Торпедный катер проекта 183У (СССР)
Большой торпедный катер проекта 183: скорость и мощь
Большой торпедный катер проекта 183 “Большевик” в послевоенные годы стал основным кораблём СССР этого класса. Мы с гордостью представляем этот торпедоносец!
Большой торпедный катер проекта 183 “Большевик” разрабатывался в послевоенные годы с учётом опыта боевого применения как техники, полученной по лендлизу, так и советских катеров. В конструкции катера грамотно учитывались свойства дерева хвойных и лиственных пород, удачная геометрия и силовая установка из четырёх дизельных моторов дали катеру хорошие скорость и маневренность, а комбинация артиллерийского и торпедного вооружения делали катер по-настоящему универсальным солдатом. В крупное серийное производство судно пошло в 1952 году, причём интенсивное производство продолжалось до 1960 года. На службе катер зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и послужил основой для серии модернизаций — даже первый в мире ракетный катер строился именно на базе катера проекта 183.
В War Thunder мы представляем катер проекта 183 ранних производственных серий с четырьмя дизелями суммарной мощностью 4800 л/с. Относительно лёгкая конструкция из дерева и авиационной фанеры позволяет развивать скорость в 44 узла, то есть более 80 км/ч. Катер оснащён двумя торпедными аппаратами, двумя спаренными 25-мм пушками 2М-3 и несёт до 12 глубинных бомб — арсенал для решения практически любых боевых задач. Бронирование присутствует в рубке и на мостике (до 7 мм), защитными экранами снабжены также автоматические пушки (4мм брони). Экипаж катера — 14 человек.
Большой торпедный катер проекта 183 — это находка для тех игроков, кому по нраву подвижная, напористая игра. Катер прекрасно стартует с места и держит отличную для своего класса скорость. Четыре автоматические пушки обладают хорошей кучностью даже при стрельбе на большие дистанции, поэтому начинать расстреливать вражеские корабли вы можете одним из первых в команде. Скорострельность пушек невысока (около 300 выстрелов в минуту), но осколочно-фугасные снаряды одинаково хороши и против обшивки катеров, и против их экипажей. Две торпеды лучше приберечь для крупных кораблей, или использовать как оружие последнего шанса для гарантированного уничтожения противников на малых судах. Глубинные бомбы с небольшим заглублением прекрасно помогают оторваться от преследования со стороны особо навязчивых катеров — просто правильно рассчитайте задержку взрывателей.
Катер проекта 183 — это во всех отношениях приятная машина, которая легко найдёт своих поклонников среди игроков War Thunder.
Ваша команда War Thunder!
Читайте также о других “Рыцарях моря” в нашей игре:
Катера пр.183
В конце 40-х годов Особое конструкторское бюро (ОКБ-5) НКВД во главе с П. Г. Гойнкисом приступило к работам по созданию больших торпедных катеров. Они должны были заменить глиссирующие катера предвоенной постройки, которые оказались не слишком удачными.
В процессе разработки учитывался опыт применения полученных по ленд-лизу катеров американского производства типов «Элько», «Воспер» и «Хиггинс», обладавших высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками.
При изготовлении корпуса проектируемого катера использовалось дерево, а с целью повышения мореходности корпус сделали безреданным и с остроскулыми обводами. На мостике и рубке была установлена противопульная броня. Полное водоизмещение составляло 66.5 тонн.
Суммарная мощность энергетической установки – 4 800 л.с. Это обеспечивало максимальную скорость в 43-44 узла. Дальность автономного плавания достигала 600 миль с крейсерской скоростью в 33 узла, а экономичная скорость в 14 узлов обеспечивала дальность в 1000 миль.
В качестве основного вооружения катера использовались два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата, которые располагались побортно под углом 3 градуса к диаметральной плоскости.
Для защиты от авиации противника использовались две спаренные 25-мм зенитные установки автоматического огня. Кроме того, катер мог взять на борт до шести морских мин КБ-3, восьми – АМД-500 или 18 – АМД-5. Вместо торпед можно было взять до восьми глубинных бомб ББ-1.
В составе радиотехнического оборудования были РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М», а также две радиостанции. В оснащении была дымовая аппаратура ДА-7, 4 дымовые шашки МДШ. В штурманском оснащении использовались приборы «Гиря», «Рейс-55», «КГМК-4» и авторулевой «Зубатка».
После завершения государственных испытаний и исправлений недостатков, с 1952 по 1960 год была выпущена большая партия торпедных катеров пр.183 «Большевик» – более 420 единиц. На протяжении всего срока службы их использовали на всех флотах, награждая отличными рекомендациями.
На основе этого проекта также создавались улучшенные образцы и катера другого назначения.
Катер проекта 183-Т использовался для испытаний дополнительного газотурбинного форсажного силового агрегата мощностью 4000 л.с., который поднимал скорость до 50 узлов. В 1955-1957 годах на производственных мощностях Ленинграда было построено 25 катеров по переработанному проекту.
Пограничные войска получили 52 катера в модификации «малого охотника» без торпедного вооружения. Также имелся штабной вариант пр.183-Ш.
Один из серийных образцов катера по пр.183-А получил наружную обшивку из арктилита – аналога бакелизированной фанеры, в которую запрессована металлическая проволока.
Также было построено шестьдесят радиоуправляемых надводных катеров-мишеней пр.183-Ц. Их использовали в качестве мишеней во время учебных стрельб в процессе боевой подготовки.
Но самым известным стал первый в мире серийный ракетный катер с управляемыми противокорабельными ракетами пр.183Р «Комар».
Проект катера утвердили в августе 1957 года. В прежнем виде сохранялись корпус, основные системы и энергетическая установка катера-прототипа. Изменения затронули вооружение катера: он получил два ракетных ангара с пусковыми установками ракет П-15 вместо торпедных аппаратов, новую РЛС для обнаружения надводных целей и аппаратуру для управления ракетами.
Использование ангарного типа пусковой установки стало следствием того, что у данного типа противокорабельной крылатой ракеты крылья не складывались. У пусковых установок было постоянное возвышение в 11.5 градусов, а их собственный вес составлял 1100 килограмм. Ракеты можно было запускать на скорости до 30 узлов во время волнения до 4 баллов. Также на катере сохранилась только одна 25-мм установка 2М-3М – носовая.
Теперь у катера появился новый «главный калибр» – две крылатых противокорабельных ракеты П-15.
Эту ПКР создали в МКБ «Радуга» во главе с главным конструктором А. Я. Березняком. Комплекс с ракетой П-15 был принят на вооружение в 1960 году.
Ракета П-15 использовала маршевый жидкостный реактивный двигатель, который создавался под руководством А. М. Исаева. Двигатель использовал горючее ТГ-02 и окислитель АК-20К и работал в двух режимах: разгонном и «поддержании» скорости.
На ракете П-15 устанавливали автономную систему наведения, в составе которой были автопилот АМ-15А, радиолокационная головка самонаведения и барометрический высотомер, который позже заменили на радиовысотомер, что позволило визировать курс по высоте.
Фугасно-кумулятивная боевая часть ракеты весила 480 килограмм. Ракета достигала дозвуковой скорости полета в 320 м/с, а максимальная дальность стрельбы первых модификаций достигала сорока километров на высоте 100-200 метров над водной поверхностью.
Стоит отметить, что у иностранных специалистов ракетные катера и противокорабельные ракеты вызывали пренебрежение. Этот вид оружия производился только на территории СССР.
Официально ракетный комплекс приняли на вооружение в 1960 году, но уже в конце 1958 года, без результатов испытаний, на двух заводах развернули строительство ракетных катеров проекта 183Р. Производство продолжалось почти девять лет. В конце 1965 года было построено 112 катеров по проекту 183Р. Кроме отечественного ВМФ, эти катера стояли на вооружении стран-союзников: по 6 получили Алжир и Египет, 9 передали Индонезии, 18 отправилось на Кубу, 10 в КНДР, 20 в Китай, где они позже производились по лицензии. Большая часть стран уже сняла их с вооружения, но в Алжире их продолжают использовать в качестве патрульных, а КНДР использует их по прямому назначению.
Именно экспортные катера впервые вступили в бой.
21 октября 1967 года эсминец Израиля «Эйлат» проводил разведку радиоэлектронных средств египетской обороны, двигаясь зигзагами и пересекая границу территориальных вод Египта.
В конечном итоге он углубился очень далеко, поэтому египетские ВМС решили атаковать нарушителя. В пять часов вечера по местному времени египетские ракетные катера пр.183Р, стоявшие у пирса в Порт-Саиде, подняли по боевой тревоге. РЛС катеров обнаружила эсминец на расстоянии около 23 километров. От пирса отошли два катера, которые легли на боевой курс. В 17 часов 19 минут была выпущена первая ракета, а через пять секунд – вторая.
На эсминце смогли засечь пуски ракет по дымным шлейфам и вспышкам, но интенсивный огонь из зенитных орудий и движение на полном ходу зигзагами корабль не спасли. Уже через шестьдесят секунд после старта в машинное отделение корабля попала первая ракета, а через несколько секунд к ней присоединилась вторая. Корабль начал тонуть из-за критических повреждений, спасти его не удалось.
Через пять минут ракеты запустил второй катер. Третья ракета поразила тонущий эсминец, четвертая попала в моряков и обломки корабля. В результате погибло 47 членов экипажа из 199, а 81 человек получили ранения.
После атаки катера на полной скорости легли на курс отхода. Первому катеру удалось благополучно добраться до базы, а второй пропорол днище, выскочив на прибрежные камни из-за ошибки команды.
Этот инцидент превратился в мировую сенсацию. В западных СМИ отмечалось, что в морской войне началась новая эра.
Ракетные катера продолжали участвовать в боевых действиях, атакуя береговые и морские цели.
В мае 1970 года египетские военные сообщили, что им удалось потопить еще один «израильский боевой корабль» – траулер «Орит», который ловил рыбу в заливе аль-Бардавиль.
Стоит упомянуть, что израильским ВМС удалось сполна отыграться за потери. Арабы потеряли несколько катеров из-за тактической безграмотности и плохого технического состояния.
Впоследствии, противокорабельные ракеты П-15 разных модификаций с успехом применяли в других конфликтах. К примеру, в 1971 году с их помощью был потоплен пакистанский эсминец в ходе Индо-Пакистанской войны, а также несколько гражданских судов и тральщик.
Успешное использование советского оружия в бою сильно повлияло на военно-морских теоретиков по всей планете. Началась лихорадочная разработка и строительство противокорабельных ракет, а также их носителей.
По материалам:
А.Б.Широкорад “Оружие отечественного флота”, Минск, Харвест, 2001г.
http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_183.r.htm
http://www.warships.ru/Russia/Weapons/PKR/P-15/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p15/p15.shtml
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Катера проекта 183 (тип «Большевик»).
Основным типом советского БТКА надолго стал катер проекта 183, разработанного под руководством П.Г. Гойнкиса в ОКБ № 5 НКВД/МГБ (в «шарашке»).
Он имел несколько прототипов. Хорошие мореходные качества и значительную дальность плавания «Большевик» унаследовал от экспериментального СТК-ДД, а высокую скорость и мощное вооружение — от американских «элко», «ХИГГИНСОВ» и «восперов».
Установка двух спаренных 25-мм универсальных автоматов потребовала увеличения габаритов остроскулого корпуса катера.
Корпус был разделен на 8 отсеков: 1) форпик; 2) кубрик экипажа; 3) камбуз; 4) каюты офицеров и бытовые помещения; 5) первый дизельный отсек; 6) второй дизельный отсек; 7) топливные цистерны; рулевые механизмы и арт- погреб. Впервые в СССР водоизмещение серийного катера превысило 60 тонн.
Четырехвальная энергетическая установка использовала 12-цилиндровые дизели марки М-50Ф.
Но в эксплуатации они показали себя ненадежными, хотя и позволяли катеру развивать скорость до 44 узлов. Особенно часто дизели «барахлили» при реверсировании. Ситуация изменилась только после разработки новой методики стендовой проверки дизельных двигателей, которая позволяла своевременно обнаруживать и устранять производственные дефекты.
Катера проекта 183
Прототип катера проекта 183 построила верфь № 5 (бывший катерный завод НКВД) в Ленинграде. Он был предъявлен к испытаниям 31 октября 1949 года. В ходе его испытаний впервые проявились многочисленные недостатки дизелей М-50. Но заменить их более совершенными удалось лишь в 1954 году.
Поперечные сечения катера проекта 183
Катера проекта 183.
Однако серийное производство началось только через три года (в 1952 году). Оно продолжалось до 1960 года. Его вели три судостроительных завода: № 5 в Ленинграде; № 602 во Владивостоке; № 640 в Сосновке на Волге.
Водоизмещение: стандартное 56 т; нормальное 61,5 т; полное 66,5 т. Размеры корпуса: 25,5 х 6,24 х 1,24 м. Дизели (М-50Ф) 4 х 1200 л.с.; 4 гребных вала; скорость 43,5 узла; запас топлива 7,2 т; дальность плавания 600 миль на 33 узлах (1000 миль на 14 узлах); экипаж 14 человек (в том числе 2 офицера); автономность 5 суток.
Вооружение: 2—533-мм трубных ТА, 4—25-мм автомата 2М-3 или 2М-ЗМ (2 спаренные установки; общий боекомплект 4000 снарядов); 8 больших глубинных бомб ББ-1; РЛС опознавания «Факел», РЛС обнаружения «Зарница» (с 1955 года — РЛС «Никель-К» и «Рея»), ответчик «Хром-К».
Катер проекта 183 в учебной атаке.
Всего были построены 674 катера с таким корпусом и силовой установкой, не считая прототипа, но 226 из них не являлись торпедными (60 катеров пр. 183-Ц, 52 пр. 199, 114 пр. 183Е и Р). Собственно торпедными можно считать 448 катеров.
Впрочем, данные,которые приводят различные источники, существенно различаются между собой. Так, в пятом томе «Истории отечественного судостроения» указана общая цифра 614 единиц.
Это 388 торпедных катеров (361 пр. 183; 1 пр. 183-Т; 25 пр. 183-ТК; 1 пр. 183-У); 60 катеров-целей (пр. 183-Ц); 52 катера-охотника (пр. 199); 114 ракетных катеров (2 пр. 183-Е и 112 пр. 183-Р).
А.С. Павлов в своем справочнике «Боевые корабли СССР и России 1945—1995» приводит общую цифру 660 единиц всех модификаций.