Тральщик-искатель мин типа «Osprey» (США)
Минная угроза
Начальник военно-морских операций, то есть главнокомандующий ВМС США адмирал Джонатан Гринерт, приказал направить в Персидский залив серьезное пополнение тральщиков. Так в эту зону были отправлены 4 тральщика: Devastator, Pioneer, Sentry, и Warrior, а также 4 вертолета-тральщика MH-53E Sea Dragon, которые будут оснащены самыми современными противоминными средствами. Благодаря этим действиям 5-й флот ВМС США, который дислоцируется на Бахрейн и уже имеет в своем составе 4 корабля противоминной обороны (ПМО), в этом компоненте будет усилен более чем в 2 раза.
Чем же было вызвано данное решение? В настоящее время в Пентагоне все еще не исключают вероятность военного разрешения иранской ядерной проблемы. В том случае, если Иран будет продолжать работы по разработке ядерного оружия или в ответ на международные санкции попробует затруднить судоходство в Ормузском проливе, американские военные готовы применить силу и просчитывают разнообразные варианты ведения боевых действий, в том числе и использование оружия противником.
Просчитав варианты, специалисты ВМС США пришли к выводу о том, что главную угрозу для американского флота в Персидском заливе, особенно в Ормузском проливе, представляют многочисленные малые быстроходные катера Ирана, которые вооружены торпедами, минным оружием или сами начинены взрывчаткой. Если с торпедами и самими катерами еще можно как-то справиться, усилив вооружение американских кораблей малокалиберными автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами, а также задействуя штурмовые вертолеты для уничтожения «москитного флота», то с минами все обстоит гораздо сложнее.
Во время первой войны в Заливе в 1991 году американцы уже сталкивались с данной проблемой. Единственным возможным и эффективным средством противодействия со стороны Ирака мощному флоту США были только мины, хотя Багдад имел лишь устаревшие их образцы. Несмотря на это в Персидском заливе на иракских минах подорвались ракетный крейсер Princeton и десантный вертолетоносец Tripoli. Оба корабля не затонули, но получили очень серьезные повреждения. Из-за существования минной угрозы американские морские пехотинцы так и не смогли высадиться на побережье южного Ирака. Для ликвидации минной опасности потребовалось серьезное напряжение американских противоминных сил.
Не исключено, что Тегеран имеет на вооружении гораздо более совершенное минное оружие, в том числе и самонаводящиеся, самотранспортирующиеся и самозакапывающиеся в ил мины, которые могут быть оснащены комбинированными, «хитрыми» взрывателями. Такие мины достаточно опасны и могут не только нанести ущерб судоходству в регионе, но и сорвать разного рода флотские операции.
В настоящее время ВМС США испытывает явный дефицит ПМК – противоминных кораблей. Впрочем, относится это не только к штатам, но и ко всем остальным флотам мира. Если во времена Холодной войны, когда были созданы военно-политические блоки: НАТО и Организация стран Варшавского договора, ПМК составляли практически половину от всего флота противостоящих государств, то в будущем их доля постепенно и неуклонно уменьшалась, а в настоящее время и вовсе является призрачной. Этому сегодня есть вполне разумные объяснения. После окончания Второй мировой войны, моря, особенно те, которые опоясывали Европу, были буквально нашпигованы минами. Несмотря на почти непрерывное траление только в Балтийском море в 1945-1946 годах на минах подорвались практически 430 кораблей и катеров. Из них 230, то есть более половины, сразу же ушли на дно, погубив большое количество пассажиров и членов экипажей. Со временем минная опасность значительно сократилась и стала уходить на второй или даже третий план, но до конца она так и не исчезла, даже спустя более чем 65 лет после окончания Второй мировой войны.
Другими словами, минная опасность по-прежнему существует, но она значительно сократилась по сравнению с послевоенным периодом. Наряду с этим количество тральщиков сокращается повсеместно. Не является исключением и ВМС США, в составе которого в настоящее время находится лишь 14 кораблей противоминной обороны класса Avenger (Мститель), которые по российской классификации можно было бы отнести с некоторыми натяжками к «морским тральщикам». Полное водоизмещение данных судов составляет 1379 тонн, длина – 68,4 метра, ширина – 11,9 метра, осадка – 3,7 метра. Все они оснащены 4-мя малошумными дизельными двигателями итальянского производства – компании Isotta-Fraschini, которые позволяют судну развивать скорость в 14 узлов. При скорости хода в 10 узлов они могут преодолеть примерно 2 500 морских миль.
Все корабли данного класса были построены в США в период с 1987 по 1997 годы. Корабли были произведены компанией Marinette Marine Co по заказу американского правительства. Данные тральщики уже успели принять участие в боевых действиях, в частности во время проведения операции «Буря в пустыне», где они подтвердили свои высокие боевые качества.
Тральщики-искатели мин класса «Avenger» предназначены для обнаружения, локализации, классификации и последующего уничтожения или вытравливания якорных и донных мин любого типа, в прибрежных районах. Корпус данного корабля выполняется из многослойной обшивки, которая состоит из различных пород дерева (дуб, канадский кедр, пихта) с цельноклееным набором. Снаружи деревянный корпус тральщика покрыт ламинизирующим покрытием из нескольких слоев стеклопластика. Данный корпус придает кораблю легкость и прочность и в то же время отводит магнитные наводки, на которых, как правило, и срабатывают противокорабельные магнитные мины.
Палуба тральщика выполнена из многослойной пихты, а его надстройка – из многослойных и однослойных деревянных конструкций, которые, также как и корпус, покрыты стеклопластиком для защиты от разного рода атмосферных осадков. Главная энергетическая установка тральщика класса «Avenger» двухвальная и состоит из 4-х дизельных двигателей общей мощностью в 2 400 л.с., а также 2-х электродвигателей мощностью в 400 л.с. Корабль оснащен носовым подруливающим устройством.
Корабли класса «Avenger» отличаются развитым противоминным вооружением. В состав его целевого оборудования входят 2 противоминных телеуправляемых подводных аппарата AN/SLQ-48, которые предназначены для уничтожения и доразведки обнаруженных мин. Также в составе есть комбинированный акустический и электромагнитный трал AN/SLQ-37(V)2, гидроакустическая станция миноискания переменной глубины погружения AN/SQQ-30/32 и обычный контактный трал. Обнаружение опасных подводных объектов возложено на гидроакустический комплекс AN/SQQ-32, который способен обнаружить малоразмерные цели на морском дне и под водой, а также на видеокамеры, которые размещены и на подводных аппаратах AN/SLQ-48. Несмотря на свои сравнительно большие размеры, корабли класса «Avenger» относят к одним из наиболее крупных кораблей данного класса, они практически не имеют вооружения. Все оборонительное вооружение судна состоит из 2-х крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов, с помощью которых можно отразить лишь атаку легких катеров.
ПМК класса «Avenger» относят к современным боевым кораблям, но их число сильно ограничено. В настоящее время командование ВМС США сожалеет о том, что в 2006-2007 годах в целях экономии бюджетных средств с флота были списаны 12 сравнительно новых базовых минных тральщиков типа Osprey, которые также участвовали в операции «Буря в пустыне». Уменьшение количества ПМК в составе ВМС ведет, в том числе, и к появлению вертолетов-тральщиков, а также необитаемых подводных аппаратов (НПА), которые используются для обнаружения и уничтожения морских мин впереди по курсу корабля. Эти средства стоит отнести к достаточно продвинутым, но они не могут дать полной гарантии безопасности какой-либо акватории.
Современные вертолеты проводят траление с большей скоростью, нежели ПМК, но в отличие от кораблей они не способны нейтрализовать довольно обширную категорию самозакапывающихся в ил или донных мин, оснащенных комбинированными взрывателями. Помимо этого, данные вертолеты должны быть достаточно мощными машинами, которые смогут тянуть за собой по морю специальные тралы. В настоящее время подобного рода вертолеты имеются лишь в составе ВМС США.
В свою очередь НПА позволяют проводить ликвидацию мин с гораздо меньшей степенью риска для тралящих судов. В настоящее время ими оснащаются не только ПМК, но и обычные боевые корабли других классов. Скорость траления при помощи НПА достаточно низкая, а опыт их применения с эсминцев, фрегатов и подводных лодок в настоящее время достаточно ограничен. Ощущает и недостаток специалистов-операторов по управлению данными аппаратами.
Вот почему при планировании боевых действий против Ирана американское командование задумалось о наиболее эффективных вариантах, если не полной ликвидации, то хотя бы существенного уменьшения минной угрозы. Оптимальный вариант для ее устранения был найден в «дуэте» ПМК типа «Avenger», а также специальных вертолетов-тральщиков MH-53E Sea Dragon, количество которых можно нарастить за счет переброски винтокрылых машин из США.
MH-53E Sea Dragon – это разновидность тяжелого транспортного вертолета CH-53 Sea Stallion, который был создан компанией Sikorsky Aero Engineering Corporation». Свой первый полет вертолет-долгожитель совершил еще в 1964 году. Всего с тех пор для нужд ВМС США и их союзников было построено 522 вертолета всех модификаций. Версия вертолета MH-53E Sea Dragon предназначена для траления морских мин. Первый полет вертолет совершил в 1981 году. Поступил на вооружение ВМС в 1986 году. «Морской дракон» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Его силовая установка состоит из 3-х турбовальных двигателей T64-GE-416 общей мощностью в 4 380 л.с. Запас топлива вертолета увеличен до 12 110 литров. Данный вертолет оснащается опускаемой гидроакустической станцией AN/ASQ-14, а также специальным грузовым крюком, который применяется для буксировки тралов AN/ALQ-141, AN/ALQ-166 или AN/AQS-17.
MH-53E Sea Dragon является наиболее крупным вертолетом среди всех вертолетов западных стран. Он может использоваться не только в роли тральщика, но и выполнять корабельные транспортные операции. Дополнительные возможности вертолета включают в себя: ведение поисковых и спасательных работ, дозаправку топливом в воздухе. Он способен транспортировать до 16 тонн грузов или 55 человек личного состава на дистанцию 50 миль или 10 тонн груза на дистанцию в 500 миль. «Морские драконы» перебрасываемые в зону возможного конфликта могут дислоцироваться на больших десантных кораблях, способных принимать вертолеты данного класса, либо на береговые авиабазы США в Бахрейне и других странах Персидского залива.
И все-таки даже после усиления своего 5-го флота угроза для него остается. Мины являются одним из наиболее коварных видов оружия, которое дремлет, не проявляя себя, до определенного времени, а потом взрывается, принося огромный ущерб различным судам.
Тральщики типа Osprey
Содержание
История создания
Предшественники
Возможными предшественниками данного типа тральщиков являются:
Предпосылки к созданию
В середине 1980-х годов возможности ВМС США по противоминной обороне прибрежных районов упали до неприемлемо низкого уровня.
Проектирование
Корабли типа Osprey были спроектированы итальянской фирмой «Intermarine» на базе итальянского тральщика типа Lerici по заказу Министерства обороны США в 1986 г.
Постройка и испытания
В мае 1987-го был подписан контракт между Минобороны США и фирмой «Intermarine» на строительство головного корабля Затем фирма «Intermarine» приобрела корпорацию «Saylor Marine» и стала компанией «Intermarine USA». На судоверфи, расположенной в г. Саванна были построены восемь из 12 кораблей серии, а остальные четыре – на судоверфи компании «Avondale» в г. Галфпорт. Существовали планы строительства восьми кораблей в варианте с удлиненным корпусом на базе МТК типа Gaeta (усовершенствованный Lerici), но после ряда отсрочек от этих планов в конечном итоге отказались.
Описание конструкции
Из-за конструкции у кораблей данного типа возможно выполнение только одной из двух задач: поиск или траление мин, так как при наличии на борту поискового оборудования отсутствует возможность размещения какого-либо механического минно-трального оборудования.
Корпус
Сделанный из стеклопластика корпус типа «монокок» с длинным полубаком обладает такой высокой прочностью, что исключает всякую необходимость в шпангоутах. В носовую часть корпуса по осевой линии встроена камера для минно-поисковой ГАС ПГП, которая используется в комплексе с системой нейтрализации мин SLQ-48 фирмы «Alliant Techsystems», установленной на подводном телеуправляемом аппарате с длиной кабеля 1065 м.
- Водоизмещение – 803 т
- ВодоизмещениеПолн – 918 т
- Длина – 57,2м
- Ширина – 11,0м
- Осадка – 2,9м
Энергетическая установка и ходовые качества
- Главная ЭУ: 2 двигателя U 36 SS 8V AM фирмы «Issota-Fraschini»
- Вспомогательная ЭУ: 3 дизель-генератора ID 36 «Issota-Fraschini», 2 электромотора
- Мощность: 1600 л.с.
- Скорость хода: 12
- Дальность плавания: 1730 на 12 узлах
Соединенные Штаты выбрали существенно модифицированную энергетическую установку с двумя двигателями вместо одного, как на итальянских кораблях.
Экипаж и обитаемость
Экипаж состоял из 51 человека. Из них 5 офицеры.
Тральщики типа “Osprey”
Полные характеристики
Литература
Базовые тральщики – искатели мин типа “Osprey”
MHC-51 “Osprey” 1987/2006
MHC-52 “Heron” 1989/2006
MHC-53 “Pelican” 1989/2007
MHC-54 “Robin” 1990/2006
MHC-55 “Oriole” 1991/2006
MHC-56 “Kingfisher” 1991/2006
MHC-57 “Cormorant” 1991/2007
MHC-58 “Black Hawk” 1992/2006
MHC-59 “Falcon” 1992/2006
MHC-60 “Cardinal” 1992/2006
MHC-61 “Raven” 1993/2007
MHC-62 “Shrike” 1993/2006
В середине 1980-х годов ВМС США пришли к запоздалому осознанию того, что их возможности по противоминной обороне прибрежных районов упали до неприемлемо низкого уровня, и решили заказать новые минно-тральные корабли типа «Оспрей», проект которого был разработан на базе итальянского тральщика типа «Леричи». Министерство обороны США заключило контракт с итальянской фирмой «Интермарин» на проектирование корабля в августе 1986 года, а в мае 1987-го за ним последовал контракт на строительство головного корабля. Затем фирма «Интермарин» приобрела корпорацию «Сэйлер марин» (г. Саванна, штат Джорджия) и стала компанией «Интермарин США». На этой судоверфи были построены восемь из 12 кораблей серии, а остальные четыре – на судоверфи компании «Эвондейл» в г. Галфпорт. Существовали планы строительства восьми кораблей в варианте с удлиненным корпусом на базе МТК типа «Гаэта» (усовершенствованный «Леричи»), но после ряда отсрочек от этих планов в конечном итоге отказались.
Соединенные Штаты выбрали существенно модифицированную энергетическую установку с двумя двигателями вместо одного на итальянских кораблях, и проблемы, связанные с этим изменением, намного отсрочили выполнение всей программы. Отрицательное воздействие на нее также оказало внесение изменений в проект и состав оборудования, что привело в итоге к увеличению водоизмещения корабля на 110 т. Два итальянских дизельных двигателя устанавливаются на опорах из стеклопластика в звукоизолированных выгородках и приводят в движение крыльчатые движители фирмы «Войт» с циклоидальным движением лопастей, использование которых избавляет от необходимости иметь носовые подруливающие устройства для удержания корабля в заданной точке. Тральщики имеют объединенную систему боевого и технического управления, что повышает эффективность действий при решении задач по поиску мин.
Конструкцией кораблей типа «Оспрей» предусмотрена возможность одновременного выполнения задач только по поиску или по тралению мин, так как при наличии на борту поискового оборудования отсутствует возможность размещения там же какого-либо механического минно-трального оборудования. Корпус типа «монокок» из стеклопластика этих кораблей обладает такой высокой прочностью, что исключает всякую необходимость в шпангоутах. В носовую часть корпуса по осевой линии встроена камера для минно-поисковой ГАС ПГП, которая используется в комплексе с системой нейтрализации мин SLQ-48 фирмы «Элайент тексистемз», установленной на подводном телеуправляемом аппарате (длина кабеля 1065 м). С 2005 года на кораблях начнется замена БИУС SYQ-13 и SYQ-109, а также аппаратуры АСБУ сил флота USQ-119(V) NTCS-A новой интегрированной системой боевого управления ICWS (Integrated Combat Weapons System) Block 1.
Корабли этого типа – «Оспрей», «Херон», «Пеликан», «Робин», «Ориоль», «Кингфишер», «Корморан», «Блэкхок», «Фалкон», «Кардинал», «Рэйвен» и «Шрайк» – вошли в состав флота в период с ноября 1993 по март 1999 года и состоят в экстренном резерве ВМС. Все они, кроме ТЩИМ «Кардинал» и «Рэйвен», которые базируются в Бахрейне, приписаны к базам на континентальной части США.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 959 т. полное.
Размеренна:
длина 57,2 м,
ширина 11 м,
осадка 2,9 м.
ЭУ: главная – двухвальная дизельная (два двигателя Ю 36 SS 8V AM фирмы «Изотта-Фраскини») мощностью 1600 л. е., вспомогательная – дизель-электрическая (три дизель-генератора ID 36 той же фирмы общей мощностью 1321 л. с. и два электромотора) для хода на малых скоростях.
Скорость хода: 12 уз.
Дальность плавания: 1730 миль при 12 уз.
Вооружение: два 12,7-мм пулемета.
РЭВ: РЛС – ОНЦ SPS-64(V) или SPS-67, навигационная R41XX; БЮС SYQ-13 и SYQ-109, АСБУ USQ-119(V) NTCS-A; система нейтрализации uw SLQ-48 с подводным дистанционно-управляемым аппаратом, система размагничивания DGN-4, активная минно-поисковая ГАС ПГП SQQ-32(V)3.
Экипаж: 51 человек.