21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торпедный катер проекта 183ТК (СССР)

Катера проекта 183 (тип «Большевик»).

Основным типом совет­ского БТКА надолго стал ка­тер проекта 183, разработан­ного под руководством П.Г. Гойнкиса в ОКБ № 5 НКВД/МГБ (в «шарашке»).

Он имел несколько прото­типов. Хорошие мореходные качества и значительную дальность плавания «Боль­шевик» унаследовал от экспе­риментального СТК-ДД, а вы­сокую скорость и мощное во­оружение — от американских «элко», «ХИГГИНСОВ» и «восперов».

Установка двух спаренных 25-мм универсальных автома­тов потребовала увеличения габаритов остроскулого кор­пуса катера.

Корпус был разделен на 8 отсеков: 1) форпик; 2) кубрик экипажа; 3) камбуз; 4) каюты офицеров и бытовые помеще­ния; 5) первый дизельный от­сек; 6) второй дизельный от­сек; 7) топливные цистерны; рулевые механизмы и арт- погреб. Впервые в СССР во­доизмещение серийного ка­тера превысило 60 тонн.

Четырехвальная энергети­ческая установка использова­ла 12-цилиндровые дизели марки М-50Ф.

Но в эксплуатации они по­казали себя ненадежными, хотя и позволяли катеру раз­вивать скорость до 44 узлов. Особенно часто дизели «ба­рахлили» при реверсирова­нии. Ситуация изменилась только после разработки новой методики стендовой проверки дизельных двига­телей, которая позволяла своевременно обнаружи­вать и устранять производственные дефекты.

Катера проекта 183

Прототип катера проекта 183 построила верфь № 5 (бывший катерный завод НКВД) в Ленинграде. Он был предъявлен к испытаниям 31 октября 1949 года. В ходе его испытаний впервые проявились мно­гочисленные недостатки дизелей М-50. Но заменить их более совершенными удалось лишь в 1954 году.

Поперечные сечения катера проекта 183

Катера проекта 183.

Однако серийное производство началось только через три года (в 1952 году). Оно продолжалось до 1960 года. Его вели три судостроительных завода: № 5 в Ленинграде; № 602 во Владивостоке; № 640 в Сосновке на Волге.

Водоизмещение: стан­дартное 56 т; нормальное 61,5 т; полное 66,5 т. Размеры корпуса: 25,5 х 6,24 х 1,24 м. Дизели (М-50Ф) 4 х 1200 л.с.; 4 гребных вала; скорость 43,5 узла; запас топлива 7,2 т; дальность плавания 600 миль на 33 узлах (1000 миль на 14 узлах); экипаж 14 человек (в том числе 2 офицера); авто­номность 5 суток.

Вооружение: 2—533-мм трубных ТА, 4—25-мм автома­та 2М-3 или 2М-ЗМ (2 спарен­ные установки; общий бое­комплект 4000 снарядов); 8 больших глубинных бомб ББ-1; РЛС опознавания «Фа­кел», РЛС обнаружения «Зарница» (с 1955 года — РЛС «Никель-К» и «Рея»), от­ветчик «Хром-К».

Катер проекта 183 в учебной атаке.

Всего были построены 674 катера с таким корпусом и си­ловой установкой, не считая прототипа, но 226 из них не являлись торпедными (60 ка­теров пр. 183-Ц, 52 пр. 199, 114 пр. 183Е и Р). Собственно торпедными можно считать 448 катеров.

Впрочем, данные,которые приводят различные источни­ки, существенно различаются между собой. Так, в пятом то­ме «Истории отечественного судостроения» указана об­щая цифра 614 единиц.

Это 388 торпедных кате­ров (361 пр. 183; 1 пр. 183-Т; 25 пр. 183-ТК; 1 пр. 183-У); 60 катеров-целей (пр. 183-Ц); 52 катера-охотника (пр. 199); 114 ракетных катеров (2 пр. 183-Е и 112 пр. 183-Р).

А.С. Павлов в своем спра­вочнике «Боевые корабли СССР и России 1945—1995» приводит общую цифру 660 единиц всех модификаций.

Катера пр.183

В конце 40-х годов Особое конструкторское бюро (ОКБ-5) НКВД во главе с П. Г. Гойнкисом приступило к работам по созданию больших торпедных катеров. Они должны были заменить глиссирующие катера предвоенной постройки, которые оказались не слишком удачными.

В процессе разработки учитывался опыт применения полученных по ленд-лизу катеров американского производства типов «Элько», «Воспер» и «Хиггинс», обладавших высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками.

При изготовлении корпуса проектируемого катера использовалось дерево, а с целью повышения мореходности корпус сделали безреданным и с остроскулыми обводами. На мостике и рубке была установлена противопульная броня. Полное водоизмещение составляло 66.5 тонн.

Читать еще:  Судно снабжения типа «Patino» (Испания)

Суммарная мощность энергетической установки – 4 800 л.с. Это обеспечивало максимальную скорость в 43-44 узла. Дальность автономного плавания достигала 600 миль с крейсерской скоростью в 33 узла, а экономичная скорость в 14 узлов обеспечивала дальность в 1000 миль.

В качестве основного вооружения катера использовались два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата, которые располагались побортно под углом 3 градуса к диаметральной плоскости.

Для защиты от авиации противника использовались две спаренные 25-мм зенитные установки автоматического огня. Кроме того, катер мог взять на борт до шести морских мин КБ-3, восьми – АМД-500 или 18 – АМД-5. Вместо торпед можно было взять до восьми глубинных бомб ББ-1.

В составе радиотехнического оборудования были РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М», а также две радиостанции. В оснащении была дымовая аппаратура ДА-7, 4 дымовые шашки МДШ. В штурманском оснащении использовались приборы «Гиря», «Рейс-55», «КГМК-4» и авторулевой «Зубатка».

После завершения государственных испытаний и исправлений недостатков, с 1952 по 1960 год была выпущена большая партия торпедных катеров пр.183 «Большевик» – более 420 единиц. На протяжении всего срока службы их использовали на всех флотах, награждая отличными рекомендациями.

На основе этого проекта также создавались улучшенные образцы и катера другого назначения.

Катер проекта 183-Т использовался для испытаний дополнительного газотурбинного форсажного силового агрегата мощностью 4000 л.с., который поднимал скорость до 50 узлов. В 1955-1957 годах на производственных мощностях Ленинграда было построено 25 катеров по переработанному проекту.

Пограничные войска получили 52 катера в модификации «малого охотника» без торпедного вооружения. Также имелся штабной вариант пр.183-Ш.

Один из серийных образцов катера по пр.183-А получил наружную обшивку из арктилита – аналога бакелизированной фанеры, в которую запрессована металлическая проволока.

Также было построено шестьдесят радиоуправляемых надводных катеров-мишеней пр.183-Ц. Их использовали в качестве мишеней во время учебных стрельб в процессе боевой подготовки.

Но самым известным стал первый в мире серийный ракетный катер с управляемыми противокорабельными ракетами пр.183Р «Комар».

Проект катера утвердили в августе 1957 года. В прежнем виде сохранялись корпус, основные системы и энергетическая установка катера-прототипа. Изменения затронули вооружение катера: он получил два ракетных ангара с пусковыми установками ракет П-15 вместо торпедных аппаратов, новую РЛС для обнаружения надводных целей и аппаратуру для управления ракетами.

Использование ангарного типа пусковой установки стало следствием того, что у данного типа противокорабельной крылатой ракеты крылья не складывались. У пусковых установок было постоянное возвышение в 11.5 градусов, а их собственный вес составлял 1100 килограмм. Ракеты можно было запускать на скорости до 30 узлов во время волнения до 4 баллов. Также на катере сохранилась только одна 25-мм установка 2М-3М – носовая.

Теперь у катера появился новый «главный калибр» – две крылатых противокорабельных ракеты П-15.

Эту ПКР создали в МКБ «Радуга» во главе с главным конструктором А. Я. Березняком. Комплекс с ракетой П-15 был принят на вооружение в 1960 году.

Ракета П-15 использовала маршевый жидкостный реактивный двигатель, который создавался под руководством А. М. Исаева. Двигатель использовал горючее ТГ-02 и окислитель АК-20К и работал в двух режимах: разгонном и «поддержании» скорости.

На ракете П-15 устанавливали автономную систему наведения, в составе которой были автопилот АМ-15А, радиолокационная головка самонаведения и барометрический высотомер, который позже заменили на радиовысотомер, что позволило визировать курс по высоте.

Читать еще:  Подводная лодка Проект 641Б «Танго» (СССР)

Фугасно-кумулятивная боевая часть ракеты весила 480 килограмм. Ракета достигала дозвуковой скорости полета в 320 м/с, а максимальная дальность стрельбы первых модификаций достигала сорока километров на высоте 100-200 метров над водной поверхностью.

Стоит отметить, что у иностранных специалистов ракетные катера и противокорабельные ракеты вызывали пренебрежение. Этот вид оружия производился только на территории СССР.

Официально ракетный комплекс приняли на вооружение в 1960 году, но уже в конце 1958 года, без результатов испытаний, на двух заводах развернули строительство ракетных катеров проекта 183Р. Производство продолжалось почти девять лет. В конце 1965 года было построено 112 катеров по проекту 183Р. Кроме отечественного ВМФ, эти катера стояли на вооружении стран-союзников: по 6 получили Алжир и Египет, 9 передали Индонезии, 18 отправилось на Кубу, 10 в КНДР, 20 в Китай, где они позже производились по лицензии. Большая часть стран уже сняла их с вооружения, но в Алжире их продолжают использовать в качестве патрульных, а КНДР использует их по прямому назначению.

Именно экспортные катера впервые вступили в бой.

21 октября 1967 года эсминец Израиля «Эйлат» проводил разведку радиоэлектронных средств египетской обороны, двигаясь зигзагами и пересекая границу территориальных вод Египта.

В конечном итоге он углубился очень далеко, поэтому египетские ВМС решили атаковать нарушителя. В пять часов вечера по местному времени египетские ракетные катера пр.183Р, стоявшие у пирса в Порт-Саиде, подняли по боевой тревоге. РЛС катеров обнаружила эсминец на расстоянии около 23 километров. От пирса отошли два катера, которые легли на боевой курс. В 17 часов 19 минут была выпущена первая ракета, а через пять секунд – вторая.

На эсминце смогли засечь пуски ракет по дымным шлейфам и вспышкам, но интенсивный огонь из зенитных орудий и движение на полном ходу зигзагами корабль не спасли. Уже через шестьдесят секунд после старта в машинное отделение корабля попала первая ракета, а через несколько секунд к ней присоединилась вторая. Корабль начал тонуть из-за критических повреждений, спасти его не удалось.

Через пять минут ракеты запустил второй катер. Третья ракета поразила тонущий эсминец, четвертая попала в моряков и обломки корабля. В результате погибло 47 членов экипажа из 199, а 81 человек получили ранения.

После атаки катера на полной скорости легли на курс отхода. Первому катеру удалось благополучно добраться до базы, а второй пропорол днище, выскочив на прибрежные камни из-за ошибки команды.

Этот инцидент превратился в мировую сенсацию. В западных СМИ отмечалось, что в морской войне началась новая эра.

Ракетные катера продолжали участвовать в боевых действиях, атакуя береговые и морские цели.

В мае 1970 года египетские военные сообщили, что им удалось потопить еще один «израильский боевой корабль» – траулер «Орит», который ловил рыбу в заливе аль-Бардавиль.

Стоит упомянуть, что израильским ВМС удалось сполна отыграться за потери. Арабы потеряли несколько катеров из-за тактической безграмотности и плохого технического состояния.

Впоследствии, противокорабельные ракеты П-15 разных модификаций с успехом применяли в других конфликтах. К примеру, в 1971 году с их помощью был потоплен пакистанский эсминец в ходе Индо-Пакистанской войны, а также несколько гражданских судов и тральщик.

Успешное использование советского оружия в бою сильно повлияло на военно-морских теоретиков по всей планете. Началась лихорадочная разработка и строительство противокорабельных ракет, а также их носителей.

По материалам:
А.Б.Широкорад “Оружие отечественного флота”, Минск, Харвест, 2001г.
http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_183.r.htm
http://www.warships.ru/Russia/Weapons/PKR/P-15/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p15/p15.shtml

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать еще:  Морской тральщик Проект 12660 «Боря» (СССР)

Катера проекта 183

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Катера проекта 183 – 622 ед.

Водоизмещение:
нормальное: 61.5 тонн.
полное: 66.5 тонн.
Размеры:
длина: 25 метров.
ширина: 6.1 метр.
осадка: 1.2 метра.
Скорость:
максимальная: 43 узла.
экономическая: 14 узлов.
Дальность хода:
полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.
Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с.
Автономность: 5 суток.
Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.
Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”.
8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”.
Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.

Модификации катеров созданных на основе проекта 183:
пр. 183 – серийный торпедный катер.
пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном).
пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД.
пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров.
пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл.
пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами.
пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками.
пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров.
пр. 183Ш – штабной вариант.
пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия.
пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ).
пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503.
пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.

Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р).Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 – ГДР, 24 – Египту, 20 – Польше, 12 – Ираку, 12 – Китаю, 11 – Кубе, 10 – КНДР, 8 – Индонезии, 4 – Гвинеи, 4 – Сомали, 2 – Южному Йемену.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: