8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 шагов к спасению: как выжить в авиакатастрофе

Волшебное средство спасения: как попытаться выжить в падающем самолете

На протяжении 100 лет человечество сталкивается с проблемой гибели людей в авиакатастрофах. Решить проблему выживания в случае возникновения нештатной ситуации на борту пытаются многие конструкторы по всему миру. Первую систему спасения пассажиров начали тестировать уже в начале 1930-х годов в США. По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, которые в свернутом состоянии хранились в их спинках. Но испытания такой системы спасения в США практического применения не получили: вероятность спасения оценивалась лишь в 15-20%.

В 2006 году российскими изобретателями был предложен проект для спасения пассажиров с помощью парашютно-реактивных систем, которые использовались в военно-воздушных войсках СССР с середины 1970-х годов. С помощью этих систем боевая машина десанта, сброшенная с Ил-76 или Ан-12, опускается на купольной системе. Для этой цели внутрь фюзеляжа пассажирского самолета предлагалось помещать отсеки на 56 кресел. Каждый из них должен быть оборудован парашютно-реактивной системой.

Систему капсульного отстрела запатентовал еще 20 лет назад Гамид Халидов. Принципиальное отличие системы было в том, что изобретатель из Дагестана применял для отстрела отсеков от фюзеляжа удлиненные кумулятивные заряды. Они позволяли за долю секунды освободить отсеки и обеспечить вывод парашюта и мягкую посадку.

Самую необычную систему спасения пассажиров придумал Александр Балан. Выпускник молдавского политеха в 2014 году всколыхнул мировое научное сообщество своим изобретением, за которым, как утверждает сам изобретатель, уже выстраиваются очереди из клиентов, обещающих создателю миллиарды долларов.

Свою систему безопасности молдавский инженер назвал SIAAB1 и SIAAB2. Первая система SIAAB1 – это специальное вещество, похожее на песок, формула которого строго засекречена. При аварии эта смесь впрыскивается в керосин и превращает топливо в твердое вещество, не позволяя произойти взрыву и пожару.

«В принципе, у нас и на боевых самолетах и вертолетах в некотором роде аналог такой системы используется. То есть мы заполняем топливные баки специальной полиуретановой смесью, которая не дает возможность воспламениться парам в баках керосина», – объясняет заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.

Вторая система SIAAB2 представляет собой гибрид жидкого и пенистого веществ, находящийся в титановых капсулах. При аварии самолета вещество распыляется и увеличивается в 416 раз, создавая вокруг пассажиров своеобразный кокон. На это системе понадобится всего лишь 8 секунд. Кокон не позволяет двигаться пассажиру и при сильном ударе сохраняет человеку жизнь. Через 30 секунд вещество опять превращается в жидкость. Формула вещества засекречена. Известно лишь, что оно имеет едковатый запах, но совсем безвредно для глаз и кожи человека.

«Я думаю, что практически это нельзя применить в больших масштабах. Но где гарантия, что вот эти доли секунды, которые он работает, не порвет виолы, трахею, бронхи, сосуды, не повредит организм. И это будет являться, может быть, первопричиной гибели человека, а не то, что его защитит вот эта подушка безопасности», – сомневается Владимир Попов.

На сегодняшний день все эксперты сходятся в одном: те идеи, которые предложены изобретателями, на сегодня считаются просто фантастическими. Помимо того, что самолет утяжеляется, полет становится непомерно дорогим.

Читать еще:  Охота на рябчика с помощью ружья, силков и собаки

«Системы спасения для больших самолетов нет и не будет никогда. Для малых есть. Для четырехместных самолетов мы сделали парашютную систему спасения – нормально спасает. А дальше это невозможно», – уверен заслуженный летчик-испытатель РФ, генерал-майор, Герой России Магомед Толбоев.

Возможно ли создать волшебное средство спасения? А также в чем причина авиакатастроф последних лет? И какие самолеты самые безопасные? Не пропустите новый выпуск программы «Скрытые угрозы».

Как выжить в авиакатастрофе: 5 важных фактов

Многие люди уверены, что авиакатастрофа практически не оставляет шансов выжить. Поэтому не считают нужным внимательно изучать инструкцию по безопасности. Хотя, например, крушение Boeing 777 южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines доказывает: при соблюдении правил эвакуации количество жертв удаётся существенно сократить. В произошедшей в международном аэропорту Сан-Франциско аварии удалось спасти 305 из 307 человек на борту!

Мы уже рассказывали, как можно повысить свои шансы на выживание при крушении самолета. Но для особо боязливых летать, вот ещё несколько правил, следуя которым, можно с большей вероятностью выжить в авиакатастрофе.

1. Продумайте дорожный костюм

Отправляясь в путешествие, выбирайте одежду так, чтобы в ней вам было максимально удобно в случае возникновения экстренной ситуации. Вот, что советует Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США (прим.автора: ФАА, Federal Aviation Administration, FAA):

Представьте, что выбегаете из горящего самолёта. Например, не стоит надевать туфли на высоком каблуке или лёгкие шлёпанцы — в них неудобно бегать. Важно, чтобы во время внештатных ситуаций обувь не сваливалась с ваших ног, а открытые поверхности тела были защищены плотной тканью, наподобие джинсовой.

Длинные рукава и штаны могут защитить от осколков и ожогов: по данным экспертов Национального совета по транспортной безопасности (NTSB) 68% жертв приходится на пожары, возникающие после аварий.

2. Выбирайте место в салоне при покупке билета

Согласно исследованиям журнала Popular Mechanics, самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Проанализировав авиакатастрофы с летальным исходом, произошедшие за последние 40 лет, специалисты приводят такую статистику: в среднем, у сидящих в задней части салона на 40% больше шансов выжить. Также старайтесь расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами.

Профессор Эд Галеа, специалист по противопожарной безопасности из Гринвичского университета в Англии, выяснил, что выжившие пассажиры обычно сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов:

Во время возникновения экстренной ситуации лучше сидеть ближе к проходу, чем у иллюминатора или посередине.

3. Взлёт и посадка

Эксперты утверждают, что самое опасное время — первые три минуты после взлёта и восемь минут перед посадкой: форс-мажор чаще возникает именно на этих этапах полёта — в это время лучше не снимать обувь и не терять из виду два ближайших аварийных выхода. Ручную кладь расположите под сиденьем сидящего впереди пассажира — она поможет избежать травм, так как не позволит вам проскользнуть под кресло спереди, ведь переломы ног среди жертв авиакатастроф достаточно распространены.

Если крушения или аварийной посадки не избежать, ведите себя спокойно, не поддавайтесь панике. Примите так называемую «позу выживания»: скрестив ладони, положите их на спинку сидения спереди, затем прижмите лоб к ладоням — так больше шансов уцелеть при аварии, если же сиденья спереди нет, наклонитесь вперёд и обнимите руками колени.

Читать еще:  Экстремальное укрытие в лесу

Также выньте из карманов все острые и угловатые предметы вроде авторучек и ключей: в экстренных условиях даже обычная расчёска может причинить вред.

4. Правило 90 секунд

Помните, если после падения самолёта вы сможете покинуть салон в течение 90 секунд, шансы спастись значительно увеличиваются: некоторые пассажиры в состоянии паники не способны даже расстегнуть ремень безопасности — их тела потом так и находят, сидящими в креслах.

В интервью WebMD Синтия Корбетт рассказала:

Важно знать, как следует себя вести в экстренных условиях, даже если не поступает никаких указаний со стороны экипажа: бывает такое, что люди просто сидят и ждут, когда им скажут, что надо делать, а ситуация тем временем усугубляется.

В происшествии с рейсом 217 большинства жертв удалось избежать, потому что потерпевшие сумели быстро эвакуироваться из воздушного судна. Джон Хэнсман, профессор Массачусетского технологического института и руководитель работающего при этом университете Международного центра воздушного транспортирования, считает:

Если бы кто-то замешкался, всё могло быть намного хуже.

А Корбетт добавляет:

Не пытайтесь разыскать и собрать свой багаж, на это может уйти драгоценное время.

5. Не опаснее, чем на эскалаторе в метро

Эксперты по транспортной безопасности обнадёживают: согласно статистике NTSB (прим. автора: National Transportation Safety Board — Национальный совет по безопасности на транспорте), лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.

Шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, тогда как, например, в автокатастрофе — 1 к 5000, поэтому сейчас для человека гораздо безопаснее летать, чем водить машину.

Джон Хэнсман заявляет:

Находясь на борту авиалайнера, вы рискуете не больше, чем спускаясь в метро на эскалаторе.

Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США, подводит итоги:

Я считаю, что путешествия по воздуху — самый безопасный способ передвижения. Но во время полёта мы не должны забывать о технике безопасности и правилах поведения на борту. Не бойтесь летать, просто чётко следуйте инструкции.

7 шагов к спасению: как выжить в авиакатастрофе

Древние греки любили повторять: лучший способ выжить в авиакатастрофе — это избежать ее.

Авторы книги «Хуже не придумаешь. Гид по выживанию» Джошуа Пивен и Дэвид Боргенихт считают, что вероятность попасть в авиакатастрофу будет ниже, если ты станешь выбирать беспосадочные перелеты и следить за погодными условиями в пункте прилета, потому что немалая часть авиакатастроф происходит во время взлета или посадки. Возможно, иногда проще перенести перелет, чем лететь навстречу шторму. Не зря те же древние греки говорили: лучше быть живым и очень осторожным, чем мертвым и не очень осторожным. Ну а если ты все же полетел и попал в авиакатастрофу, вот тебе несколько советов, как остаться в живых.

К твоему сведению, почти в каждой авиакатастрофе находится тот, кто выжил. Так пусть это будешь ты!

Читать еще:  Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

7 шагов к спасению: как выжить в авиакатастрофе

1. Надевай в полет удобную одежду из шерсти или, на худой конец, хлопка.

И забудь о синтетике: полиэстере, нейлоне. Синтетика начнет плавиться при температуре 150 градусов по Цельсию и вызовет обширные ожоги, а плотная одежда из шерсти защитит от ранений и поможет сохранить тепло, если самолет упадет в холодную воду. У предусмотрительного авиапассажира брюки должны быть просторными, рукава рубашки — длинными, обувь — закрытой, на низком каблуке. Такая обувь защитит тебя, если придется идти по острым и горящим частям самолета.

2. Выбирай кресло возле аварийного выхода.

Если место у аварийного выхода уже занято другим умником, не соблазняйся пошлыми видами огоньков в иллюминаторе — требуй место в хвостовой части самолета с беспрепятственным доступом к выходу в случае эвакуации.

Эти знания могут спасти тебе жизнь.

4. Заранее посчитай и запомни количество кресел, отделяющих тебя от аварийного выхода из самолета.

Не исключено, что выбираться придется сквозь задымленный салон на ощупь. В случае пожара или задымления закрой нос и рот мокрой тряпкой.

5. Во время авиакатастрофы не паникуй и оставайся пристегнутым до тех пор, пока самолет не сядет, как бы это ни происходило.

Ремень безопасности должен туго прилегать к телу, лучше всего — к костям таза. Спинку кресла заранее переведи в вертикальное положение, как и говорила стюардесса: она плохого не посоветует. Одну руку положи на спинку кресла перед собой ладонью вниз, вторую положи сверху первой, потом прижмись лбом к ладоням. Также можно прижаться лбом к спинке впереди стоящего кресла, обхватив затылок руками и прижав к ушам локти. Если впереди нет кресла, наклонись вперед и обхвати руками колени. Стопы ног постарайся засунуть под свое сиденье как можно глубже — это защитит их от переломов.

6. Всегда следуй инструкциям персонала: надевай кислородную маску сначала на себя, потом помоги надеть кислородную маску остальным.

Не пытайся забрать с собой из самолета рюкзак с фотоаппаратом, чемодан с документами или кейс с планшетом. Все самое важное храни в карманах, а об остальном забудь.

7. После падения самолета постарайся покинуть воздушное судно как можно скорее.

А когда выберешься наружу, удались от самолета на достаточно безопасное расстояние — примерно на 200 метров. После этого жди спасателей: все, что мог, ты уже сделал. (с)

На фото: семь лет назад, 15 января, произошло самое невероятное событие не только в мире авиации, но и в жизни сотен людей. Этот кадр был сделан в момент настоящего чуда — самолет Airbus A320-214, у которого отказали сразу два двигателя, успешно приземлился на реку Гудзон! Командиру экипажа и второму пилоту удалось развернуть самолет на юг, спланировать над Гудзоном и, не задев мост Вашингтона, аккуратно посадить гигантский самолет напротив 48-й улицы Манхэттена. На борту в этот момент находились 155 человек. Все остались живы благодаря безупречному мастерству пилотов!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: