15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чуньо – хранение картофеля методом индейцев Южной Америки

Индейцы Южной Америки

Индейцы Южной Америки.

В Южной Америке было более 5000 племён, около 100 языковых семейств (в Европе – менее 10). Весь материк заселён с неолита, с 8-7 тыс.л. до н.э.
На крайнем юге, на о-ве Огненная Земля, жили яганы и она. На побережье Магелланова пролива и островах обитали чонос, которые воевали с арауканами за о. Чилоэ. Также они растили картофель, ловили рыбу, собирали морепродукты. Их соседи теуэльче и алакалуфы населяли острова архипелага Веллингтона. Это были кочевые рыбаки и охотники, шаманисты, жившие моногамными семьями. Испаноязычные чилийцы стали их колонизировать с 70-х годов XIX века, когда их насчитывалось порядка 4000 человек. К 1972 г. этих индейцев оставалось только 50.

В Патагонской пампе издавна обитали немногочисленные племена пуэльче и теуэльче. Это были самые высокорослые индейцы. Они жили в шатрах из собачьих шкур, охотились на гуанако и страусов-нанду при помощи оружия «бола» – два каменных шара на одном кожаном ремешке. В XVI веке индейцы «получили» от европейцев лошадей. Лошади быстро одичали на воле в пампе, исконные жители их приручили и стали осваивать степи. Со временем сюда пришли некоторые племена арауканов. В пампе появились и одичавшие быки. Для аборигенов наступили хорошие, сытые времена. Но к концу XIX века пампу захватили крупные европейские скотоводы.

В Центральном Чили жили племена араукан: пикунче, мапуче, уильче, пеуэнче и другие. Арауканы, самоназвание – «мапуче» (люди земли). В настоящее время их насчитывается до 1,5 млн.человек в Чили и Аргентине.
К XV веку мапуче населяли обширную территорию от пустыни Атакама до о-ва Чилоэ. Они жили небольшими родАми, умели обрабатывать серебро, делали керамику, ткани, занимались земледелием и скотоводством.
В середине XV века земли вплоть до р. Мауле захватили инки и включили в свою империю.

Конкистадор Д. Альмагро в июне 1535 г. вышел из Куско на завоевание Чили с 570 испанцами и 15 тыс. индейцев. Поход был трудный. Андские перевалы с высотой более 4000 м. пришлось штурмовать в зимние морозы. В пути погибло 11 тысяч индейцев и все кони. Но преодолев все преграды в марте 1536 г. испанцы вышли на равнины Сев. Чили. Правда здесь они не нашли богатств, зато в мелких стычках с местными жителями понесли большие потери, и поспешили вернуться в Перу.
Мапуче создали Союз племён из 5 племенных групп. Они воевали за свою свободу с 1536 по 1882 год, т.е. почти 350 лет!

Через несколько лет по следам Д. Альмагро отправился другой отряд конкистадоров во главе с П. Вальдивия. Они захватили в 1540 г. инкский город Арекипа, основали первый город в Чили – Ла-Серена, а вскоре и будущую столицу страны – Сантъяго. Испанцы отразили первые набеги аборигенов на свои крепости, а пленённых вождей – «токи» оставили в заложниках.
На следующий год П. Вальдивия отправился в поход на юг. Воспользовавшись этим арауканы под командованием «токи» Мичималонка осадили г. Сантъяго. Небольшой испанский гарнизон оказался на краю гибели, но Инес Суарес – подруга П. Вальдивии приказала казнить заложников и бросить их головы в атакующих. Индейцы в страхе отступили.

П. Вальдивия послал за подмогой в Перу офицера Монроя с 6 солдатами. По пути их захватили индейцы. Пятеро солдат были убиты, а Монрой с последним солдатом два года провели в плену, а город Сантъяго без связи с внешним миром. Но в конце-концов пленникам удалось бежать и добраться до Перу. Они вернулись к своим с новыми силами европейцев: 160 всадников и две каравеллы с 200 пехотинцами.

В 1549 г. война возобновилась. Испанцы перешли реку Био-Био – новую границу земель араукан. На равнине Андальен их атаковало 4000 войско индейцев под командованием верховного «токи» Айявила. Испанцам при помощи огнестрельного оружия удалось отразить их натиск. Айявила погиб. Вдоль новой границы испанцы построили через 8 миль крепости: Арауко, Тукапель, Пурен.
В сер. XVI века араукан насчитывалось более 500 тыс.чел. Верховный «токи» Линкоян не хотел войны и собирался отдать свой народ в подчинение испанцам. Тогда арауканы свергли его и выбрали другого верховного «токи» Лаутаро, молодого и горячего. Ребёнком он был в плену в Сантъяго, а потом бежал. Вождь хорошо знал и силу, и слабость завоевателей.

В декабре 1553 г. арауканы восстали, напали на крепость Тукапель и уничтожили её. Генерал-капитан Чили П. Вальдивия поспешил на выручку своим крепостям. Индейцы заманили его отряд в засаду и истребили. Погиб и сам П. Вальдивия. Через несколько дней, в феврале 1554 г., был разбит и следующий отряд испанцев п/ком. Г. де Альмагро. Следом был захвачен и разрушен город Консепсьон. Отряд нового правителя Чили Ф. де Вильягра также был разбит уже у Маригеньи. Но арауканы не смогли взять города Ла-Империал и Вальдивия, оставшиеся у них в тылу. За 4 года восстания от испанцев была очищена вся центральная часть Чили, вплоть до г. Сантъяго. Но когда индейцы готовились к решающему набегу на столицу врага, случилась эпидемия тифа, унесшая жизни 4/5 воинов. В 1557 г. испанцы внезапно напали на небольшой отряд Лаутаро, убили вождя, а его голову выставили в г. Сантъяго.

Арауканы проиграли войну, но не смирились. Верховным «токи» стал старый, но сильный и отважный Кауполикан. Наступил момент, когда арауканы снова восстали. В новой войне участвовали даже женщины и дети. В боях особенно отличилась одна из жён Кауполикана по имени Фресия.
Генерал-капитаном Чили был уже де Мендоса. Испанцы применили в боях артиллерию, нашли среди индейцев предателей и опять победили. Кауполикан попал в плен и был казнён.

Читать еще:  Аварийный запас длительного хранения. Часть 1: Продукты

Арауканы за 20 лет войн и мира научились лихо владеть лошадьми и не смирились с владычеством европейцев. Их новое выступление в 1571 г. возглавил верховный «токи» Колоколо. Борьба шла с переменным успехом и с неименным упорством. Но в 1598 г. очередной «токи» Пелантар со всей своей армией внезапно напал на главные силы испанцев во главе с самим генерал-капитаном О. де Лойола, располагавшиеся у деревни Карабала и разгромил их наголову. После этого поражения колонизаторы ушли за реку Био-Био. После долгой осады, в 1600 г. испанцы оставили город Ла-Империал, а в 1602 г. город Вильяррика. Боевые действия продолжались до 1612 г., но не дали перевеса ни одной из сторон.

Испания больше не могла вести такую длительную и тяжёлую войну вдали от метрополии, да и солдаты отказывались служить в смертельно опасной стране Чили. В 1641 г. прошли мирные переговоры, завершившиеся подписанием Кильенского договора. Была подтверждена независимость племени араукан и граница по р. Био-Био. В последующие годы испанцы не раз пытались нарушить мир, поработить вольное племя, например, в 1655, 1723, 1766, 1769 гг, но всегда терпели чувствительные поражения. В 1744 г. в Сантъяго приехал первый полномочный посол из Аракании. В 1773 г. Испания признала независимость новой страны.

В 1818 г. независимость получили и республика Чили. Новые власти также вознамерились покорить индейцев, но на серьёзную войну у молодого государства сил не было.

В 1850-е годы в Арауканию приехал французский юрист Орли де Тунан (1825 – 1878). Он быстро завоевал доверие индейский вождей и был избран «верховным белым токи». После этого француз провозгласил Арауканию королевством, а себя королём Орли I. Новый монарх дал своей стране Конституцию, списанную с Конституции Франции времён 3-й империи, правительство, Национальное собрание. Орли I объединил араукан – чилийских мапуче и аргентинских ранкелче в «Объединённое королевство Араукания и Патагония». Однако, когда король приехал в Чили, он был арестован и выслан на родину. Там Орли I пытался добиться поддержки императора Франции Наполеона III, но тот отверг притязания юриста.

В это время – 1851 – 1861 гг., президентом Чили был М. Монта. Он был настроен решительно исчерпать «индейский вопрос». Усилился всесторонний нажим на араукан, на их земле чилийцы стали строить укрепления. Тогда король вернулся к своим подданным. И вовремя – чилийская армия была уже отмобилизована и вовсю готовилась к войне. Война разразилась в 1859 г. Более сильная армия Чили одержала победу, но Араукания сохранила независимость. В 1864 г. был подписан договор о границе. Индейцы и их король мечтали о долгом мире. Но когда Орли I снова попал в Чили, он опять был арестован и выслан во Францию. Через несколько лет ему удалось снова вернуться в Арауканию. И на этот раз присутствие короля не спасло страну, и чилийская армия вторгалась на индейскую территорию в 1868, 1870, 1871 гг. В июне 1871 г. Орли I уехал в Европу и больше в Америку не вернулся.

Республика Чили во второй половине XIX века усилилась во всех отношениях. В то же время воля мапуче к продолжению борьбы ослабла, чему способствовали поражения в войнах 1873 и 1880 гг., и они сдались. В 1882 г. Араукания была разделена между Чили и Аргентиной, однако отдельные племена сохраняли независимость до 1885 г.

В северную и центральную Аргентину люди пришли в 8 – 7 тысячелетии до н.э. в эпоху неолита. И даже в XVI веке обитавшие здесь племена находились на стадии общинно-родового строя. Самым развитым народом были родственные арауканам – диагиты, проживавшие в Сев. Чили и С.-З. Аргентине. Они знали земледелие, разводили лам, плавили металлы. Диагиты сохраняли самобытность до конца XVII века, но потом были ассимилированы кечуа.

На берегах залива Ла-Плата жила группа рыболовецких племён керанди. Они вели кровопролитные войны с испанцами с 1536 г. и были полностью истреблены в конце XVI века.
В северной части Аргентины жили охотничьи племена: абипоны, тоба, матако, гуарани.

Севернее залива Ла-Плата и восточнее реки Парана, а также на территории Уругвая обитали рыбачьи племена чарруа (чарру). На севере Уругвая гуарани и тапе на исходе самобытной истории образовали первобытные общины. Испанцы организовали здесь первую колонию в 1617 г.

На территории Парагвая жили первобытные племена языковой группы тупи-гуарани, насчитывавшей к моменту прихода европейцев 2,5 млн. человек. Их главным богом был Тупон – бог дождя и молнии, создатель мира и человека, всемогущий и всеведущий. На востоке Парагвая индейцы жили оседло, а в районе Гран-Чако кочевали. Этот регион находится в квадрате: аргентинская пампа – Анды – Мату Гроссу – р. Парагвай. «Чако» на языке кечуа означает «место охоты». Здесь плодородные девственные земли, много зверья. Крупнейшим племенем этой группы было племя каикуру. Это были опытные, воинственные охотники. Врагов они убивали и снимали скальпы, но их женщин и детей забирали в своё племя. Другие племена: чане, абипоны, пайагуа, самуко, тоба, матако, мбайя, чиригуано и другие. Тупи-гаурани и в современной Америке довольно много, они по-прежнему охотники и земледельцы, возделывающие маис, маниок, дыни, матэ.

Читать еще:  О походно-полевом питании: Подбор индивидуального рациона

В восточном Парагвае – южной Бразилии издавна также обитали многочисленные племена тупи-гуарани. Территория Бразилии была заселена с 8 – 7 тыс.летии до н.э. и к XVI веку здесь жило 800 тысяч – 1 млн. индейцев. Племена их находились на стадии первобытно-общинного строя. Но у них уже выделились жрецы и вожди.

На побережье Атлантического океана обитали тупи-намба, довольно зажиточные рыболовы и земледельцы, строившие деревни за крепкими частоколами. Португальцы открыли берега Бразилии в 1500 году.
Во Внутренней Бразилии жили племена кочевых охотников: ботокуды, каинганг, карири и другие.
По р. Арагуайя селились племена бороро и гуато.
В холмах Мату-Гроссу обитали племена языковой группы «жес»: каяпо, шаванты, каража, камайюра, апинаже и другие.

В Амазонской сельве было много племён стоящих на довольно низкой ступени развития. Они занимались охотой и рыболовством, собирательством и примитивным земледелием, выращивая маниок, фасоль, табак и бананы. Среди них были: бакаири, сирионо, такана, панно, намбиквара, апиака, мундуруку, катукина, мура, уитото, оямпи и многие другие.

В верхней Амазонии – «Монтанье», на территории нынешних Перу, Эквадора, Колумбии, обитали охотничьи племена: хибаро (хиваро), сапаро и другие.

В Гайане жили племена народа «араваков»: уаррау, уайка, гуахарибо. Этот участок побережья Атлантики был открыт испанцами в 1499 г., а заселён голландцами в 1581 г. В конце ХХ века индейцев было ок. 40 тыс.человек.

Территорию Венесуэлы в кон. XV века населяли многочисленные индейские племена первобытных рыболовов, охотников, земледельцев: макиритаре – в верховьях Ориноко; на побережье – мирные араваки и воинственные каннибалы карибы; на центральном нагорье – каракас, какетио; в западных районах – гуахиро, лаше, мусо, тимоте, куйска и другие.

Родина картофеля в Южной Америке: из Перу на Русский стол

Картофель для каждого современного человека – не более чем просто еда.

Более того, сегодня картофель в самом разном виде и блюда из него можно встретить буквально на каждом столе.

Это и закуска, и гарнир, и основное блюдо, и даже элемент десерта в некоторых случаях.

А между тем, относительно недавно этот корнеплод считался деликатесом, а несколько сотен лет назад европейцы даже не знали о его существовании.

История разведения картофеля

Вам наверняка интересно узнать где родина картофеля и какое государство является колыбелью этого чудесного растения?

Вообще же история разведения картофеля за пределами его родины – Южной Америки – полна трагедий и курьезов.

А начиналось все именно там – на территориях, прилегающих к озеру Титикака.

Именно в этих местах дикорастущий картофель впервые начинали одомашнивать индейцы еще 15 тысяч лет назад.

Дикорастущий картофель в неизменном с тех времен виде встречается на своей родине и по сей день, но культивированный картофель уже давно триумфально шествует по всей планете.

Достоверно известно, что, несмотря на попытки выращивать картофель 15 тысяч лет назад, настоящей сельскохозяйственной культурой этот корнеплод стал намного позже – около пяти тысячелетий назад.

Впервые сажать картофель и собирать его урожай начали племена индейцев, жившие в районе озера Титикака.

Сегодня само озеро делят два государства – Перу и Боливия, – и именно предки перуанцев и боливийцев были теми самыми «пионерами» в области разведения картофеля.

Трудно сказать, были бы у картофеля шансы или нет, если бы не его культовое предназначение.

Индейцам свойственно находить божественное в окружающей природе, и клубни этого невзрачного растения не избежали такой же участи.

Познакомьтесь ближе с коренными индейцами Перу в этой статье

Или почитайте про удивительные рисунки на плато Наска, оставленными древними обитателями этих мест

Сегодня нельзя точно установить причины, по которым древние перуанцы так боготворили картофель, но то, что ему приносили жертвы и даже убивали для этого детей – неоспоримый факт.

Употребление в пищу было второстепенным для древних индейцев, хотя со временем они научились готовить из клубней большое количество блюд.

Чуньо

Но основное блюдо, которое туристы и сегодня могут попробовать в странах Южной Америки – это чуньо.

Интересно, что в старые времена проблема хранения пищи стояла очень остро, и это естественно: как хранить еду на жаре в течение долгого времени?

Ответ – сделать из картофеля чуньо, который можно охарактеризовать как картофельные консервы.

Такой чуньо мог храниться несколько лет, и на нем даже не было заметно следов порчи или гниения.

Рецепт приготовления традиционного чуньо сводится к следующему: клубни картофеля укладываются на особую подстилку из соломы и оставляются на ночь на улице.

За ночь клубни промерзают, после чего из картофеля путем давления удаляют излишки влаги и отправляют сушиться на солнце.

Примечательно, что и сегодня традиционный чуньо готовится примерно так же, и путешественникам, которые собираются в Перу или в Боливию, обязательно представится возможность попробовать это питательное и вкусное блюдо.

Картофельные рынки Перу

Однако туристам будет интересно не только это: каждый гость Перу обязательно должен посетить особые картофельные рынки.

Там на прилавках можно увидеть более тысячи сортов картофеля.

Конечно, для российских туристов будет непривычно увидеть ярко-малиновые клубни или зеленые картофелины величиной с грецкий орех, и тем более удивительным будет тот факт, что некоторые сорта можно употреблять сырыми в качестве десерта: это особые, сладкие сорта картофеля.

Нет смысла и говорить о том, что на гостей Перу произведет неизгладимое впечатление даже такое привычное на первый взгляд блюдо, как жареная картошка.

Читать еще:  Выживание в естественных условиях. Часть 1: Один на один с природой

Ее подают с самыми разными соусами, а готовят эти блюда прямо на рынке.

Появление картофеля в Европе и России

Конечно, в Европе (и в частности в России) отношение к картофелю было не такое почтительное.

Скорее наоборот: если перуанцы картофель боготворили, то европейцы считали его «дьявольской ягодой».

Да, именно ягодой, так как неопытные жители Европы употребляли в пищу не клубни, а ягоды с куста картофеля.

Естественно, люди часто травились, а картофель незаслуженно уничтожался, и лишь около двухсот лет назад зашла речь о его реабилитации.

Появление картофеля в Российской Империи также интересно: привез его царь-реформатор Петр I.

Этот выдающийся правитель имел свою слабость.

По мнению его окружения, он просто «тащил из Европы все»: пищу, костюмы, обычаи.

Привез и картофель.

Сначала эта новинка очень не понравилась русским, но под страхом смертной казни царь заставлял крестьян выращивать этот корнеплод.

Картофель был бы незаслуженно забыт, если бы во время многочисленных войн не спасал людей от голодной смерти.

Таким образом, уже в середине восемнадцатого века картофель стал для русского человека «вторым хлебом», как называли его крестьяне.

Выращивали его уже добровольно, и благодаря способностям корнеплода к климатической адаптации, очень скоро есть картофель мог себе позволить даже последний бедняк.

В Южной Америке обитают тысячи уникальнейших животных и растений:

Например красивейшая кувшинка Виктория Регия, достигающая просто гигантстких размеров

Или один из самых больших крокодилов, про которого вы можете почитать ЗДЕСЬ

А в этой статье вы узнаете про удивительное животное — Викунья, шерсть которой является самой ценной в мире:
http://latintour.ru/sa/sa-info/vikuni.html

Сегодня картофель украшает каждый стол и является не просто доступной, питательной и вкусной пищей, но и неотъемлемым ингредиентом многих праздничных блюд.

И пусть русский человек не боготворит клубни картофеля, как делали это древние обитатели Перу, но с должным уважением все же относится.

Один из этапов приготовления Чуньо

Меню выживальщика: Чуньо — хранение картофеля методом индейцев Южной Америки

С оседлых земледельцев было куда больше возможностей запасать пищу, чем у кочевых народов. Всё же овощи по определению хранятся лучше, чем мясо. Однако очень скоро стало понятно, что такие запасы способны разве что зиму пережить, а затем их лучше пускать в дело. Или придумывать новые способы хранения картофеля, капусты и других популярных огородных культур. И индейцы Южной Америки додумались до довольно интересного рецепта, позволяющего хранить картошку чуть ли не год. Называется – чуньо (от исп. chuño).

Хранение картофеля методом индейцев Южной Америки

Начнём с того, что для этих товарищей вопрос сохранности урожая был жизненно важным – высокогорный климат, зима чуть ли не 6 месяцев в году, да и лето не такое уж длинное и тёплое. Но для дикорастущего картофеля этого вполне хватало. Так что он очень быстро вошел в рацион питания южноамериканских индейцев, как основной гарнир. Который ещё надо было как-то сохранить, причём чем дольше – тем лучше. Поэтому индейцы поступали так.

Картофель выкапывался, отряхивался от грязи и тащился к специальным площадкам, называемым chuñochinapampas. Так его мирно обдували холодные горные ветра, высушивало жгучее горное солнце и промораживал трескучий ночной горный мороз. Если дождик пошел – всё равно не страшно, просто на пару дней больше полежать придётся. То есть да, хранение картофеля заключалось в том, чтобы на него забить. С виду. На самом деле, уникальный температурный режим высокогорных Анд позволил поддерживать процесс естественной сублимационной сушки. Замораживание, размораживание, обезвоживание. Клетки картофеля разрушались, а соланин, которого в диких клубнях было достаточно, такой обработки не выдерживал.

Но это ещё не всё. Через дней 5 такого вот хранения, картофель подвергался ещё одному испытанию – местные жители приходили и начинали по нему аккуратно топтаться. Задачей этого дела было удаление кожуры, а также – ручное выдавливание остатков жидкости. На тот момент картофель ещё оставался относительно твёрдым, поэтому в пюре не превращался. В принципе, приготовление чуньо на этом можно было завершить.

А можно было вытащить к воде и вымачивать там недельку, а потом – запустить процесс заново. Так получался «белый чуньо». Можно было не держать прямо в проточной воде, а просто прокладывать мокрой соломой. Смысл от этого не меняется, но клубни приобретали красивый белый цвет, да и чище становились.

В результате получался неплохо высушенный картофель, который не смог бы случайно прорасти. Его складывали в мешки и хранили в подвале, не опасаясь, что влажность и температура заставят его дать побеги или начать гнить.

«Чуньо» в наши дни

Сам по себе рецепт хранения картофеля дельный, поскольку его и для наших условий можно адаптировать. Собранная в августе картошка мирно дожидается ноябрьских заморозков, ночует на улице, а днём – переносится в помещение, где присутствуют обогреватели, хорошая вентиляция и крайне низкая влажность. 7 таких повторов с последующим ручным или ножным отделением кожуры – и «отечественный чуньо» готов. Год пролежит на складе вообще без проблем. Или даже больше.

Вот только перед использованием чуньо нужно некоторое время размачивать. Как, впрочем, и любые сублимированные продукты. А можно просто в муку превратить – картофельная мука, кстати, тоже неплохой продукт.

В итоге можно сказать, что чуньо – способ хранения картошки, крайне интересный и полезный для нашего брата – выживальщика.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: