Торпедный катер проекта 206 «Шторм» (СССР)
Содержание
Большой торпедный катер на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм»
Торпедные катера проекта на подводных крыльях 206-М «Шторм» (по классификации НАТО — Turya class torpedo boat) спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством инженеров И. П. Пегова и А. П. Городянко как модификация катера проекта 206.
Катера 206-М отличались от оригинального проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой.
Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды катера проекта 206-М могут бороться с подводными лодками.
Корпус катеров на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм» гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из легких сплавов.
Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж — 25 человек.
Торпедные катера на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм» вооружены двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65.
Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов.
С 1971 по 1976 для ВМФ СССР построено 24 корабля данного типа. Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге.
Также с 1978 по 1985 на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы, Эфиопии и других стран построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС. Итого для Вьетнама было отправлено 5 катеров, для Камбоджи и Эфиопии — 2, для Кубы — 9 и еще одно судно для Сейшельских островов.
На настоящий момент в строю ВМС России находятся суда «Карачаево-Черкесия», «Буденновск» и «Боровск». Два корабля из ВМС СССР позднее были проданы Литве.
Основные характеристики торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм»:
Водоизмещение, т: стандартное – 218, полное – 250;
Длина, м: 39,5;
Ширина, м: 7,6 (по крыльям 12,5);
Осадка по корпусу, м: 2 (по крыльям 3,24);
Двигатель: 3 х дизель М-504;
Мощность, л.с.: 15000;
Скорость хода, уз: 44;
Дальность плавания, миль: 600 (при 37 узлах), 1450 (при 14 узлах);
Автономность плавания, суток: 5;
Экипаж, чел.: 25;
Вооружение: спаренная 57-мм артустановка АК-725, спаренная 25-мм артустановка 2М-3М, 4 x 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-56 или СЭТ-65);
Радиолокационное вооружение: навигационная РЛС «Баклан», РЛС управления огнем МР-103 «Барс», система групповых атак «Дозор-1», погружная ГАС «ОКА»
Торпедный катер проекта 206 «Шторм» (СССР)
Всего построено катеров с 1960 г. по 1974 г. — 50 единиц.
Корпус катера гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 метра в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяжённая надстройка из лёгких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило оперативный обзор. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:
- Форпик;
- Кубрик №1, артпомещение;
- Кубрик №2;
- Каюты мичманов, бытовые помещения;
- Машинное отделение №1;
- Пост дистанционного управления главными механизмами;
- Машинное отделение №2;
- Топливные цистерны;
- Артпогреб;
- Румпельное отделение;
Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал без ограничений при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов, а при 4-балльной волне на скорости катера до 44 узлов.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс — 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.
Вооружение катеров состояло:
- Из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС «Онега-4», расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
- Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой — не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
- Из 1 спаренного 57-мм автомата АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенного в корме. Охлаждение стволов орудий осуществлялось забортной водой непрерывно. Привод электрический — ЭСП-72. Заряжание автоматов ленточное. Темп стрельбы 100 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 13 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 14 500 кг. Автомат имел систему дистанционного управлени от РЛС МР-103 «Барс» и местного резервного управления от поста с визирной колонкой с кольцевым векторным прицелом.
- Из 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения — до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
- Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей — от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
Не ограничиваясь привычным для торпедных катеров кругом задач, они оказались способными успешно бороться даже с подводными лодками, действуя в составе тактических групп.
Система управления огнем корабельной 57-мм артиллерии состояла:
- из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) «Барс» в состав которого входили:
- центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-103 «Барс» управлял 1 автоматом выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 57-мм артиллерии.
- из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
- Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан».
- После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 «Барс».
РЛС управления стрельбой МР-103 «Барс» дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.
На катере устанавили буксируемую опускаемую ГАС МГ-329 «Ока» и систему групповых атак «Дозор-1».
ГАС опускаемая МГ-329 «Ока» служит для прослушивания пространства, в опускаемой части находится вращающаяся акустическая антенна, обеспечивающая прием шумов при шумопеленговании (режим «ШП») и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км.
Система групповых атак (СГА) «Дозор-1» позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.
Строились катера на заводе №345 в г. Ярославле и на заводе №602 в г. Владивостоке.
Головной катер был сдан флоту в 1972 году.
Тактико-технические данные БТКА проекта 206М
Катера проекта 206М (тип «Шторм»).
В 1965-67 гг. в ЦКБ «Алмаз» на базе пр. 205 (ракетный катер) была завершена разработка большого торпедного катера проекта 206М (главные конструкторы проекта: сначала И.П. Пегов, затем А.П. Городянко).
Основные отличия от проекта 206 — другое артиллерийское вооружение (как на экспортном варианте 206Э), подводное малопогруженное крыло в носовой оконечности, управляемая транцевая плита.
Благодаря крылу улучшилась мореходность. На скорости 35 узлов катер легко выдерживал 5-балльную волну. Помимо крыла, этому способствовали и обводы корпуса: округлые в носовой оконечности, острые в корме. Они позволили уменьшить ударные нагрузки на ходу при волнении.
Несколько изменился силуэт. В кормовой части корпус удлинили, что обеспечило размещение 57-мм артиллерийской установки. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, благодаря чему улучшился оперативный обзор. Трехвальная силовая установка обладала высокой надежностью.
Головной катер пр. 206М вступил в строй в 1970 году. Серийное производство катеров данного типа в том же году развернули судостроительные заводы Владивостока («Дальзавод») и Рыбинска. Оно продолжалось до 1976 года. Всего для советского флота было построено 24 катера этого типа. Они стали последними советскими торпедными катерами.
Катер проекта 206-М: 1—57-мм пушка Ак-725; 2—РЛС «Вымпел»; 3—мачта и антенны РЛС; 4
ходовая рубка; 5—подводное крыло; 6-фильтры воздухоприемных шахт; 7— дизели; 8—пост управления ЭУ; 9—транцевая плита; 10—25-мм автоматы.
Катера пр. 206М показали более высокие эксплуатационные характеристики и более широкие тактические возможности, чем пр. 206. Так, они могли не только атаковать торпедами надводные цели, вести артиллерийский бой с малыми быстроходными кораблями, но и решать задачи ПЛО путем применения глубинных бомб и самонаводящихся противолодочных торпед.
Водоизмещение 218 (250) т; размеры 39,6 (37,5 по ВЛ) х 7,6 (5,9 по ВЛ; по крылу 12,5) х 1,8 м; дизели (М-520) 3 х 5000 л.с.; скорость 44 узла; дальность плавания 600 миль на 37 узлах, или 1450 миль на 14 узлах; экипаж 25 человек (4 офицера); автономность до 5 суток.
Вооружение: 4—533-мм ТА, 2—57-мм орудия АК-725 (спаренная установка в корме), 2—25-мм автомата (спаренная установка 2М-ЗМ на баке), глубинные бомбы; РЛС «Барс»; буксируемая ГАС «Бронза».
В 1978—1985 гг. «Дальзавод» (Владивосток) построил на экспорт 16 катеров по проекту 206-МЭ. Главное их отличие от пр. 206М заключалось в отсутствии буксируемой ГАС. Были поставлены флотам Кубы (9 единиц в 1979—83 гг.), Эфиопии (2 единицы в 1985—86 гг.), Вьетнама (5 единиц в 1984—86 гг.).
Катера проекта 206-МЭ.