19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» (Россия)

«Палтус», «Варшавянка» и «Лада». Дизель-электрические подлодки российского флота

В составе российского военно-морского флота в настоящее время служит 60 подводных лодок. Примерно треть отечественных подводных сил составляют подлодки с дизель-электрической энергетической установкой. Согласно актуальным планам командования, корабли из имеющейся группировки ДЭПЛ должны регулярно проходить необходимые ремонты и модернизации. Кроме того, продолжается строительство новых лодок, соответствующих современным требованиям. Рассмотрим текущее положение дел в сфере дизель-электрических подлодок ВМФ России.

В течение последних десятилетий для советского и российского ВМФ было создано несколько типов ДЭПЛ с разными характеристиками и возможностями. При этом к настоящему времени состав подводной группировки заметным образом упростился. В настоящее время российский флот эксплуатирует дизель-электрические лодки нескольких типов, относящиеся всего к двум проектам – 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка». «Палтусы» пока остаются самыми многочисленными в своем классе, но за «Варшавянками» будущее.

Строительство ДЭПЛ проекта 877 стартовало в самом начале восьмидесятых годов. С 1980 по 1991 годы силами нескольких советских предприятий была построена и передана флоту 21 подлодка проекта «Палтус». В середине восьмидесятых ВМФ СССР получил единственную подлодку проекта 877ЭКМ – Б-806 «Дмитров». В конце того же десятилетия для отечественного заказчика построили по одной лодке проектов 877ЛПМБ и 877В – ныне они носят имена Б-800 «Калуга» и Б-871 «Алроса».

В середине восьмидесятых стартовало строительство «Палтусов» для иностранных заказчиков. С 1985 по 2000 годы для зарубежных государств построили 19 новых кораблей проектов 877Э и 877ЭКМ. Наибольший интерес к советским / российским ДЭПЛ проявила Индия, купившая восемь субмарин. Также подлодки поставлялись в Алжир, Иран, Китай и другие страны.

Ресурс техники не бесконечен, и поэтому с определенного времени началось постепенное списание и утилизация имеющихся ДЭПЛ типа «Палтус». В первой половине прошлого десятилетия ВМФ России был вынужден отказаться от значительной части своих дизель-электрических подлодок. До 2007 года из состава флота были исключены семь кораблей. Вскоре им предстояло отправиться на разделку. В настоящее время ведется утилизация еще двух кораблей. Прочие подлодки продолжают службу в составе нескольких основных флотов.

Таким образом, за два десятилетия было построено и передано заказчикам в общей сложности 43 ДЭПЛ «Палтус» нескольких проектов. 10 кораблей были утилизированы либо выведены из строя в результате аварий. 33 лодки продолжают службу, из них 15 принадлежат России. Большая часть этих подлодок сейчас несет службу, а несколько находятся на ремонте.

«Варшавянка» для замены

Уже в середине девяностых годов российские кораблестроители начали строительство дизель-электрических подводных лодок нового проекта 636 «Варшавянка». Изначально этот проект рассматривался в качестве экспортной версии «Палтуса», но впоследствии его было решено развивать всю сферу ДЭПЛ именно с его помощью. В итоге «Варшавянки» разных версий шли не только на экспорт, но и передавались своему флоту.

В течение длительного времени лодки проекта 636 строились только для зарубежных стран. В 1997 и 1998 годах ВМС Китая получили два первых корабля такого типа. С 2004 года китайский флот стал осваивать подлодки проекта 636М. Всего за несколько лет ему передали восемь таких лодок. Также по проекту с литерой «М» построили пару субмарин для Алжира. В 2010-17 годах осуществлялось строительство шести «Варшавянок» версии 636.1 для Вьетнама. Итого, на экспорт пошло 18 ДЭПЛ семейства 636.

В августе 2010 года состоялась закладка первой подлодки семейства «Варшавянка» для военно-морского флота России. В соответствии с имеющимся контрактом, требовалось строительство шести кораблей улучшенного проекта 636.3 в количестве шести единиц. Все новые подлодки предназначались для Черноморского флота. Заказ был выполнен к концу 2016 года. В 2017-м стартовало строительство новой серии из шести лодок – на этот раз для Тихоокеанского флота.

В общей сложности уже было построено 24 подлодки семейства «Варшавянка». Еще два корабля находятся на стадии строительства. ДЭПЛ проектов 636 не отличаются большим возрастом и несут службу без особых проблем. По этой причине все построенные корабли все еще остаются в строю.

В недавнем прошлом дальнейшее развитие неатомного подводного флота связывали с проектом 677 «Лада». Предполагалось, что «Лады» будут проще и дешевле существующих «Палтусов» при схожих характеристиках. Указывалась возможность строительства серии из двух десятков кораблей. Строительство головной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» началось в 1997 году, и в 2004-м она вышла в море для испытаний.

В ходе испытаний были выявлены серьезные недостатки энергетической установки, не позволявшие полноценно эксплуатировать новую лодку. Несколько следующих лет ушли на доводку конструкции, и потому дальнейшая судьба всего проекта оказалась под вопросом. В частности, из-за проблем с головной лодкой на несколько лет приостановили строительство первой серийной.

Впрочем, все основные недостатки «Лады» были исправлены, что позволило составить новые планы. В 2016-17 годах сообщалось, что первые две серийные лодки проекта 677 будут достроены с учетом доработок головного корабля. Кроме того, уже имеется контракт на две следующие подлодки. В 2025 году в составе военно-морского флота будет не менее пяти таких кораблей. Пока же официально флоту передана только головная подлодка, находящаяся в опытной эксплуатации.

В составе флотов

Одна из наиболее крупных группировок дизель-электрических подлодок имеется у Тихоокеанского флота. В настоящее время он располагает семью кораблями проекта «Палтус». Шесть кораблей числятся в строю, еще один находится в резерве. Следует отметить, что все тихоокеанские ДЭПЛ были построены по исходному проекту 877 и отличаются достаточно большим возрастом. Все они вступили в строй с 1988 по 1994 годы. При этом неоднократно осуществлялись ремонты и модернизации.

Читать еще:  Пособие по выживанию армии США: Использование растений для выживания

В резерв выведена лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец». В строю остаются Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», Б-190 «Краснокаменск», Ю-345 «Могоча», Б-394 «Нурлат», Б-464 «Усть-Камчатск» и Б-494 «Усть-Большерецк». Эти корабли базируются во Владивостоке, но не исключается возможность их перевода в новые порты. Ввиду большого возраста и выработки ресурса некоторые ДЭПЛ Тихоокеанского флота могут быть списаны в течение нескольких следующих лет. Им на смену придут новые корабли проекта 636.3, строительство которых уже началось. Имеется заказ на шесть таких подлодок.

Подводные силы Северного флота в основном состоят из кораблей с атомной энергоустановкой, но в них имеются и дизель-электрические лодки. В общей сложности на Северном флоте числится шесть кораблей такого класса. При этом подлодка Б-808 «Ярославль» проекта находится на ремонте, а единственная «Лада» (Б-585 «Санкт-Петербург») продолжает опытную эксплуатацию. В строю остаются Б-177 «Липецк», «Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск» и Б-800 «Калуга». Последняя относится к проекту 877ЛПМБ, тогда как прочие были построены по базовой версии «Палтуса».

По известным данным, ДЭПЛ Северного флота будут продолжать службу, время от времени проходя необходимый ремонт и модернизацию. Замена этих кораблей пока не планируется. Обновление подводных сил Северного флота в ближайшие годы будет связано со строительством новых атомных лодок.

