29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжелый атомный ракетный крейсер Проект 1144 “Киров” (СССР)

Тяжёлый крейсер «Киров» – ракетный «линкор» Советского Союза

Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира.

Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.

Первый «Киров»

Сергей Киров, разумеется, не был флотоводцем, но в молодом СССР выбор знаменитых имён, которыми не стыдно назвать военный корабль, был невелик.

Однако предыдущий боевой «Киров» смог покрыть это имя заслуженной славой. Это был лёгкий крейсер, построенный во второй половине 30-х по проекту, приобретённому в Италии.

Вооружённый девятью орудиями калибра 180 мм, он участвовал в обороне Таллинна, а после перехода в Кронштадт до конца войны вёл обстрел немецких сил, блокирующих Ленинград.

За выполнение задач крейсер наградили орденом Красного Знамени – отныне он официально именовался «краснознамённым».

«Киров» прослужил на Балтийском флоте до конца 50-х, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.

Долгая служба подошла к концу в 1974 году – крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с пушками.

Но, когда старый крейсер выводили из списков флота, уже был заложен новый «Киров» – атомный, ракетный.

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна ядерного судна будут оправданы не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Конструкция

Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.

Грани надстроек и мачт ради снижения радарной заметности выполнялись скошенными.

Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.

Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.

Вооружение

Главным оружием всех «Орланов» стали тяжёлые противокорабельные ракеты «Гранит». Эти крылатые ракеты могли оснащаться ядерной боевой частью и поражать любой корабль противника на дальностях свыше 600 км. Комплекс «Гранит» стал единственной системой вооружения, которая оставалась неизменной на всех кораблях проекта. Все остальные могли существенно отличаться.

В качестве основного средства противовоздушной обороны был выбран комплекс «Форт».

Это морская версия знаменитого ЗРК С-300, способная перехватывать даже баллистические ракеты. К моменту вступления «Кирова» в строй система ещё не была готова, и флоту он был сдан без «Форта». Первые три «Орлана» имелись по две пусковые установки, а на «Петре Великом» вторую точку заменили на установку для запуска модернизированных ракет «Форт-М».

Для самозащиты от «близколетящих» ракет и самолётов использовались зенитные ракеты «Оса», унифицированные с армейскими. Усовершенствованный ЗРК «Кинжал», более подходящий для флотской службы, успели установить только на «Пётр Великий».

Артиллерия «Кирова» оказалась уникальной среди всех «Орланов». В кормовой части крейсера разместили две артустановки АК-100, калибра 100 мм. Пушки комплектовались осколочно-фугасными снарядами и зенитными (с радиовзрывателями). Уже на следующем корабле эти орудия заменили одной двухпушечной установкой АК-130 с орудиями калибра 130 мм.

Малокалиберную зенитную артиллерию ближнего радиуса действия составили восемь установок с шестиствольными автоматическими пушками калибра 30 мм. На последнем корабле их заменили ракетно-артиллерийскими установками «Кортик».

Противолодочное вооружение «Кирова» тоже было разнообразным: ракето-торпеды «Метель», два пятитрубных торпедных аппарата, три реактивных бомбомёта.

Уже на следующем корабле – «Фрунзе» – использовались ракето-торпеды «Водопад», которые запускались из штатных торпедных аппаратов, не требуя отдельной пусковой установки. Бомбомёты РБУ-6000, начиная с третьего корабля – «Калинина» – заменили на РБУ-12000. Авиационное вооружение представлено тремя противоодочными вертолётами Ка-27, ангар для которых разместили под палубой.

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров», вступив в строй, обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, сражавшегося с нацистами, ему перешли награды предшественника и звание краснознамённого. При вручении ордена и флага присутствовали ветераны экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нёс службу, участвовал в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземноморье. В 1989 году принял участие в операции по спасению субмарины «Комсомолец».

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе отрицательную роль. Поломка редуктора, усугубленная затем проблемами с энергетической установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжёлый крейсер в море не выходил, ожидая ремонта. Сорвалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «дождались» развала Советского Союза и отсутствия средств на любой ремонт. Все «Орланы», кроме находящегося в достройке «Юрия Андропова», зачислили в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» – «Адмиралами» «Лазаревым» и «Нахимовым».

Причём «Киров» переименовали только формально, а литеры с прежним названием даже не закрасили.

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «систершипов». В условиях экономического кризиса «Петра Великого» удалось достроить и ввести в строй, сделав флагманом Северного флота. «Адмирал Ушаков», активно прослуживший всего десять лет, и даже «Нахимов», вступивший в строй только в 1988 году, ветшали в резерве без должного ухода. Кроме того, выяснилось, что крейсера проекта 1164 по боевым возможностям уступают «Орланам» не так сильно, а в эксплуатации гораздо проще и дешевле.

Читать еще:  Фрегаты класса «Oslo» (Норвегия)

В 1999 году объявили о начале ремонтных работ на «Ушакове», ожидалось проведение модернизации. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув ему при этом имя «Киров». Здесь стоит оговориться, что в СССР нередко переименовывали продаваемые на слом корабли, во избежание публикаций типа «Россию» продали на металл». Первое десятилетие нового века крейсер провёл в отстое. За него пытались бороться.

Ветераны крейсера обращались в правительство с просьбами спасти «Киров», символизирующий престиж флота – им отвечали, что атомоход вернут в списки флота и модернизируют. На практике же было принято окончательное постановление об утилизации корабля. В 2016 году начали выгрузку топлива из реакторов. Демонтажа ожидает и «Адмирал Лазарев», пробывший в строю всего пять лет. Вероятно, что после модернизации вступит в строй «Адмирал Нахимов».

Технические характеристики

Атомные крейсера проекта 1144 прямых аналогов не имели и не имеют. В американском флоте просто не было кораблей, перед которыми бы ставились аналогичные задачи.

«Орланы» должны были служить флагманскими кораблями, возглавлять соединения, прикрывать другие корабли от атак с воздуха и из-под воды, наконец, действовать самостоятельно.

Уникальность подтверждает и то, что в англоязычных источниках «Орланы» официально считаются линейными крейсерами – кроме них, ни один современный корабль к этому классу не причисляли. В США были построены четыре атомных ракетных крейсера типа «Вирджиния», но и по размерам, и по боевым возможностям они уступали советским.

Другой возможный «аналог» «Кирова», как ни странно, модернизированные в 80-е годы линкоры типа «Айова». Во всяком случае, их расконсервация была прямо связана с постройкой советских кораблей, и они должны были служить флагманами особых соединений, так называемых «Battleship Battle Groups».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1114 Орлан типа «Киров»: история создания, боевое применение и учения

Возможность применения ядерных реакторов на флоте рассматривалась еще с 1950-х годов. Однако первоначально такие проекты откладывались ввиду недостаточного опыта работы с реакторами и их обслуживанием, что создавало многочисленные аварии.

В 1961 у США появился первый атомный крейсер Long Beach. Этот аспект послужил толчком к развитию собственных проектов СССР в том же направлении. Новые корабли должны были стать противолодочными, однако Карибский кризис показал необходимость ударных судов, способных поражать надводные цели на большом расстоянии.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» — головной корабль проекта 1144 «Орлан». В 1992-2002 гг носил имя «Адмирал Ушаков». После решения о выводе из состава российского флота кораблю вернули первоначальное название.

История создания крейсера

История разработки проекта 1144 «Орлан» связана с необходимостью усиления советского флота ударными кораблями. После Великой Отечественной войны основной акцент делался на противолодочных судах. С начала 1960-х стала очевидной востребованность крейсеров с противокорабельным вооружением.

Проектированием нового типа кораблей занималось Северное проектно-конструкторское бюро Ленинграда под руководством Б. И. Купенского. Активная разработка велась на рубеже 1960-70-х гг. В 1973 на Балтийском заводе заложен первый головной корабль проекта 1144, который и стал впоследствии тяжелым атомным крейсером (ТАРК, ТАКР, ТАРКР) «Киров».

Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977. После всех испытаний 30 декабря 1980 судно принято в состав флота. В рамках проекта 1144 было построено еще три крейсера, последний — в 1996 году, получив название «Петр Великий».

Основные цели и задания

Основное предназначение тяжелого крейсера «Киров» — борьба с кораблями противника. В задачи корабля включают нанесение ударов по авианосным ударным группам и быстрый вывод из строя ключевых судов. Крейсер способен действовать как в составе флота, так и в одиночку за счет разнообразия своего вооружения. Наибольшая эффективность раскрывается при совместных действиях с подводными лодками.

Описание конструкции ТАРК проекта 1144 «Киров»

Несмотря на значительное водоизмещение хорошо продуманная конструкция корабля, включая удлиненный полубак, обеспечивает судну оптимальные ходовые качества. Для всех кораблей проекта конструктивные характеристики остаются общими, однако определенные расхождения в показателях также имеются.

Компоновка

Компоновка крейсера «Киров» включает около 1600 помещений, размещенных в корпусе и надстройках. Из них около 140 — каюты для офицеров на одно, два и четыре места. Для матросов и старшин имеется 32 кубрика на 8-34 места каждый.

Для удобства экипажа имеется 30 душевых, две бани, сауна с бассейном 4х3. Двухъярусный медицинский блок включает лазареты-изоляторы, аптеку, рентгеновский и стоматологический кабинет, амбулаторию и операционную. Протяженность всех переходов, тамбуров и отсеков составляет около 20 км.

Водоизмещение и габариты, вес

По габаритам атомный крейсер «Киров» имеет следующие технические характеристики:

  • длина — 252 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

Вес корабля соответствует его водоизмещению. У крейсера «Киров» данный показатель по стандартному значению составляет 24300 тонн. Полное водоизмещение — 28000 т.

Носовая и кормовая часть

Носовая часть судна выполнена стандартно для боевого корабля и имеем острый форштевень. Впереди крейсера располагается антенна гидроакустического комплекса «Полином». Также в передней части находится основное ракетное вооружение корабля. Корма транцевая. Пространство судна позади надстроек отведено под вертолетные площадки и артиллерию. Здесь же находятся топливные резервуары и подъемники ангаров.

Броня и противоторпедная защита

Крейсер Киров имеет стандартное для кораблей проекта 1144 бронирование корпуса. Дополнительная защита обеспечивается и за счет компоновки помещений — ключевые из них находятся в глубине корабля.

Противоторпедная защита имеет две составляющие: усиленное бронирование и дублирование корпуса. Утолщение брони сделано на метр ниже ватерлинии и на два выше. Поясного бронирования крейсер не имеет, ключевые помещения защищены отдельно. Дополнительная броня предусмотрена для шахт противокорабельных ракет «Гранит», информационного и командного пункта, машинного отделения, вертолетного ангара, топливных резервуаров, складов боеприпасов.

Экипаж

Экипаж корабля составлял 727 человек, включая 97 офицеров. Первым командиром корабля в 1976-84 гг был А. С. Ковальчук. Девятым и последним в 2005-10 гг числился А. Л. Черненко.

Технические характеристики

Технические характеристики для всех кораблей проекта 1144 «Орлан» имеют общие показатели. Однако у каждого корабля имеются незначительные характеристики. Следует учитывать и разницу последующих модернизаций данных судов.

Реакторы

В крейсере «Киров» реализована атомная энергетическая установка с реакторами КН-3, спроектированная на базе ледокольных ОК-900. Для работы применяется уран с высоким уровнем обогащения, до 70%. Сами реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах.

Комплекс энергетической установки размещен в трех отсеках. В него входят два ректора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых узла и два резервных котла КВГ-2. На каждом валу мощность корабля достигает 70 тыс. л. с. Паропроизводительность — 115т/ч. По теоретическим расчетам мощности энергетической установки достаточно, чтобы обеспечить электричеством город в 150 тыс. жителей.

Читать еще:  Десантный вертолетный корабль-док типа «Albion» (Германия)

Электростанция корабля размещается в четырех отсеках. Включает четыре паротурбогенератора в 3 МВт и столько же газотурбогенераторов по 1,5 МВт. Ресурс выработки каждого — 50 тыс. часов. Сам реактор рассчитан на 10-11 лет службы.

Скорость хода

Скорость хода крейсера «Киров» составляет 32 узла (59 км/ч). На котлах судно способно развивать скорость в 17 узлов.

Дальность плавания

На атомном реакторе дальность хода корабля неограничена. Запас хода на котлах при оперативно-экономической скорости составляет тысячу миль.

Боевое и защитное вооружение

Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника. Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией. В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.

ПКР П-700 «Гранит»

«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.

ЗРК «Форт»

В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.

Противолодочное вооружение

Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.

Артиллерийские комплексы АК-630

Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.

Оценка корабля

Крейсера проекта 1144 «Орлан» — одни из самых крупных неавианосных кораблей в мире. Многочисленное вооружение, хорошие ходовые свойства и технические характеристики делают корабли данной серии выдающимися разработками.

Однако размеры и стоимость этих крейсеров не соразмерны с их ударной мощью и боевой эффективностью. Эксперты обращают внимание на подводные лодки 949 и 949А «Антей». Последние обладают схожими ударными силами, но значительно дешевле в производстве.

Нанесение успешного удара по авианосной группе противника также требует ряда условий — внезапность и координация действий с теми же подводными лодками. Подобный фактор ставит под сомнение эффективность крейсера «Киров» в качестве одиночного боевого корабля.

Среди недостатков также выделяют слабую защиту от дозвуковых низколетящих противокорабельных ракет. «Оса-М» не обладают нужным углом поражения, АК-630 обеспечивают определенную защиту, однако она считается слабой.

Также обращают внимание на отсутствие четко обозначенной роли крейсера еще на этапе проектирования. Из-за этого корабль оснащен разнообразным вооружением и может выполнять широкий спектр задач. В данном вопросе отрицательным аспектом выделяют сложность технического обслуживания такого корабля.

Применение в боевых условиях и учениях

Служба крейсера «Киров» началась вскоре после прохождения всех испытаний. В 1984 был совершен первый поход в Средиземное море. После возвращения корабль отправлен на ремонт в связи с рядом инцидентов и поломок.

7 апреля 1989, двигаясь к месту аварии К-278 «Комсомолец», «Киров» смог развить скорость в 33,5 узла. В 1990 была устранена неисправность первого контура носового аппарата КН-3. Несмотря на исправность остальной части судна, корабль был переведен в резерв второй категории из-за недостатка финансирования.

В 1992 крейсер переименован в «Адмирал Ушаков», однако продолжал оставаться в резерве. Лишь в 1999 он стал на модернизацию в Северодвинске, ремонтные работы проводились в 2000-01 гг. В 2002 году крейсер выведен из состава флота, ему возвращено название «Киров».

Следующие несколько лет решалась дальнейшая судьба корабля. Высказывались идеи об его модернизации, однако недостаток финансирования не позволял развернуть капитальные работы в данном направлении. По данным новостей и Википедии в августе 2015 окончательно было решено утилизировать судно, но данный процесс еще не проведен.

С учетом своей службы «Киров» не принимал активного участия в учениях и тем более в боевых действиях. Сложность экономической обстановки после распада СССР осложняли не только модернизацию корабля, но и его плановое техническое обслуживание. Из четырех кораблей проекта «Орлан» сейчас лишь «Петр Великий» остался на плаву, модернизируется и используется флотом.

