сериями были построены УТРС следующих типов (в скобках указана страна-разработчик): «Olwen»/«Kharg» (Великобритания) — четыре судна, «Fuqing» (Китай) — че,тыре судна, «Cheonji»/ «Ciudad Bolivar» (Р. Корея) — четыре судна, «Henry Kaiser» (США) — 16 судов, «Lewis and Clark» (США) — 14 судов, «Sacramento» (США) — четыре судна, «Supply» (США) — четыре судна, «Cimarron» (США) — пять судов, «Durance»/ «Boraida» (Франция) — восемь судов.
Для строительства УТРС требуется достаточно высокий уровень развития судостроительной промышленности. В связи с этим получили распространение как практика заказа на постройку УТРС у иностранных государств, так и проектирование и строительство судов в кооперации двумя и боле,е странами. Так, УТРС «Ciudad Bol ivar» (Венесуэла) был построен в Р. Корея (прототип — «Cheonji»), УТРС «Similan» (Таиланд) — в Китае (китайский аналог — «Fuchi»). В Австралии был построен УТРС «Success» по французскому ти-
Развитие количественного состава УТРС
Год 1970 1980 1990 2000 2010 2012
Количество стран 5 10 15 20 22 23
Количество УТРС 10 20 44 62 76 82
Количество проектов УТРС 6 11 15 20 24 25
1 Статья подготовлена при поддержке гранта Минобрнауки, госконтракт № П464 от 3.08.2009 г.
2Исходные данные для статьи приняты в соответствии с информацией справочников [1—5]. 3с
3Без учета УТРС, переоборудованных из танкеров.
УТРС «Bridge» (типа «Supply») ВМС США осуществляет одновременное пополнение запасов авианосца «John C. Stennis» и крейсера «Mobile Bay»
пу «Durance». По итальянскому типу «Etna» был построен УТРС «Prometheus» в Греции; по испанскому типу «Patino» — УТРС «Amsterdam» в Нидерландах. При этом существует вторичный рынок УТРС. Так, УТРС «Poolster» (Нидерланды) продан Пакистану и введен в боевой состав его ВМС под именем «Moawin», а УТРС «Durance» (Франция) был продан Аргентине и введен в боевой состав ее ВМС под именем «Patagonia». Всего по состоянию на 2012 г. количество закупленных в других странах УТРС составило 11 судов (11% от всех построенных УТРС), из них восемь — новые суда, а три судна были закуплены на вторичном рынке.
По состоянию на 2012 г. в составе ВМС было следующее количество УТРС: Великобритания — 4 ед., Индия — 4 ед., Италия — 3 ед., Китай — 5 ед., Р. Корея — 3 ед., США — 33 ед., Франция — 4 ед., Япония — 5 ед.
Средний срок службы УТРС на момент списания составил 28 лет. Необходимо отметить, что ряд судов были списаны при возрасте менее 20 лет вследствие различных причин экономического характера. За их вычетом, средний срок службы большинства УТРС, списанных именно по причине технического устаревания, составил 33—35 лет.
Первые суда класса УТРС стро-илились в 1960-е годы [6]. Процесс развития класса УТРС шел по следующим основным направлениям:
— отказ от котлотурбинных энергетических установок в пользу
широкого использования дизельных двигателей (а в некоторых случаях — дизель-электрических или газотурбинных энергетических установок);
— совершенствование оборудования передачи грузов, систем и устройств внутрисудовой грузооб-работки, систем учета грузов;
— совершенствование вертолетного вооружения УТРС;
— в ряде случаев — использование стандартов гражданского судостроения с целью сокращения стоимости и сроков проектирования и строительства.
Классификация универсальных транспортов снабжения. Важным является вопрос классификации, т. е. выделения судов класса «универсальные транспорты снабжения» из
близких к ним других классов вспомогательных судов, таких как «танкеры-заправщики» и «транспорты оружия и боеприпасов». На основе анализа собранного статистического материала автором предлагаются следующие признаки, совокупность которых определяет принадлежность судна обеспечения к классу УТРС:
1) возможность одновременной перевозки различных видов грузов в достаточно большом количестве — не менее 2000 т корабельного топлива, 100 т авиатоплива, 200 т сухих грузов (боеприпасов, продовольствия и др.);
2) скорость длительного хода не меньше экономической скорости боевых кораблей (18—20 уз);
3) наличие собственных систем и устройств для передачи груза на ходу и на стоянке — не менее двух станций передачи грузов на каждом борту;
4) наличие взлетно-посадочной площадки (ангара) для транспортных вертолетов;
5) мореходные качества УТРС, позволяющие им действовать в одних морских районах вместе с обеспечиваемыми боевыми кораблями;
6) наличие внутрисудовых систем транспортировки грузов;
7) наличие электронного оборудования для автоматической обработки данных по грузовым и финансовым операциям.
Кроме того, важно наличие у флота опыта реального использования данного судна именно в качестве универсального транспорта снабжения (а, например, не танкера).
Исходя из конструктивных особенностей класс «универсальные
УТРС «Frankfort Am Main» (типа «Berlin») ВМС Германии, на верхнюю палубу погружены стандартные контейнеры
транспорты снабжения» можно разделить на четыре подкласса. К первому подклассу отнесем суда водоизмещением до 25 000 т, специально спроектированные как УТРС; к нему принадлежат 48 судов 19 проектов, в том числе «Berlin» (Германия), «Cantabria» (Испания»), «Qiandaohu» (Китай), «Durance» (Франция). Ко второму подклассу отнесем переоборудованные в УТРС танкеры; переоборудовано четыре судна по трем проектам, в том числе «Jyoti» (Индия). Третий подкласс включает быстроходные большие УТРС ВМС США (скорость – 26— 30 уз, водоизмещение — до 50 000 т); он представлен восемью судами всего лишь двух типов — «Sacramento» и «Supply». В четвертый подкласс выделим большие УТРС (водоизмещением до 42 000 т); он включает 42 судна семи проектов, в том числе «Fort Victoria» (Великобритания) и «Березина» (СССР). Столь значительное число УТРС четвертого подкласса при сравнительно малом количестве их проектов объясняется крупносерийным строительством для ВМС США судов типов «Henry Kaiser» (16 ед.) и «Lewis and Clark» (14 ед.).
В табл. 2 приведены основные тактико-технические элементы некоторых УТРС.
В целом в мире наибольшее распространение получили УТРС первого подкласса. Поэтому в рамках данной статьи преимущественно будут описываться конструктивные особенности именно УТРС первого подкласса.
Оборудование передачи грузов. Передача грузов с УТРС на боевые корабли осуществляется траверсным способом или с помощью вертолета; кроме того, часть УТРС
способны передавать топливо с кормы кильватерным способом.
Основной тип оборудования
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Машиностроение»
НИКИТЕНКО И.С. — 2010 г.
ШЛЫНДОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — 2011 г.
ГУРЬЯНОВ С.К., САГАЙДАКОВ Ф.Р., ЧЕРНЕЦОВА Н.А. — 2015 г.
КОСТИКОВ Е.А., РУСИН А.С., СЕРАФИМОВИЧ П.О., СКОРИАНТОВ Н.Н. — 2013 г.
_14. Корабли снабжения
Номер и шифр проекта
Бортовой номер и наименование головного корабля
Год сдачи голов-ного корабля
Годы строи-тельства серии
Кол-во кораблей в серии (план)
Izar (La Carraca)
820/1090 т. Океанографический корабль. Длина – 57,7 м, ширина – 11,7 м, осадка – 3,9 м. ЭУ – двухвальная, 2 дизеля, 2700 л.с. Скорость – 15 уз. Дальность плавания – 4000/12. Экипаж – 63 чел. (9 оф.). 2 20-мм АУ Oerlikon
A 11 Marques de la Ensenada
13592 т. Длина – 123,21 м, ширина – 19,5 м, осадка – 7,9 м. ЭУ – одновальная, 1 дизель, 11250 л.с. Скорость – 16 уз. Дальность плавания – 10000/15. Экипаж – 80 чел. (11 оф.). 2 7,62-мм пулемета. 7495 т топлива, 120 т груза
BO-11 Punta Brava
1170 т. Для ВМС Венесуэлы. Гидрографическое судно. Длина – 61,7 м, ширина – 11,9 м, осадка – 3,46 м. ЭУ – двухвальная, 2 дизеля, 2500 л.с. Скорость – 14 уз. Дальность плавания – 8000/13. Экипаж – 42 чел. + 8
Navantia, NEVESBU (Netherland United Shipbuilding Bureau Ltd)
A 14 Patino ( ex – Mar del Sur )
5762/17045 т. С 4 станциями для передачи топлива траверзным способом и одной – кильватерным. Длина – 165,84 м, ширина – 23,7 м, осадка – 8,0 м. ЭУ – одновальная, 2 дизеля Izar – Burmeister & Wain 16 V 40/45, 26240 л.с. Скорость – 21 уз. Дальность плавания – 13450/20. Экипаж – 148 чел. (25 оф.) + 19 авиагруппа. 2 20-мм АУ Oerlikon , 3 вертолета SH -3 D Sea King . 6815 т дизельного и 1660 т авиационного топлива, 290 т сухих грузов
19500 т. Увеличенный вариант
A 31 Malaspina – спущен на воду 14.08.1973, вступил в состав флота 21.02.1975.
A 32 Tofino – спущен на воду 22.12.1973, вступил в состав флота 23.04.1975.
A 11 Marques de la Ensenada – спущен на воду 3.10.1990, вступил в состав флота 3.06.1991.
BO -11 Punta Brava – вступил в состав флота 16.03.1991.
A 14 Patino ( ex – Mar del Sur ) – спущен на воду 22.06.1994, вступил в состав флота 16.06.1995.
Cantabria – спущен на воду в июле 2009 г.
Головной корабль заказан в декабре 1991 г.
Радиоэлектронное вооружение : три навигационных / обнаружения надводных целей и контроля вертолета РЛС (I band), Indra Group Aldebaran ESM/ECM, 4 х 6 ПУ ложных целей Lockheed Martin Sippican Mk36 SRBOC (Super Rapid Blooming Offboard Chaff), буксируемая противоторпедная ловушка Argon ST AN/SLQ-25 Nixie.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
ABC (Испания): последний бой «Голубой дивизии»: испанские «оборванцы» остановили 38 батальонов Сталина
За тысячи километров от родной земли они участвовали в войне, не имевшей к ним никакого отношения. Они были вооружены лишь легкими винтовками, которые оставляли едва заметные царапины на советских танках, и измучены морозами, по сравнению с которыми холода в Авиле, Гуадалахаре и других «холодных» областях Испании казались освежающим летним ветерком. В этих тяжелейших условиях, одетые в неполную военную форму, 4,5 тысячи испанских солдат 250-ой пехотной дивизии Вермахта (традиционно известной как «Голубая дивизия») достойно сопротивлялись наступлению 45 тысяч солдат и 80 танков Красной армии, направлявшихся к Красному Бору.
«Голубая дивизия» насчитывала около 47 тысяч испанских добровольцев и сражалась на стороне Третьего рейха на Восточном фронте. Немцы хотели, чтобы дивизия была сформирована целиком из профессиональных военных, но в конечном счете основную массу ее солдат составили гражданские добровольцы, многие из которых находились в оппозиции к режиму Франко. Они отправились на войну с целью загладить свое прошлое, как например кинорежиссер Луис Гарсия Берланга (Luis García Berlanga), члены семьи которого были республиканцами. Командные должности в дивизии занимали опытные офицеры испанской армии. Постоянная готовность принять бой и скромность испанских командиров не раз заслуживали высокой оценки нацистских офицеров.
В ходе военных действий под Волховом, недалеко от Великого Новгорода, «Голубая дивизия» провела свои наиболее известные операции. Когда в начале 1942 года советские войска, перейдя в наступление с целью восстановить пути сообщения между Ленинградом и Москвой, окружили 18-ю дивизию немцев, генерал Вермахта фон Шаппуис (von Chappuis) послал на выручку роту испанских лыжников. Тот самый генерал, который еще недавно пренебрежительно отзывался об испанских добровольцах, прибегнул к их помощи, чтобы попытаться спасти своих солдат, попавших в безнадежную ситуацию. Испанские лыжники пересекли замерзшее озеро и ценой своего здоровья при температурах, доходивших до 52 градусов ниже нуля, и практически без запасов продовольствия смогли через одиннадцать дней спасти немногих остававшихся в живых немецких солдат. Двадцати лыжникам понадобилась ампутация ног из-за обморожения.
И тем не менее Адольф Гитлер из своей главной ставки «Волчье логово» назвал бандой оборванцев солдат «Голубой дивизии», бесстрашных и храбрых бойцов, бросавших вызов смерти, стойко переносивших лишения, хотя и весьма недисциплинированных. Одновременно он признал, что немецкие солдаты были рады сражаться рядом с испанцами.
45 тысяч русских идут на Красный Бор
Контекст
Deník N: современная Россия до сих пор воюет
Вторая мировая война в плену исторической политики
Вторая мировая: подвиги, которых не было
Как рассказывает историк Хавьер Морено Хулиа (Xavier Moreno Juliá) в своей книге «Голубая дивизия: испанская кровь в России», испанские бойцы расположились в форме веера и забаррикадировались стволами деревьев, ветками и снегом. Под огнем минометов и «Катюш» запомнилось героическое поведение капитана Сальвадора Массипа (Salvador Massip), который, будучи ранен сначала в бровь, затем в глаз и в ногу, умер с пулеметом в руках, не отступив ни на один сантиметр. Всего же в боях возле поселка погибло около 70% бойцов батальона, что вынудило Эстеван-Инфантеса просить командование перевести испанцев на другой, более безопасный участок фронта. Но эта просьба в течение нескольких недель оставалась невыполненной.
Пока испанцы пытали оправиться, наступил самый черный для них день: 10 февраля 1943 года. В Красном Бору, пригороде Ленинграда, 5,9 тысячам легковооруженных испанцев в течение нескольких часов пришлось отражать мощнейший натиск 38 батальонов Красной армии, поддержанных большим количеством артиллерии и танков. Удар не был неожиданным. Испанцы подозревали, что русские намеревались взять Красный Бор еще десять дней назад и сконцентрировали все свои силы на этих позициях. Но знать место атаки — это всего лишь первый шаг к ее успешному отражению.
Утром громада советских войск двинулась на испанцев. «Первая линия обороны была просто смята. Русские танки, вначале остановленные, снова начали продвигаться в сторону Красного Бора, открывая прорыв по линии Октябрьской железной дороги; ничего не было известно о первом батальоне под командованием майора Рубио, ни о ситуации с 250-м батальоном, хотя предполагалось самое худшее», — описывает эту катастрофу один из участников сражения. Без необходимого противотанкового вооружения, за исключением нескольких магнитных мин, ситуация становилась угрожающей и даже безнадежной. За несколько часов наступления около тысячи испанцев погибли. Красная армия выпустила в тот день десятки тысяч снарядов, производя примерно по одному выстрелу каждые десять секунд из каждого орудия.
Последние дни войны
Уверенные в том, что артобстрел уничтожил все живое на их пути, советские пехотинцы спокойно приближались к позициям испанцев, которые в ожидании превосходящих сил противника притаились в воронках от снарядов с пулеметами MG34 в руках и приготовились к сражению. А затем завязался рукопашный бой с противником под прицелом русских снайперов, которые беспощадно расстреляли около сотни испанцев в этот день. Окруженные врагами, офицеры дивизии, рискуя жизнью, просили по радио нанести авиаудар по собственным позициям.
Через девять часов и 45 минут боя, к испанским солдатам подоспели на помощь немецкие пехотинцы. Но было уже поздно. С самого начала боя испанские командиры просили подкрепления, которое подошло после того, как немецкая авиация обезопасила территорию. Остатки «Голубой дивизии» уже отходили в сторону Саблино, но артиллерийская группа под командованием майора Гильермо Рейнлейна (Guillermo Reinlein) до утра все еще ожидала смены на своих позициях.
Советские войска освободили Красный бор, передвинув линию фронта примерно на шесть километров. Потери «Голубой дивизии» к концу сражения составили 1125 погибших, 1036 раненых и 91 пропавший без вести. Но успехи сталинской армии были весьма далеки от того, чтобы назвать их победой. Она потеряла 7-9 тысяч человек из-за героического сопротивления испанских добровольцев. Амбициозная операция «Полярная звезда» провалилась из-за слишком высокой цены за освобождение Красного Бора от испанцев. Игнорируя незначительность победы русских, британская Би-би-си представила миру это сражение как конец «Голубой дивизии».
В последующие недели упорная борьба за контроль над западным берегом реки Ижора — цель, в конечном счете достигнутая немецкими войсками — стоила «Голубой дивизии» до 30 человек погибшими ежедневно. А 19 марта в ходе боев она потеряла еще 80 человек. Однако, несмотря на потери, окончательный удар по «Голубой дивизии» был нанесен на политическом фронте. Приказ Франциско Франко о ее выводе с фронта, подписанный 12 октября 1943 года, был вызван изменением испанской позиции по поводу участия страны во Второй мировой войне.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.