До 2014 года в составе Черноморского флота была только одна подводная лодка – Б-871 «Алроса» проекта 877. В том же году ее поставили на ремонт, продолжающийся до сих пор. По некоторым данным, после завершения ремонтных работ лодку переведут в состав Балтийского флота. Вследствие этого Черноморский флот останется без своего единственного «Палтуса». Впрочем, такие события не окажут негативного влияния на боеспособность флота. В 2014-16 годах моряки-черноморцы получили шесть новых «Варшавянок» версии 636.3. В кратчайшие сроки были построены и введены в строй ДЭПЛ Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».

Передача «Алросы» заметным образом повысит боевой потенциал подводной группировки Балтийского флота, однако и после этого количество подлодок в составе последнего будет невелико. На данный момент Балтийский флот имеет всего две субмарины: Б-227 «Выборг» (проект 877) и Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ). Они служат с 1983 и 1986 года соответственно, что приводит к определенным ограничениям. При этом «Выборг» в настоящее время находится на ремонте. По некоторым данным, эту подлодку предполагается списать в течение нескольких следующих лет. После завершения службы она может стать новым экспонатом выставки в парке «Патриот».

Военно-морской флот России располагает достаточно большим числом дизель-электрических подводных лодок. Однако, по известным причинам, значительная часть таких подводных сил отличается большим возрастом и потому может нуждаться в ремонте или модернизации. Различные лодки регулярно прибывают на судостроительные заводы для восстановления технической готовности. Параллельно продолжается строительство новых кораблей.

Последние ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» были переданы российскому флоту в середине девяностых годов. Самая старая лодка этого типа несет службу с 1983 года – уже 35 лет. Прочие корабли тоже не отличаются малым возрастом, а кроме того морально устаревают и требуют замены. При этом имеет место специфическое распределение не самых новых подлодок между флотами. Крупный парк такой техники имеется у Северного и Тихоокеанского флота. Балтийский и Черноморский в сумме имеют меньше «Палтусов», чем любой из других флотов.

Необходимость постепенной замены кораблей старых типов уже привела к известным событиям. В недавнем прошлом подводные силы Черноморского флота были усилены при помощи целой серии «Варшавянок». Поставка шести кораблей повысила боеспособность флота, а кроме того, теперь позволяет перевести более старую «Алросу» на Балтийское море. Таким образом, можно ожидать некоторый рост потенциала Балтийского флота.

В прошлом году состоялась закладка двух первых подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Не позднее первой половины двадцатых годов на Тихий океан отправится последняя из шести заказанных «Варшавянок». Можно представить, как изменится боеспособность Тихоокеанского флота, в распоряжении которого окажется существенное число устаревших и современных кораблей. Что произойдет с имеющимися «Палтусами» – неизвестно. Нельзя исключать, что более старые лодки вновь передадут другому флоту, нуждающемуся в увеличении численности подводных сил.

Новости последних лет позволяют предполагать, что подлодки проекта 877 из состава Северного флота уступят свое место ДЭПЛ типа «Лада». Головная лодка этого проекта уже давно находится в опытной эксплуатации, а еще две достраиваются. По известным данным, они предназначены именно для Северного флота. Позже состоится закладка новых субмарин проекта 677, которые, вероятно, тоже отправятся служить в Заполярье. Общее количество планируемых к постройке подлодок проекта 677, впрочем, остается неизвестным.

Нетрудно заметить, что современные темпы строительства новых подлодок не позволят за ограниченное время заменить все имеющиеся ДЭПЛ проекта 877 в пропорции «один к одному». Тем не менее, подобные проблемы вряд ли будут иметь серьезные последствия. Дело в том, что новые «Варшавянки» имеют ряд серьезных преимуществ перед более старыми «Палтусами». Характерные особенности таких лодок должны будут обеспечить сохранение общей боеспособности флота не за счет количества, но при помощи качества.

Проект 636.3 отличается меньшей шумностью и более высокими ходовыми характеристиками, что в известной мере сказывается на эффективности выполнения боевых задач. Более старые «Палтусы» вооружены только торпедами и могут атаковать только определенный круг целей. Новый проект «Варшавянка» использует многоцелевой ракетный комплекс «Калибр», резко увеличивающий боевые качества подлодки. Кроме того, корабли двух типов отличаются составом разнообразного бортового оборудования, от средств обнаружения до систем управления вооружением. Таким образом, отставание по количеству может в определенной мере компенсироваться ростом тактико-технических характеристик.

Читать еще:  Меню выживальщика: Псиндамоакан - жареная мука с сиропом

Важнейшей составляющей российских подводных сил являются лодки с неатомными энергетическими установками. На них приходится примерно треть всей численности подводного флота, и они должны решать ряд особых задач. Для сохранения необходимого потенциала ВМФ осуществляется разработка и строительство современных подлодок, в том числе с принципиально новым оснащением и вооружением. Таким образом, подводные силы сохранят требуемый потенциал и возможность выполнения поставленных задач.

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Подводная лодка типа «Варшавянка», объединяющая проекты 877 и 636, является основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Эти лодки были разработаны в конце 70-х годов прошлого столетия. Изначально предполагалось, что их будут строить и экспортировать в страны Варшавского договора в больших количествах. Поэтому проект 877 «Палтус», трансформировавшийся в дальнейшем в проект 636, стал носить название «Варшавянка».

История создания

Строительство лодок этого класса было обусловлено возросшими возможностями гидроакустических средств, что привело к достаточно легкому обнаружению субмарин в подводном положении по их акустическому полю. И перед советскими конструкторами была поставлена задача при проектировании нового (третьего) поколения дизельной ПЛ первостепенное внимание акцентировать на снижении их шумности. Лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любого другого подводного корабля аналогичного класса за счет малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в форме дирижабля с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и минимумом забортных отверстий. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность за счет ухудшения мореходности в надводном положении.

Головная лодка проекта 877, вступившая в строй в 1982 году, была построена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Все последующие выпускались со стапелей судостроительных заводов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Этот класс дизель-электрических ПЛ считается весьма удачным, поэтому их строительство с рядом усовершенствований продолжается до сих пор. При этом «Варшавянки» стоят на вооружении не только российского ВМФ, но и ряда зарубежных флотов (КНР, Вьетнам, Алжир).

Подводные лодки модифицированного 636-го проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Помимо минно-торпедного вооружения (шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 18 торпед или 24 мины), «Варшавянки» имеют собственные средства ПВО. Они включают переносной зенитно-ракетный комплекс«Стрела-3» либо «Игла», вооруженные управляемыми ракетами класса «поверхность – воздух». На ходовом мостике оборудован специальный герметичный кранец для ПЗРК. Главным ударным оружием являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», которые выстреливаются из торпедного аппарата. Именно такими ракетами стреляла по боевикам группировки ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону».

«Варшавянки» – самые малошумные российские субмарины. Это объясняется отсутствием как шумных агрегатов и мощных насосов, характерных для атомных ПЛ, так и шумных двигателей надводного хода на «дизелях». Уменьшение шумности агрегатов дополнено обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. За свою высокую скрытность лодка типа «Варшавянка» получила на Западе и за океаном уважительное прозвище «Черная дыра».

Интересная конструктивная особенность лодки связана с тем, что главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Мало того, что твердость этого дерева сравнима с металлом, естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Интересные факты

«Варшавянка» – одна из самых бесшумных подлодок в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого получила название «Черная дыра».

Способна производить подзарядку аккумуляторов без всплытия, что позволяет ей проходить под водой до 12 тыс. км.

Крылатые ракеты «Калибр» позволяют подлодке незаметно подкрадываться к цели и уничтожать ее на расстоянии до 500 км.

Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Характеристики

Длина лодки – 74 м, ширина – 10 м; скорость хода (надводная) – 17 узлов, подводная – 20 узлов; предельная глубина погружения – 300 м, подводное водоизмещение – около четырех тысяч тонн; экипаж – немногим более 50 человек.

От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России

Заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин заявил, что до 2025 года Тихоокеанский флот (ТОФ) получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка». Об этом он сообщил, выступая с докладом на совещании, посвящённом строительству неатомных субмарин, информирует пресс-служба Минобороны РФ.

Как пояснил главком ВМФ адмирал Владимир Королёв, строящиеся для ТОФ подлодки будут обладать более совершенными системами жизнеобеспечения и радиотехнического вооружения, чем предшествующие образцы, которые ранее были поставлены Черноморскому флоту.

28 марта 2019 года в Санкт-Петербурге была спущена на воду подлодка «Петропавловск-Камчатский» — первая субмарина для нужд ТОФ. На сегодняшний день заложены три «Варшавянки» — «Волхов», «Магадан» и «Уфа», ещё по двум подписан контракт.

«Скрыть подлодки от радаров»

«Варшавянка» является продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877. Такое необычное название подлодка унаследовала от проекта 636, который создавался специально для экспорта в страны — члены Организации Варшавского договора.

Проект 636.3 был разработан в стенах ЦКБ МТ «Рубин», серийное производство развёрнуто на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. В 1990-е и 2000-е годы менее совершенные модификации «Варшавянки» поставлялись на экспорт в Китай, Алжир и во Вьетнам. В общей сложности за рубеж было продано около 20 субмарин.

Длина подлодки проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но она оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.

Читать еще:  Пособие по выживанию армии США: Убежище - типы и сооружение

Основным достоинством подлодки проекта 636.3 считается её малошумность. На Западе отечественную субмарину называют «Чёрная дыра». Кроме того, специалистам «Рубина» удалось увеличить дальность плавания и период работы подлодки в автономном режиме по сравнению с экспортными образцами.

Основным оружием «Варшавянки» являются ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» и шесть 533-мм торпедных аппаратов. Боевое крещение субмарина получила в ноябре 2015 года у берегов Сирии. Пуски были произведены по боевикам «Исламского государства»*. Впервые в истории отечественного флота ракетные удары были нанесены из подводного положения в реальных боевых условиях.

Участие в сирийской операции приняли и субмарины Черноморского флота. С 2010 по 2016 год «Адмиралтейские верфи» поставили ВМФ шесть подлодок: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород», «Колпино». Все они дислоцированы на Новороссийской военно-морской базе (ВМБ).

По информации Минобороны РФ, серия из полудюжины подлодок для ТОФ будет построена с использованием новейших достижений отечественной кораблестроительной мысли. В частности, «Варшавянки» будут оснащены новыми гидроакустическими пластинами. Как отмечают в военном ведомстве, их установка позволит «полностью скрыть подводные лодки от радаров».

«Разработчикам удалось приблизить шумность к фоновым значениям моря. За счёт особой конструкции гидроакустические пластины эффективно поглощают шум различных частот и на различной глубине, тем самым затрудняя обнаружение подлодки», — говорится в материалах Минобороны РФ.

В беседе с RT редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отметил, что боевые возможности «Варшавянки» позволяют уничтожать широкий спектр морских и наземных целей.

«На наших субмаринах установлены современные гидроакустические и навигационные комплексы. Малошумность и поражающая мощь «Калибров» с дальностью порядка 2,5 тыс. км делают «Варшавянки» весьма грозным оружием. При этом стоимость производства лодки и затраты на её эксплуатацию достаточно скромные», — пояснил Леонков.

Военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко заявил в интервью RT, что подлодки проекта 636.3 в составе Тихоокеанского флота будут выполнять задачи по охране Курильских проливов и защите военно-морских баз.

Новое поколение

Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада». На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.

В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».

Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.

Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».

«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.

Ожидается, что шестая и последующие серийные подлодки будут укомплектованы воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ), которая позволит «Ладе» не всплывать на поверхность в течение нескольких недель.

Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».

Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».

По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».

Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.

«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: