4 типа базового лагеря, их плюсы, минусы и особенности
Виды современных лагерей и их особенности
Лекция 1. Философия и педагогика каникул. ДОЛ как тип воспитательно-оздоровительного учреждения
Вопросы для обсуждения
1.1 Философия и педагогика каникул как социального явления
1.2 ДОЛ: цели, задачи и принципы деятельности
1.3 Виды современных лагерей и их особенности
1.4 Организация жизнедеятельности детей в оздоровительном лагере
1.5 Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ
Философия и педагогика каникул как социального явления
Каникулы – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием форм воспитательной и образовательной деятельности/
/Ребенок выезжает в деревню к бабушке, на море с родителями и др., т.е. осуществляет деятельность, на которую у него не было времени во время учебы в школе.
Если речь вести о времени, проведенном в лагере, то данное разнообразие форм находит воплощение в большом количестве мероприятий: около 30-40 общелагерных и отрядных за лагерную смену, в то время как в школе это же количество приходится на полгода, год/.
В основе философии каникул лежат две ценности саморазвития индивидуальности – свобода и интерес. Они тесно связаны: свобода (состояние, когда индивид видит реальные возможности осуществления им личностно значимых действий и реализации индивидуальных способностей) является условием самореализации ребенка, а ситуации свободной самореализации стимулируют интерес (готовность выбрать и осуществить нелимитированную личностно значимую деятельность и тем самым испытать свои способности в избранной сфере). Ребенок в состоянии и условиях выбирать и реализовывать собственные интересы. Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, обусловливают творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.
В основе педагогики каникул лежат две ценности – творчество и совместность. Человек – это социально-духовное существо, поэтому «творчески» и «вместе» – становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса.
ДОЛ как тип воспитательно-оздоровительного учреждения
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 года),оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха [Глава 61, Статья 284].
Цель деятельности педагогического коллектива лагеря – создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе – лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.
Основные задачи идеологической и воспитательной работы в оздоровительном лагере:
· создание условий для усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, формирования национального самосознания и умения жить в поликультурном мире;
· формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний;
· формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению;
· раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников;
· создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
· обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия;
· формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.
Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах:
· безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
· приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
· гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
· конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;
· единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
· вариативность программ и методов их реализации.
Виды современных лагерей и их особенности
Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений. Имеющееся на сегодняшний день в Беларуси и на постсоветском пространстве многообразие лагерей (по характеру деятельности) позволяет в огромной степени реализовывать данные задачи.
Виды лагерей:
· Лагеря дневного пребывания – это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.
· Лагеря санаторного типарасполагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.
· Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более 4-х часов в сутки), после обеда – досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.
· Лагерь выходного дня – это детский лагерь, что называется, в миниатюре: те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Функционирует с вечера пятницы до вечера воскресения. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам – к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т.д.
· Обучающие лагеря бывают трёх видов:
ü для неуспевающих по школьной программе учеников;
ü для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические);
ü для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы).
В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.
· Спортивные лагеря условно делятся на две группы:
ü для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ);
ü направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
· Лагерь активаформируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.
· Профильный (тематический) лагерь–сектор дополнительного образования, эффективный инструмент воспитания, развития детской одаренности, социальной адаптации несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании. Лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, экстрим лагеря и др.). Как правило, программа профильного лагеря ориентирована преимущественно на развитие какой-либо одной сферы: физической, интеллектуальной, творческой, социально-психологической. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки.
Например, программы с преобладанием физического развития могут быть следующие: спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, экстремальные, скаутские.
Получают распространение, в частности, в России лагеря допризывной подготовки молодежи, представляющие собой школу взросления, гражданского и патриотического воспитания.
Достаточно активный интерес у подростков и юношества вызывают программы с преобладанием социально-психологического развития: общественно-политические, школы лидерства, психологические, религиозные, психолого-педагогические программы для трудных подростков, масс-медийные проекты, моделирующие проблемы, освещаемые на ТВ или в прессе (имитационные программы по образцу проектов «Последний герой», «Фабрика звезд» и др.).
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 521 ;
Преимущества и недостатки отдыха ребенка в лагере
Лето – время отпусков и каникул. И каждому родителю хочется, чтобы это время ребенок проводил с пользой для здоровья и развития. Это конечно не значит, что каникулы должны превратиться в продолжение обучения, но общение, новые друзья, знания и умения будут совсем не лишними.
Именно поэтому перед родителями часто встает вопрос – куда отправить чадо? Один из вариантов – летний лагерь. Стоит ли туда ехать, что нужно знать и чего остерегаться, чтобы отдых был действительно интересным и приятным, расскажем дальше.
Какими они бывают?
Для начала неплохо осведомиться о видах лагерей. Поэтому с удовольствием вас с ними познакомим:
- Пришкольный. Один из самых безопасных и проверенных вариантов. А все потому, что чадо будет находиться в знакомой среде, часто даже среди своих одноклассников и учеников из параллельных классов, а роль вожатого на себя возьмет кто-то из учителей.
Обычно занятия длятся 4-5 часов в день, и включают в себя экскурсии, прогулки и периодический отдых на природе. Конечно, сменить обстановку и получить новый опыт общения здесь не удастся, но занять ребенка на несколько часов вполне возможно. К тому же, родители могут быть абсолютно спокойны, ведь лично знают тех, с кем находится их чадо.
- Оздоровительный. Когда-то они были мечтой всех советских школьников. Проживание в комфортных корпусах с небольшими комнатами в горах или у моря, творческие задания, интересные игры, походы, первый опыт самостоятельности. Сегодня там есть все условия для комфортного проживания и интересного времяпровождения.
- Профильный. В процессе взросления у чада появляются интересы и хобби, и если вы хотите, чтобы оно продолжило их развивать и совершенствовать, можно приобрести путевку в профильный лагерь. Английские лагеря, в которых дети общаются с носителями языка, спортивные, где тренировки проводят опытные спортсмены, актерские, в которых на занятия приходят настоящие преподаватели и даже актеры. Это возможность получить бесценный опыт и море положительных впечатлений.
Выбирая лагерь, стоит реально оценить уровень самостоятельности ребенка, его возможности и индивидуальные особенности. От поездки лучше воздержаться в случае с детьми дошкольного возраста. Они хоть и любопытны, но очень привязаны к дому и семье, поэтому поездка может стать настоящим стрессом.
С какого же возраста можно порадовать чадо отдыхом без родителей? Психологи говорят, что оптимальной будет отметка в 7-8 лет.
За и против
Если же вы еще сомневаетесь, стоит ли решаться на такой шаг, давая ребенку больше свободы, тогда стоит взвесить все «за» и «против». Начнем с плюсов:
- Новые навыки. Скучать в лагере точно не придется, здесь расписан каждый день. Для тех, кто только ищет себя, это будет отличный шанс попробовать свои силы в новых занятиях, и выбрать то, что по душе. Таким образом, отдых обретает смысл, и в корне отличается от бесцельно проведенного времени за компьютером на протяжении всего лета.
- Общение. Знакомиться, находить компромиссы, новых друзей по интересам – это одно из главных преимуществ. Несомненный плюс также и в том, что общение не будет ограничиваться исключительно сверстниками, что даст возможность совершенствовать свои коммуникационные навыки.
- Самореализация. Обычно программа отдыха в детском лагере построена таким образом, что каждый будет вовлечен в бурлящую вокруг деятельность. Дети получат навыки работы в команде, взаимопомощи, а также возможность проявить себя и свои умения в творческом плане.
- Самостоятельность. Этот пункт часто пугает родителей, ведь они переживают о том, сможет ли ребенок совладать с появившейся внезапно свободой, и как сумеют ею распорядиться. Но опасения напрасны. Время, когда ребенок предоставлен сам себе, на самом деле, минимально.
Во всех остальных случаях вожатые и педагоги ненавязчиво следят за тем, чтобы взрослеющее чадо получило максимум пользы от времени, проведенного в лагере. И главное качество, которое оно может здесь получить и развить – ответственность.
Что же касается минусов, то их немного, но они есть:
- Длительная адаптация. Новая обстановка, незнакомый коллектив, разлука с родителями могут оказать разное влияние, а период адаптации затянуться. В этом случае большую роль играют педагоги, которые могут помочь войти в новый коллектив.
- Строгая дисциплина. Обычно дети рассматривают лето как время, которое они могут планировать самостоятельно, расслабившись от школьного режима. В лагере снова будет нужно делать все по распорядку, а это может вызвать протест. Но если программа отдыха действительно насыщена интересными мероприятиями, то ребенок быстро согласится на предложенные условия.
Дабы быть уверенными в том, что ребенок будет находиться под присмотром опытных педагогов, стоит в этом убедиться. Внимательно изучите отзывы о лагере, спросите о нем у друзей и знакомых.
Перед тем как купить путевку, обязательно посоветуйтесь с ребенком, и предоставьте возможность самостоятельно выбрать место отдыха. Особенно важно это для подростков. Вместе изучите программу, оговорите все условия пребывания без вас и не пытайтесь навязать свою точку зрения и выбор.
Отличный вариант – отдых с другом или подругой. Так ребенку будет намного проще адаптироваться, и рядом всегда будет человек, с которым можно сиюминутно поделиться впечатлениями.
Теперь вы знаете, как и какой лагерь выбрать. Дело осталось за малым – обсудить свои планы с ребенком и найти общее решение, которое понравится обоим. Приятного отдыха!
Базовые лагеря
Как мелкие, так и крупные отряды УПА основную часть времени размещались вне населенных пунктов в базовых лагерях.
Базовые лагеря – это места, специально предназначенные для длительного размещения военных отделов. Как правило, они находились в больших лесных массивах, горах, болотах, густых зарослях по берегам рек. При этом главные требования к дислокации баз сводились к тому, чтобы они находились на значительном удалении от основных дорог и чтобы доступ к ним был затруднен.
В базовых лагерях повстанцы могли организовываться, проходить боевую выучку, отдыхать после боев и длительных рейдов. Базы тщательно маскировались и конспирировались. Доступ туда имели только проверенные люди и только на основании паролей.
Охрану баз обеспечивали передовые заставы, выставлявшие тройное кольцо постов и дозоров. В число мероприятий по обеспечению безопасности баз входили также разведка противника, наблюдение за местным населением и за всеми подступами к ним. Разведка определяла, в частности, наиболее вероятные пути подхода сил противника. На этих путях выставлялись секреты, каждый в составе двух-трех человек. На дорогах и тропах, ведущих в лагерь, размещались сигнальные средства, известные только повстанцам.
Базовый лагерь повстанцев представлял собой комплекс бараков или землянок, расположенных симметрично либо асимметрично в зависимости от решения командира. Кроме жилых помещений, базовый лагерь имел места для хранения различных запасов и оборонительные позиции на случай внезапного нападения противника.
Бараки повстанцы строили сами: корчевали деревья и кустарник, потом рыли котлован, закладывали фундамент и возводили невысокие стены (до метра высотой). Затем настилали двухскатную высокую крышу, которую покрывали драницей (досками) или лубом (корой). Последней часто утепляли и стены, сдирая луб в сезон от апреля до половины августа. Гвозди изготавливали из телефонной проволоки.
Обычно старались делать бараки, вмещающие одну чету. В этом случае его размеры составляли 12 на 6 метров, В бараке устраивали два очага с отверстиями-дымарями над ними, в центре устанавливали лежаки. Встречались также бараки размером 12 на 4 метра, в которых размещались по два рея.
Но тому же принципу, что и жилые бараки, в лагере строили и другие помещения: для штаба (в нем размещался командир с помощниками), караульные помещения, кухню, госпиталь, склады, баню и отхожее место. Помещения для других целей возводились по мере необходимости.
Посреди лагеря находилась тревожная площадка, где происходили сборы отделов. Поскольку она использовалась ежедневно и быстро заболачивалась, повстанцы выкладывали ее деревом. Если позволяли местные условия, то вблизи лагеря устраивали площадку для упражнений. Около тревожной площадки иногда разбивали цветники в виде трезубца или желто-синего национального флага. Отхожие места размещались на удалении не менее 100 метров от лагеря.
Вместо бараков в базовых лагерях часто строили укрытия в грунте – землянки. Их тщательно маскировали и снабжали несколькими выходами. Землянки строили как двухскатные, так и односкатные, в зависимости от местности.
При кратковременном пребывании отдела в данном районе повстанцы размещались в простейших укрытиях из подручных средств: в шалашах, палатках и под навесами.
Для хранения запасов оружия, продовольствия, обмундирования и других материальных средств в районе базирования отделов повстанцы создавали крупногабаритные тайники – схроны. При их строительстве обязательно использовались различные способы маскировки с учетом возможных изменений внешних условий в период хранения. Тайники должны были обеспечивать сохранность оружия и имущества, их пригодность для использования по прямому назначению в течение длительного периода времени. В любом случае предусматривалась надежная гидроизоляция, меры защиты от повреждений хранимых средств. Тайники-схроны обязательно привязывались к местным предметам-ориентирам для быстрого отыскания.
«Резерв прочности» крупногабаритных тайников, созданных повстанцами УПА в 40-е годы, не исчерпан до сих пор. Этот факт подтверждают неоднократные обнаружения таких схронов в наше время.