Атомный первенец: тяжелый ракетный крейсер «Киров»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», сентябрь 1980 года.

26 марта 1974 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили первый корабль уникального проекта «Орлан»

В структуре отечественного ВМФ Северный флот занимает особое место. Это самый молодой из всех флотов России, ведущий свою историю всего лишь с 1933 года, но вместе с тем — и самый мощный. Причиной тому — специфическая роль, которую Северный флот играл в годы «холодной войны». Балтийский и Черноморский флоты оказались существенно ограничены в возможностях из-за особенностей акватории базирования — внутренних морей, тогда как Тихоокеанский и Северный были флотами именно открытого океана. При этом с точки зрения безопасности и недосягаемости баз в более выгодном положении оказался именно флот на севере страны, и потому на его плечи легла основная нагрузка противостояния с потенциальными противниками в послевоенное время.

Именно поэтому в составе Северного флота, как правило, новые корабли появлялись в первую очередь. Так было и с уникальными крейсерами проекта 1144 — типа «Орлан», первыми и единственными в России надводными боевыми кораблями с ядерной энергетической установкой. На сегодняшний день моряки-североморцы — единственные, которые несут службу на входящим в боевой состав флота корабле этого проекта: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» с конца 1990-х является их бессменным флагманом. А начало строительству кораблей проекта «Орлан» было положено 26 марта 1974 года, когда на стапелях Балтийского завода в Ленинграде был заложен первый крейсер серии — «Киров».

Читать еще:  Большие противолодочные корабли проекта 61 «Комсомолец Украины» (СССР)

История создания этих кораблей начинается в 1964 году, когда руководство СССР, вдохновленное успехом первого в мире атомного надводного корабля — ледокола «Ленин» — и стремясь не отстать от США, которые в 1961 году ввели в боевой состав флота первый в мире атомный ракетный крейсер «Лонг Бич», решило создать собственный корабль такого же класса. По первоначальной задумке главной целью нового корабля должны были стать подводные ракетоносцы противника. То есть фактически в СССР собирались строить атомный крейсер-рейдер, который в мирное время контролировать бы американские ПЛАРБ в местах несения ими боевого дежурства, а в военное — охотился за ними и уничтожал.

Замах был серьезный: первоначальная идея постройки атомных противолодочных кораблей предусматривала, что на каждую американскую подлодку-ракетоносец будет приходиться по отдельному «рейдеру». Получалось, что серия таких кораблей включала бы не менее 35-40 единиц. С одной стороны, опыт строительства крупных серий кораблей с атомными энергетическими установками в СССР был — а с другой, это были подводные лодки, имеющие гораздо более узкие задачи. Надводных же проектов подобного масштаба и сложности страна еще не реализовывала.

Именно уникальность задачи, поставленной перед проектировщиками ленинградского ЦКБ № 53, которое в январе 1966 года было переименовано в Северное проектно-конструкторское бюро, и особые условия, которым должен был соответствовать новый проект, и стали причиной десятилетнего периода проектирования. В итоге первоначальное водоизмещение в 8000 тонн, о котором говорили правительство и военные, выросло в три с лишним раза — до почти 26 000 тонн. Постепенно расширился и список задач, которые должны были выполнять корабли нового проекта. Стало понятно, что в качестве охотников за баллистическими подлодками США они привлекут особое внимание противника, а значит, их нужно обеспечить достаточным количеством защитного вооружения. Так к номенклатуре чисто противолодочных средств нападения добавились средства ПВО и противокорабельные ракеты. А необходимость обеспечить длительную автономность плавания привела к тому, что пришлось существенно пересматривать бытовые условия для экипажа, что не могло не сказаться на увеличении водоизмещения.

Эскизное проектирование корабля нового проекта было завершено в 1969 году. Но просто перейти от эскиза к техническому проекту не получилось. 25 мая 1971 года вышло очередное постановление правительства, которым проект большого противолодочного корабля 1144 «Орлан» объединили с проектом атомного ракетного крейсера 1165 «Фугас», который, по идее, предназначался для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами противника. Стало понятно, что из «Орланов» получаются уже не противолодочные корабли, пусть и очень большие, а скорее крейсеры, и в итоге новинке присвоили окончательную классификацию атомного ракетного крейсера.

Наконец, в 1972 году, после всех дополнений и изменений, завершилось техническое проектирование корабля, а еще через два года первенец серии, получивший имя «Киров», был заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Головной крейсер получил это имя не только в честь Сергея Кирова, но и как преемник первого легкого крейсера советской постройки, вступившего в строй в 1938 году. Поэтому первенец надводного атомного военного флота получил вместе с именем и почетное звание Краснознаменного, а также и кормовой флаг с изображением ордена Боевого Красного Знамени — награды своего предшественника.

Поскольку совершенно скрыть постройку столь крупного — а наибольшая длина «Кирова» составляла ни много ни мало 250 метров! — корабля было невозможно, на Западе очень быстро узнали, что Советский Союз строит что-то вроде линкора. Правда, позднее специалисты НАТО пришли к выводу, что к спуску на воду готовится все-таки не линкор, а первый в СССР атомный ракетный крейсер, и присвоили проекту наименование «Kirov class».

Корабль получился действительно необычный и во многом новаторский для российского судостроения. Например, на нем впервые использовали такое решение, как размещение основной части оружейных комплексом в подпалубных помещениях: так расположили и пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит», и шахты системы ПВО С-300 «Форт» — флотской модификации комплекса. Так же скрыто разместили на борту крейсера и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата: их установили на второй палубе, и чтобы вести торпедную стрельбу, нужно было открыть закрытые в походном положении бортовые лацпорты. Кроме того, «Киров» был оснащен зенитно-ракетным комплексом «Оса-МА», имел неплохое артиллерийское вооружение — две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 и восемь шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М, — и приличное противолодочное: 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000. Наконец, на его борту постоянно базировался вертолетный отряд, в который могли входить два вертолета Ка-27 или три Ка-25.

27 декабря 1977 года атомный ракетный крейсер «Киров», классификация которого к этому времени пополнилась еще одним определением — «тяжелый» — был спущен на воду, а через три года, 30 декабря 1980-го, ступил в строй. Через четыре года флот получил второй корабль проекта 1144, который существенно отличался от головного и потому формально считался построенным по проекту 11442 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». В 1988 году моряки получили еще один крейсер проекта 11442 — «Калинин». Четвертый и последний корабль серии — «Куйбышев», который еще на стапеле переименовали в «Юрий Андропов» — заложили в 1986 году и спустили на воду в 1989-м, но в боевой состав флота он по очевидным причинам вошел только девять лет спустя, в 1998 году. К этому времени он уже получил новое имя — «Петр Великий», и сегодня это единственный из крейсеров проекта «Орлан», который несет боевую службу.

А самый первый из «Орланов» — «Киров», в 1992 году получивший имя «Адмирал Ушаков», — в 2002 году был выведен из состава флота и сейчас готовится к утилизации. За два с лишним десятка лет своей боевой службы он пережил многое. Например, в 1984 году, когда на складе боеприпасов в Североморске начался пожар, сопровождавшийся многочисленными взрывами, «Киров» был единственным кораблем, который остался в гавани базы. Он и только он мог, если бы из-за взрывов начали стартовать складированные в арсенале ракеты и полетели в сторону города, уничтожить их с помощью своих бортовых средств ПВО. А пять лет спустя «Киров» был одним из кораблей, которые на всех парах шли на помощь тонущей в Норвежском море подлодке «Комсомолец» — но не дошел из-за серьезной поломки двигательной системы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: