0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джихад: 6 фактов о священной войне

Джихад: 6 фактов о священной войне

Сегодня все СМИ разрываются паническими возгласами о терактах, поведении ИГИЛ, по нескольку раз на дню предрекают войну со всем исламским миром. Дошло до того, что женщин, носящих традиционную паранджу, люди обходят широким полукругом. А такие слова, как «Слава Аллаху», и «джихад» стали синонимами слова «терроризм». Но на самом деле изначально слово «джихад» несёт в себе положительный смысл и отчасти говорит о созидании… Давайте разберемся, что же такое джихад.

Напоминаем, что ИГИЛ, оно же «Исламское государство», оно же «Исламское государство Ирака и Леванта», признано террористической международной организацией и её деятельность запрещена в России — прим.редакции

Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, — это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца — это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца — это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка — это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень — это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать — это джихад руки.

Самый последний уровень — это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Джихад в истории

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять — даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад — вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права — консенсус всех исламских богословов.

Ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию. В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что «да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться». Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Читать еще:  Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом — войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Что есть джихад для верующего мусульманина?

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.

6. Разночтения в интерпретации

Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.

Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.

Великий отечественный джихад

Ссылки на Коран

Это было вовсе не публицистическое выступление одного эмоционального человека. Богословы подготовили документ по всем правилам исламского правоведения — фикха. Там много ссылок на строки главной книги мусульман. Для верующего человека это важно: знать и понимать, что дело, которое ты начинаешь и которому собираешься следовать, не твое своеволие или решение отдельной группки людей, а освящено именем Всевышнего, подкреплено и обосновано Божьим законом, благословлено высшими авторитетами твоей религии. Ислам схоластичен. Впрочем, как и любая другая религия.

Так Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем шел за благословением к преподобному Сергию игумену Радонежскому и получал его: «И если Бог поможет тебе, ты победишь».

Так вставали из окопов «за царя, за Родину, за веру» русские люди в Первую мировую войну. Так, помолившись, шли на смерть за Россию мусульмане из Дикой дивизии.

Мощь, подкрепленная верой, убедительнее силы без веры. Но только тогда, когда за ней правда. Бог не прощает ни лицемерия, ни самонадеянности. Потому что правда в том, что Бог один. И он, как говорили предки, все видит.

Эта вера в единого и всевидящего Бога поднимала в атаку и придавала силы в окопах. Потому что, когда смотришь в глаза самой смерти, нужны не лозунги, нужна вера.

Тысячи и миллионы

Мусульмане принимали самое непосредственное участие в отражении фашистской агрессии. И чтобы там ни придумывал враг: открывал мечети на оккупированных территориях (церкви открывал тоже), объявлял безбожной большевистскую власть, создавал националистические легионы и батальоны, — все было напрасно. Мусульмане открывали свои святые предания — хадисы и читали: «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине — часть твоей веры». Они открывали Коран и читали: «Помогайте своей армии имуществом, скотом и другими, всеми путями, знайте, в этом благо для вас». Нет, это не советская пропаганда была убедительнее нацистской. Это правда побеждала ложь. А Бог, как всегда, был там, где правда.

Мусульмане СССР собирали пожертвования на покупку танков и самолетов. Муфтий Габдрахман Расулев написал письмо Сталину: «Воодушевленный успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 тыс. рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку колонны танков». Сторонники муфтия собрали 10 млн рублей. Инициативу подхватили. В короткий срок в Туркменской ССР было собрано 243 млн рублей, в Узбекской ССР -365 млн рублей, в Казахстане и Таджикистане по 1 млрд.

Казань и Уфа, Ташкент и Алма-Ата принимали эвакуированных. Казахстан принял миллион человек, Узбекистан еще миллион. Семья кузнеца Шамахмудова усыновила и воспитала 15 детей-сирот разных национальностей.

Перед праздником Победы или просто, когда разговор заходит о прошлой войне, очень часто звучат цифры. Считают ушедших на войну, погибших на ней, получивших ордена и медали. Только звания Героя Советского Союза в годы войны были удостоены более полутысячи мусульман: 161 татарин, 96 казахов, 69 узбеков, 57 дагестанцев (6 кумыков, 5 аварцев, 3 лезгина, 2 даргинца, по одному — каратинец, рутулец, лакец. ), 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 12 киргизов, 8 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев, 6 крымских татар. Извините, если кого забыл или в цифрах напутал. Статистики, как и принято, спорят.

Читать еще:  Карта для выживания: 5 реальных применений набора выживания размером с кредитку

Но дело даже не в процентном высчитывании количества представителей той иной национальности или религии среди героев. Дело в том, что и сегодня, спустя три четверти века после начала той войны, для людей это важно, это принципиально, что их народ вырастил героев, что их вера воспитала.

Предатели были почти в каждом народе. Но сегодняшняя память людей не сохраняет их имена, сопротивляется, выталкивает. Поспрашивайте на улицах Бахчисарая, Баку и Казани — нет, не вспомнят. Это если нация здорова. Если нет, то она славит шухевичей и бандер, а по улицам ее городов маршируют неонацистские демонстрации.

Просто усердие

На самом деле «джихад» в точном переводе никакая не война. Война в исламе называется по другому- «харб». Джихад — это просто усердие на пути к Богу. Над собой усердие, за страну, ради Бога. Оно становится войной и борьбой, когда нападают на твою родину, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают из них рабов. Человек, объявляющий джихад своей стране, идет против Бога. И это уже не джихад, а терроризм. Человек, убивающий стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, называющий это джихадом, — не просто террорист, но уже богоотступник. Его поражение неизбежно.

«Прав ли я?» — вопрошал князь Дмитрий у игумена Радонежского перед тем, как свершить величайшее усердие в жизни. И получил ответ. «Правы ли мы?» — обратился к святому Корану муфтий. «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, — ответил стихами Корана Всевышний, — ибо Бог не любит несправедливых».

Крымский татарин летчик Ахмет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза. Погиб в 1971 г. при испытании нового самолета.

В начале войны узбекский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова взяли на воспитание 15 детей, потерявших родителей и эвакуированных в Ташкент. За обеденным столом.

Сбор средств на танковую колонну «20 лет советского Узбекистана» вели десятки тысяч жителей Узбекской ССР. И весной 1945 года колонна танков Т-34 была передана наступающей Красной армии.

Калининский фронт. Гвардейцы-снайперы дивизии им. Панфилова киргиз Токтогул Шабеков и казах Рохомбай Бекенов уничтожили по 50 фашистов каждый.

Что такое джихад? Религиозные войны. Ислам

Слово «джихад», являющееся исламским религиозным термином, на самом деле имеет довольно широкий комплекс смыслов. Чаще всего люди воспринимают его как обозначение священной войны, но и здесь все может быть не так однозначно. И все же что такое джихад? Некоторые мусульманские теологи уверяют, что это понятие имеет мирное значение. Чтобы понять истинный смысл слова «джихад», необходимо проанализировать этот термин в контексте его исторического развития.

Неоднозначность понятия

Как уже говорилось, многие современные мусульманские богословы склонны утверждать, что термин джихад носит мирный характер, а его цель – это, скорее, духовная борьба, нежели физическая война. Но тут сразу вспоминаются религиозные войны Средневековья. Результатом крестовых походов стало распространение джихада именно в значении «священной войны», когда мусульмане были вынуждены обороняться от крестоносцев, стремившихся захватить Святую землю, населенную последователями пророка Мухаммеда.

Понятие джихада практически невозможно охарактеризовать однозначно, ведь оно имеет свое историческое развитие. В зависимости от места и времени, а также от того, как понимают и трактуют этот термин отдельные люди и лидеры мусульманской общины, он может приобретать несколько различное значение.

Значение слова «джихад» в Коране

Смысл его – это борьба. Но какая это борьба, и что такое джихад в данном контексте? В исламской литературе весьма часто встречается вот какая более расширенная форма определения этого слова: джихад – это борьба на пути Аллаха.

Изучив Коран, можно увидеть, что примерно в 275 из более чем 6 тыс. аятов речь в том или ином смысле идет о борьбе, войне и т. п. Слово «джихад» используется лишь 41 раз, при этом во многих случаях оно явно не имеет какого-либо агрессивного смысла. Примером может служить фраза «al-jihad bi anfousikoum», которая переводится как «борьба с упрямством своей души».

Проведя более подробный анализ употребления слов с корнем -jhd в Священном Писании мусульман, можно сделать следующий вывод: в шести случаях его использования джихад означает борьбу за Бога, при этом она явно не имеет насильственного характера. В большинстве случаев это борьба несколько другого смысла – за свое имущество или землю. И лишь в двух примерах слово «джихад» можно трактовать как призыв к борьбе против неверующих, с суровостью по отношению к ним. Тем не менее исламский джихад сегодня в основном воспринимается именно в контексте этих двух последних случаев.

Использование слова в других источниках

В иных источниках исламского богословия, некоторые из которых пользуются значительным авторитетом, джихад довольно часто трактуется как средство вооруженной борьбы. Причиной тому может быть то, что эти источники формировались в период противостояния халифата и европейских христианских государств, отчего понятие «джихад» зачастую приобретает на их страницах агрессивный и воинственный оттенок.

Стоит отметить, что большинство исламских теологов и богословов понимают смысл джихада в первую очередь именно в военном контексте. Мусульманское общество, на которое распространяется их влияние, может воспринимать его в значении войны против неверных, в то время как правильней было бы понимать это как необходимость бороться с самим собой и своими страстями.

Джихад как служение высшей цели

Столпы ислама в их классическом варианте не включают в свое число джихад. Однако некоторые религиозные группы склонны добавлять борьбу с собственными страстями к пяти столпам ислама, а самые радикальные из них считают своим долгом использовать его в качестве борьбы против неверных.

Здесь же прослеживается заметное превосходство джихада – иногда его приравнивают по значимости и даже ставят выше таких важных вещей, как молитва или строгий пост. Он становится духовным действием, равного которому нет ничего в мире, совершающий его заслуживает материальных благ и даже освобождается от некоторой ответственности, а погибший во время него должен немедленно войти в рай.

При этом важно понимать, что джихад – священная война, в которой нет места корысти или еще каким-либо личным интересам. Совершать его – значит служить Аллаху, возвеличивая его имя и всецело посвящая себя высшим идеалам.

Читать еще:  12 советов по выживанию от Даниэля Буна, покорителя фронтира

Виды джихада

Современные мусульманские богословы, ссылаясь на своих предшественников, считают, что существует несколько разновидностей джихада. Так, его можно условно разделить на четыре вида:

  • Джихад сердца – это борьба с самим собой, противостояние собственным страстям и наклонностям.
  • Джихад языка. Совершается с помощью проповеди, слова. Здесь можно привести пример пророка Мухаммеда, который, прежде чем брать в руки меч, мирно проповедовал неверующим свое слово.
  • Джихад руки — исполняется посредством наказания преступников. Закон для этого существует только один – это шариат.
  • И наконец, джихад меча — само собой, осуществляется путем ведения вооруженной борьбы. По этой причине и могут вестись религиозные войны.

Первые три вида джихада, основанные на нравственных принципах, относятся к группе «большого призыва». Борьбой, в прямом смысле этого слова, можно называть только джихад меча, который относится к «малому призыву».

Условия для призыва к реальной борьбе

Призыв к джихаду меча должен иметь веские основания, назовем причины, по которым это возможно:

  • Против ислама имеет место замысел, который носит явно агрессивный характер. Подобные условия также могут стать причиной призыва к джихаду сердца в случаях, когда посягательства на ислам осуществляются в духовной сфере.
  • К исламскому государству и мусульманской общине, умме, применяется военная сила, происходит открытая агрессия, вторжение.
  • Джихад личного характера, когда существует вероятность убытков, потери имущества, территории.

Некоторые исламские богословы уверены, что в случае реальной военной угрозы со стороны неверных каждый мусульманин, способный держать в руках оружие, обязан встать на защиту государства.

Роль главнокомандующего выполняет правитель страны – никто, кроме него, не имеет права объявить или закончить джихад, и только он обладает полномочиями заключать мирный договор или какое-либо другое соглашение.

О мусульманском праве

Мусульманское представление о мире имеет множество особенностей и аспектов, свойственных исключительно исламу. Только разобрав их, можно понять, что такое джихад и какова суть причин призыва к нему.

В первую очередь нужно отметить, что исламскому праву свойственно делить мир на разные зоны, имеющие свой особый статус. Так, дом ислама — или «дар аль-ислам» – это территории, на которых проживают мусульмане и где действует шариат. Все остальные земли, на которых проживают неверные – это дом войны, по-другому «дар аль-харб». Исходя из этих условностей и проводится политика джихада.

В чрезвычайных условиях мусульманское общество должно беспрекословно подчиняться своему лидеру, что дает ему определенные возможности для манипулирования. Отсюда получается, что значение термина «джихад» находится в абсолютной зависимости от мнения правителя.

Взаимосвязь между формами джихада

Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.

Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат — свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.

Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.

Награда совершающему джихад

Чтобы понять, что такое джихад и какое значение он имеет для мусульманина, не будет лишним упомянуть о том, что совершающий его заслуживает награды, которая может быть двух видов: духовной и материальной. Как уже говорилось, участие в джихаде означает, что в случае своей гибели мусульманин становится шахидом (мучеником). Это, в свою очередь, гарантирует ему возможность немедленно попасть в рай, где он вправе занять достойное место.

Материальная награда – это те земные блага, имущество, которое удастся захватить у врага в ходе боевых действий. В этом случае важно понимать, что джихад не должен быть средством для личной наживы, а награда подразумевается как поощрение, как нечто второстепенное или побочное. Другими словами, мусульманин имеет право завладеть имуществом поверженного противника. Но джихад совершается не для этого. В противном случае это всего лишь газу – грабительский набег, не содержащий духовного контекста.

Война или все-таки борьба?

Что касается военных действий, то в исламской исторической литературе для их обозначения применяются слова «харб» или «киталь», поэтому термин «джихад» было бы правильней понимать как борьбу определенного рода. При этом данное слово имеет некий духовный и даже сакральный оттенок. Священный джихад – это борьба, проводимая исключительно с целью защиты ислама, ограждения внутренней веры каждого отдельного представителя уммы от всякого негативного воздействия.

Джихад является объединяющим средством, он выступает гарантом защиты абсолютных и непреложных истин и догм ислама, ограждая как все общество в целом, так и каждого отдельного человека от посягательств любого рода.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие «джихад» не обязательно должно нести агрессивный или негативный смысл. Все гораздо сложнее. Даже флаг джихада, как бы угрожающе он ни выглядел, является всего лишь надписью на черном фоне (иногда на зеленом), гласящей «нет бога, кроме Аллаха». Меч, изображающийся на этом знамени, символизирует борьбу, которая, как уже не раз говорилось, не всегда может вестись путем применения реальной военной силы.

Радикальные исламисты, использующие термин «джихад» для обозначения своих действий, которые, к сожалению, иногда сопряжены с кровью и смертью, попросту манипулируют значением этого слова, истолковывая его по-своему. Весьма часто это делается с подачи авторитетных исламских духовных лидеров. Поэтому если вам довелось услышать о джихаде из уст умеренных мирных мусульман, то, скорее всего, нет повода для беспокойства. Что касается агрессивно настроенных мусульман, то разве имеет значение то, какими словами они обозначают свою деятельность?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector