8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История выживания: Рейс FH-227. Анды, холод и канибализм

Катастрофа самолета FH-227 в Андах

Катастрофа самолета FH-227 в Андах

столкновение со скалой

погодные условия, ошибки экипажа

Международный аэропорт Комодоро Артуро Мерино Бенитес
Сантьяго, Чили

Авиакатастрофа самолета FH-227 в Андах, также известная как Чудо в Андах (El Milagro de los Andes) — это падение чартерного рейса номер 571 уругвайских ВВС с 45 пассажирами-уругвайцеми на борту (члены регбийной команды, их родственники, экипаж, спонсоры). Крушение произошло над Андами 13 октября 1972 года. Более четверти пассажиров погибло при падении и столкновении со скалой, еще несколько умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 29 уцелевших погибли еще 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолета.

У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолета прекращаются», люди стали есть замороженные трупы своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня, когда двое пассажиров Нандо Паррадо и Роберто Канесса после двенадцатидневного похода через горы обнаружили чилийского фермера, который дал им еды и сообщил властям об остальных пассажирах рейса.

Содержание

Крушение

Полет начался накануне, 12 октября, когда рейс вылетел из аэропорта Карраско, но из-за плохой погоды самолет приземлился в аэропорту города Мендоса, Аргентина и остался там на ночь. Самолет не смог напрямую вылететь в Сантьяго из-за погоды, поэтому пилотам пришлось лететь на юг параллельно горам Мендосы, затем повернуть на запад, после чего следовать на север и начать снижение на Сантьяго после прохождения Курико.

Когда пилот сообщил о прохождении Курико, авиадиспетчер разрешил снижение на Сантьяго. Это было фатальной ошибкой. Самолет влетел в циклон и начал снижение, ориентируясь только лишь по времени. Когда циклон был пройден, стало ясно, что они летят прямо на скалу и возможности уйти от столкновения нет. В результате самолет зацепил хвостом вершину пика. Вследствие ударов о скалы и землю, машина потеряла хвост и крылья. Фюзеляж катился на огромной скорости вниз по склону, пока не врезался носом в глыбы снега. Место падения — Координаты: 34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д.  /  34.765° ю. ш. 70.286389° з. д. (G) -34.765 , -70.286389 34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д.  /  34.765° ю. ш. 70.286389° з. д. (G) (провинция Мендоса).

Первые дни

Из 45 пассажиров 12 погибли при аварии или вскоре после нее; затем еще пятеро умерло на следующее утро, а после еще один пассажир рейса 571 умер от ран. Оставшиеся в живых 27 человек столкнулись с проблемой выживания в суровых климатических условиях. У людей не было ни тёплой одежды и обуви, ни альпинистского снаряжения, ни медикаментов. Чтобы хоть как-то помочь раненым товарищам, два студента-первокурсника из медицинского колледжа делали гамаки и медицинские шины из обломков самолета.

Поисковые операции

Власти трех стран незамедлительно начали операции по поиску пропавшего с радаров самолета. Но, поскольку тот был белого цвета и практически сливался с горным ландшафтом, его обнаружить так и не удалось. На восьмой день все поисковые операции были прекращены. Пассажиры рейса нашли небольшое радио и Рой Харли первым услышал эту новость на одиннадцатый день после катастрофы.

Каннибализм

У выживших был скудный запас пищи: несколько плиток шоколада, немного крекеров и несколько бутылок вина. В целях экономии все это разделили поровну и растянули на несколько дней. Воду добывали, кладя снег на металлические пласты и плавя его на солнце.

Даже при строгой экономии запасы пищи быстро иссякли. К тому же кругом не было ни растений, ни животных. Чтобы не умереть с голода, было решено есть мясо с трупов погибших товарищей. Это решение далось нелегко, так как каждый из погибших был чьим-либо другом, однокурсником или родственником.

Все пассажиры самолета были католиками и по началу восприняли это предложение оскорбительным и неуместным. Но через несколько дней, измученные голодом, они изменили мнение на этот счет. Некоторые даже сравнили каннибализм с обрядом Святого Причастия.

Лавина

29 октября, пока выжившие спали, с гор на долину, где расположился фюзеляж, сошла лавина. Из-за этого природного бедствия погибли еще восемь человек. Трое суток живые вместе с трупами были зажаты снегом в тесном пространстве останков самолета. Затем Нандо Паррадо выбил маленькое окошко в кабине пилотов ногами, чем спас людей от удушья.

Трудные решения

Еще перед лавиной немногие оставшиеся в живых стали настойчивее и поняли: помощь не придет, нужно спасать себя самим. По словам пилотов, они пролетели Курико, а это означало, что зеленые долины Чили находятся всего в нескольких милях к западу от места падения. В поход вызвались Нандо Паррадо, Роберто Канесса, Нума Туркатти и Антонио Визинтин, однако Туркатти умер от заражения крови незадолго до экспедиции.

Канесса долго не решался идти в поход, ожидая окончания зимы и повышения температур. Затем путешественники выдвинулись в путь. Пассажиры разбившегося самолета отдали им много тёплой одежды и человеческого мяса, чтобы быть уверенными в успехе предстоящей операции. Неожиданно, трио людей нашли хвостовую часть самолета, в которой был багаж. В чемоданах они нашли шоколад, сигареты, чистую одежду и многое другое. Переночевав там, экспедиция двинулась далее к Чили, однако на второй день они чуть не умерли от резкого снижения температуры и ухудшения погодных условий. Тогда было решено вернуться к хвосту, забрать аккумуляторы и возвратиться на место падения фюзеляжа, чтобы с помощью радио послать оттуда сигнал SOS.

Радио

Вернувшись в хвостовой отсек, участники похода поняли, что батареи очень тяжёлые, и дотащить их до фюзеляжа не представляется возможным. Тогда они вернулись к остальным, забрали из кабины пилотов рацию и решили вернуться к хвосту, чтобы послать сигнал оттуда. С собой в очередной поход они взяли Роя Харли, который разбирался в электронике лучше остальных. Однако из этой затеи ничего не вышло (потому что электрические системы самолета используют переменный ток, а батареи в хвосте — постоянный). Члены экспедиции вернулись назад и поняли: переход через горы до Чили является единственным путем к спасению.

Спальный мешок

Теперь стало ясно, что единственным путем к спасению является переход через горы. Однако, также стало понятно и то, что без возможности ночевки в горах, этот переход становился невозможным. Тогда была выдвинута идея спального мешка.

Было решено сшить вместе большие куски ткани, которые были принесены из хвоста. Этим занялся Карлитос Паэс, которого учила шитью мать. Чтобы дело шло быстрее, он обучал остальных выживших, и те помогали ему в портном деле.

Читать еще:  История выживания: 4 реальных рассказа о выживании вопреки всему

После того, как спальный мешок был закончен, 12 декабря трио путешественников решили совершить переход через Анды до Чили.

12 декабря

12 декабря 1972 года Паррадо, Канесса и Визинтин выступили в поход. Инициативу взял на себя Паррадо, подгонявший уставших товарищей. Спальный мешок помог им не умереть в ночное время от холода.

Экспедиция заняла больше времени, чем предполагали путешественники, поэтому на третий день Паррадо и Канесса, взяв у Визинтина часть мяса, отправили его назад к фюзеляжу. Визинтин благополучно добрался назад на самодельных санях, сделанных из обломков самолета.

В поисках спасения

Паррадо и Канесса продолжили свой путь. Постепенно снежный ландшафт исчез, стали попадаться следы жизнедеятельности человека. На девятый день им попался чилийский пастух Серджио Каталан. Пастух сообщил властям весть о выживших пассажирах рейса 571. Двое путешественников были спасены.

Вскоре Паррадо был нанят властями для участия в спасательной операции.

Спасение

22 декабря два вертолёта достигли места крушения самолета, но из-за плохой погоды и невозможности вернуться сюда еще раз в этот же день, спасательная экспедиция забрала только половину пассажиров. Вторая экспедиция достигла этого места утром следующего дня. Все 16 остававшихся в живых пассажиров были спасены. Вскоре все они были доставлены в больницы Сантьяго. Их лечили от высотной болезни, обезвоживания, обморожений, цинги, переломов костей и недоедания.

Хронология событий

Октябрь 1972 года

Ноябрь 1972 года

Декабрь 1972 года

Список пассажиров

Экипаж

  • Полковник Хулио Феррадас, пилот
  • Подполковник Данте Лагуара, второй пилот
  • Лейтенант Рамон Мартинес
  • Капрал Карлос Роке
  • Капрал Овидио Хоакин Рамирес

Пассажиры

(выжившие обозначены жирным шрифтом)

  • Франциско Абаль
  • Хосе Педро Альгорта
  • Роберто Канесса
  • Гастон Костемалль
  • Альфредо Дельгадо
  • Рафаэль Эчаваррен
  • Даниэль Фернандес
  • Роберто Франсуа
  • Рой Харли
  • Алексис Хоуни
  • Хосе Луис Инциартэ
  • Гвидо Магри
  • Альваро Мангино
  • Фелипе Макуирриаин
  • Грасиэла Аугусто Гумила де Мариани
  • Хулио Мартинес-Ламас
  • Даниэль Маспонс
  • Хуан Карлос Менендес
  • Хавьер Метол
  • Лилиана Наварро Петраглия де Метол
  • Доктор Франциско Никола
  • Эстер Орта Перес де Никола
  • Густаво Николиш
  • Артуро Ногейра
  • Карлос Паес Родригес
  • Евгения Долгай Дьебаг де Паррадо
  • Фернандо Паррадо
  • Сюсана Паррадо
  • Марсело Перес
  • Энрике Платеро
  • Рамон Сабэлла
  • Даниэль Шоу
  • Адольфо Штраух
  • Эдуардо Штраух
  • Диего Сторм
  • Нума Туркатти
  • Карлос Валета
  • Фернандо Васкес
  • Антонио Визинтин
  • Густаво Цербино

Последующие события

28 декабря 1972 года выжившие провели пресс-конференцию, где рассказали о своем существовании между жизнью и смертью на протяжении 72 дней [1] .

Позже спасатели вернулись на место крушения и захоронили тела погибших под камнями и обломками фюзеляжа. Сверху был установлен железный крест.

В 2009 году сообщалось, что 16 выживших согласились пропагандировать донорство органов в кампании, которая проводится уругвайским Национальным институтом донорства и трансплантации и призывает граждан регистрироваться в государственной программе донации органов. По словам Хосе Луиса Инсьярте (Jose Luis Inciarte) — одного из выживших после авиакатастрофы, они советуют людям заключить «соглашение с жизнью», как сделали затерянные в горах 37 лет назад. [2]

Официальный сайт

В 2002 году в честь 30-летия событий был открыт официальный сайт для выживших. Сайт, озаглавленный «Viven! El Accidente de Los Andes» доступен на испанском и английском языках.

Чудо в Андах: катастрофа рейса №571 (25 фото)

В этой истории было все: отчаяние и надежда, находчивость и взаимовыручка, потеря близких друзей, мужество и… каннибализм. Семьдесят два дня на высоте более трех километров вынесли далеко не все из выживших, но 16 счастливчиков, прошедших этот ледяной ад, все-таки вернулись к родным. Сила человеческого духа, добившегося невозможного, — в обзоре Onliner.by.

Скорее всего, о существовании клуба Old Christians из Монтевидео сейчас знали бы лишь южноамериканские поклонники регби, если бы не трагические события одного осеннего дня 1972 года. 12 октября 40 игроков, тренеров и их родственников вылетели из уругвайской столицы в Чили, где их ждал очередной матч. Дорога сразу началась с неприятностей. Небольшой турбовинтовой самолет Fairchild FH-227 из-за непогоды над Андами был вынужден совершить посадку в аргентинском городе Мендоса, где пассажиры провели ночь, ставшую для многих из них последней в жизни.

Кроме регбийной команды, на борту находилось пять членов экипажа: два пилота, бортинженер, бортмеханик и бортпроводник — все военные летчики. На следующий день после некоторого улучшения погоды Fairchild продолжил рейс. Практический потолок для данного типа самолета составлял 9000 метров, что вынуждало экипаж пересекать Анды через горные перевалы и долины. При этом полет проходил в условиях сплошной облачности. Лишенные возможности наблюдать происходящее за бортом собственными глазами, пилоты ориентировались лишь по приборам. Когда, по их расчетам, форсирование горной гряды закончилось, они запросили разрешение на снижение. Диспетчер аэропорта Сантьяго такое разрешение им дал, вот только на самом деле под рейсом №571 по-прежнему были Анды.

Трагической ошибкой летчиков, обусловившей развитие катастрофы, стало именно использование ими при принятии решения о снижении расчетного времени пересечения гор. Они совершенно не учли сильный встречный ветер, существенно снизивший скорость самолета. Когда Fairchild вышел из облачности, исправлять просчет было уже поздно: в 15:30 самолет зацепил правым крылом безымянную гору высотой 4400 метров.

В результате столкновения крыло отделилось от фюзеляжа, зацепило хвост, оторвав и его. В этот момент Анды приняли свои первые семь жертв: пять пассажиров, бортинженер и бортпроводник просто вывалились из салона и разбились.

В следующий момент Fairchild зацепил вторым крылом еще один пик, и лететь продолжал (впрочем, недолго) один фюзеляж без крыльев и хвостового оперения. Через несколько секунд он упал на горный склон, несколько сот метров скользил по нему вниз, пока не столкнулся с сугробом.

При этом погибли еще пятеро, включая командира экипажа полковника Хулио Феррадаса. Выжили собственно при крушении в общей сложности тридцать три человека, но эта цифра изменилась уже к утру следующего дня. От полученных во время падения самолета травм скончались четыре пассажира и второй пилот. Двадцать восемь оставшихся человек оказались на высоте более 3600 метров перед лицом суровой погоды, сильных морозов и полного отсутствия людей на десятки километров вокруг.

В первое время надежда на спасение была велика. Попавшая в беду команда и представить не могла, что их могут искать и не найти. Тем не менее именно это и случилось. Чилийские, аргентинские и уругвайские самолеты и вертолеты кружили над предполагаемым районом пропажи Fairchild восемь дней, но безрезультатно. Во-первых, они знали лишь примерный маршрут его полета, во-вторых, пилоты при запросе разрешения на снижение дали диспетчеру неверные координаты своего расположения, в-третьих, остатки белоснежного самолета были попросту незаметны на фоне снеговых полей и соседнего ледника, позже получившего название Glaciar de las Lágrimas («Ледник слез»).

Пассажиры рейса №571 узнали об окончании спасательной операции, обнаружив на борту небольшой радиоприемник. Отчаяние от этой новости скоро сменилось отчаянием совсем иного, принципиально другого уровня. Двадцать восемь человек оказались в неизвестном месте в сердце Анд, на высоте, где уже ощущается недостаток кислорода, а температуры падают до глубокого минуса, практически без еды, без зимней одежды и обуви и, главное, четко понимая, что их поиски прекращены и далее рассчитывать придется исключительно на собственные силы.
Большинство выживших были молодыми здоровыми парнями, которым очень хотелось жить. Они проявили чудеса находчивости, обеспечив в первые дни свои базовые потребности. Легче всего было добыть воду: ее в виде снега было вокруг предостаточно. Снег растапливали на солнце и собирали полученную воду в пустые винные бутылки. Куда хуже дело обстояло с медицинской помощью. Находившийся на борту доктор команды погиб при крушении, но два игрока клуба были студентами первых курсов мединститута. В первые дни главной проблемой были травмы, полученные во время катастрофы, в основном переломы. В качестве медицинских шин использовались подходящие по размеру и профилю обломки самолета.

Читать еще:  Меню выживальщика: "Джерки" - сушеное мясо

Но помочь всем в условиях отсутствия необходимого оборудования и лекарств было, конечно, нельзя. 21 октября умерла Сусана Паррадо, младшая сестра Фернандо Паррадо, игрока Old Christians, ставшего в итоге одним из спасителей своих собратьев по несчастью. В течение следующих месяцев от последствий травм, высотной болезни, инфекций скончались еще три человека, но вторым тяжелым днем для рейса №571 стала дата 29 октября. С соседней горы на остатки фюзеляжа Fairchild, бывшего единственным укрытием для пассажиров, сошла снежная лавина. В результате этого сразу погибли восемь человек, включая единственную остававшуюся в живых женщину и последнего члена экипажа. Остальные провели трое суток в засыпанном снегом салоне, пока им не удалось освободиться. Но поразительным образом эта трагедия одних стала спасением для остальных, ведь лавина обеспечила остаток команды пищей.

Еды у пассажиров рейса №571 практически не было. После катастрофы в их распоряжении находилось лишь несколько шоколадных батончиков, немного пакетов со снеками и все. Их честно разделили и попытались растянуть на максимально долгое время, но день, когда и эти скудные припасы закончились, наступил очень быстро.

Фернандо Паррадо в своей вышедшей впоследствии книге рассказывал: «На такой высоте потребность организма в калориях астрономическая. Мы умирали от голода, и надежды найти пищу не было. Голод же был настолько ненасытным, что мы все равно искали. Мы снова и снова обыскивали фюзеляж в поисках малейшего кусочка или крошки еды. Мы пытались есть кожу собственных чемоданов, хотя знали, что это скорее принесет нам вред, чем пользу. Мы распотрошили сиденья в салоне, надеясь найти там солому, но там был только поролон. Снова и снова я приходил к одному и тому же выводу: кроме одежды, которая на нас надета, вокруг были только алюминий, пластик, лед и скалы».

Выход был только один, и в конце концов выжившие им воспользовались. Они начали есть своих мертвых товарищей. В интервью немецкому журналу «Штерн» Нандо Паррадо, отвечая на вопрос, как ему и его коллегам удалось преодолеть отвращение, рассказывал: «Мы не задумывались о том, что перед нами были люди. Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти думаешь о том, что никак нельзя представить себе в нормальной обстановке».

Лавина 29 октября 1972 года, убившая восемь человек, дала остальным необходимую еду. Однако всем при этом было ясно: до бесконечности так продолжаться не может. Кончится и это мясо, а помощь так и не придет. Свое спасение предстояло организовывать им самим.

Журналисты спрашивали у Паррадо, как он со своим товарищем решился покинуть остальных для поисков помощи: «Это было решение между двумя крайностями. Сначала из нас выжило всего-то 33 человека. Скалы убивали одного за другим, одни умирали от потери сил и инфекций, некоторых погребла лавина. Мне стало ясно: не хочу умирать от бездействия». Однако ребята понятия не имели, где находятся. Они ориентировались на полученную от пилотов информацию. Те были убеждены, что преодолели Анды. Как показала практика, это было вовсе не так, но пассажиры посчитали, что летчики лишь немного ошиблись: они почти их преодолели. Это означало, что цивилизация близко, очень близко, буквально за соседней грядой, за тем перевалом. На самом деле до нее было 90 километров.

Три человека, включая Паррадо и Роберто Канессу, одного из студентов-медиков, вышли в поход за помощью 17 ноября. Естественно, находясь в заблуждении относительно своего местоположения, они выбрали неверное направление и вместо Чили обнаружили хвост собственного самолета. В хвосте они нашли аккумуляторы и загорелись идеей подключить к ним самолетный радиопередатчик, чтобы сообщить на Большую землю о своей судьбе. План закончился полным провалом: радио работало на переменном токе, батареи же давали ток постоянный.

В этом же первом неудачном походе выяснилось, что на открытом воздухе ночевки по-прежнему невозможны, даже с учетом приближающегося лета. На такой высоте по ночам все равно было очень холодно, и, заснув у хвостовой части самолета, экспедиционеры чуть не замерзли насмерть. Однако здесь, в хвостовом багажном отделении, они нашли достаточно ткани для того, чтобы сшить некое подобие спального мешка. Он и должен был спасти их от мороза во время будущих ночевок.

12 декабря та же троица вышла в свой второй поход, оказавшийся счастливым. Спустя несколько дней третий компаньон, заболевший дизентерией, был вынужден вернуться к фюзеляжу, а Паррадо и Канесса отправились дальше вдвоем. Горный трекинг растянулся на девять дней, но уже спустя неделю стало очевидно, что они на верном пути. Сначала они стали замечать следы присутствия человека: пустую консервную банку, подкову, а потом увидели коров.

Троих пастухов на противоположном берегу реки, вдоль которой все последние дни шли Паррадо и Канесса, они увидели 21 декабря 1972 года. Паррадо перебросил через воду обернутую вокруг камня записку, в которой говорилось: «Я пришел от самолета, который разбился в горах. Я уругваец. Мы идем десять дней, у нас там четырнадцать раненных людей. У нас нет еды. Пожалуйста. Мы не можем больше идти. Где мы? SOS». К их счастью, пастухи слышали об авиакатастрофе. Спустя несколько часов один из них, Серхио Каталан, добрался до выживших и отвез их на лошади на небольшое ранчо Лос Майтенес, которое пастухи использовали для ночевок. Остальное было делом времени и техники.

Паррадо и Канесса со своим спасителем

Четырнадцать остававшихся у фюзеляжа пассажиров были эвакуированы в следующие два дня. Их эпопея, длившаяся долгих 72 дня, успешно завершилась. Они выжили и вернулись в свои семьи, уже потерявшие всякую надежду.

Эта история получила название El Milagro de los Andes («Чудо в Андах»). Она действительно была чудом, для шестнадцати человек счастливо завершившимся под Рождество. Про случившееся с регбистами из Уругвая написано несколько книг, снят известный художественный и множество документальных фильмов — катастрофа рейса №571 вошла в учебники по выживанию во враждебной человеку среде.

События в Андах, мужество молодых людей, которым пришлось пройти через страшные испытания, не могут не восхищать. Но все равно нам не дано понять, что они пережили на самом деле. Они видели гибель своих друзей, смерть своих родственников, они их ели, а их самих убивала природа.

«13 октября 1972 года наша команда, состоявшая из молодых пацанов, которые тогда пребывали в хорошем настроении и чувствовали себя бессмертными, летела в Чили. Нас интересовали регби, девочки, машины, мы жаждали удовольствий. Через два часа мы оказались среди обломков, рухнув с высоты 4000 метров», — рассказывал Нандо Паррадо журналистам.

На вопрос, что помогло ему пережить душевную драму, Паррадо, потерявший в катастрофе рейса №571 мать и сестру, ответил: «Мой отец. Когда я вернулся домой, он сказал: „Нандо, не нужно оглядываться. Так ты боролся за свою жизнь, теперь нужно работать, жениться, заплатить налоги, наделать кучу ошибок. Если ты будешь оглядываться, почувствуешь только сильную боль“. Он был прав. Люди идут к психоаналитику и спрашивают: „Почему это произошло со мной?“ У психолога нет на это ответа. У меня есть. Случилось так, что пилот совершил ошибку. Все очень просто».

История выживания: Рейс FH-227. Анды, холод и канибализм

Не было ещё случая, чтобы самолёт не вернулся на землю. Но далеко не всегда он делает это по своей воле. И людям в таком случае приходится туго… Шансы выжить авиакатастрофе зависят от множества факторов, а если вы даже и уцелеете при падении, не факт, что ваши злоключения на этом закончатся.

Читать еще:  Укус комара - как уберечься

Именно так и случилось в 1972 году с рейсом FH-227. Неудачное стечение обстоятельств, плохие погодные условия, ошибка диспетчера — и вот 45 человек оказываются в падающем и разваливающемся самолёте. Знали бы они, что предстоит пережить тем, кто уцелеет при падении… Но не будем торопиться.

Преамбула

13 октября 1972 года. Из Монтевидео (Уругвай) в Сантьяго (Чили) вылетела команда игроков в регби «Old Cristians». На борту также находились тренера, родственники и спонсоры команды. Всего 40 человек, не считая 5 членов экипажа. Проблемы начались, когда выяснилось, что из-за погодных условий напрямую попасть в Сантьяго не получается, а нужно лететь в обход. Вроде как стандартная внештатная ситуация — ничего страшного, ведь запаса горючего хватает, пилоты опытные, да ещё и диспетчера с земли следят за состоянием дел. Так что полетели в обход.

В районе хребта Курико пилоты рейса FH-227 получили разрешение от диспетчеров начать снижение. Но диспетчера не могли знать, что непосредственно над горами располагалась зона мощного атициклона. А видимость в таких условиях минимальна — нужно идти по приборам. Но увы, скорость снижения превысила расчётную, самолёт зацепил хвостом вершину пика и начал падать. В процессе отвалилась хвостовая часть и крылья, а фюзеляж несколько километров проскользил по каменистому склону.

Первые дни

Из членов экипажа не выжил никто, а вот спортсменам и их родственникам повезло больше. Непосредственно при крушении рейса FH-227 погибло всего 12 человек. Ещё 6 скончались чуть позже от полученных травм. Но остальные оставались относительно здоровыми и дееспособными, да ещё и у двоих спортсменов оказалось начальное медицинское образование, что позволило оказать первую помощь. Связь работала только на приём, погода за бортом была ужасной, так что выжившие решили ждать спасателей. Но спустя 8 дней из сообщений по рации стали понятно, что поиски прекратились…

И вот тут самый странный момент. Почему прекратили поиски вообще ничего не обнаружив? Вроде бы современные правила требуют поиска чёрного ящика, детального анализа условий катастрофы, прослеживание предполагаемого маршрута и ещё кучу всего. Почему авиалинии Уругвая просто решили «Не нашли за 8 дней — ну и хрен с ним. Кому какая разница»? Да и люди не простые летели — сборная по регби, уругвайцы, которые представляли свою страну на международных играх! Тем не менее, случилось как случилось.

Проблема заключалась ещё и в том, что ни нормальной еды, ни инструментов, ни тёплых вещей с собой ни у кого не было — рейс FH-227 был обычным чартерным рейсом. Да и весь багаж остался в хвостовой части, которая, как мы помним, отвалилась. Даже материала для растопки почти не было. С водой проблем не было — бери снег, клади его на белые металлические пластины, а солнце его уже само растопит. А вот без еды было тяжко. Первые дни кое-как продержались на шоколадках и орешках, но этот источник пищи быстро закончился. А кушать хотелось.

Краткая диспозиция. Высокогорные Анды — чертовски пустынная местность. Деревьев там нет, животных там нет. Голые камни, лишайники и снега. Температура опускается до -20 градусов Цельсия. Ветра дуют. Короче, без нужных навыков, инструментов и подготовки здесь выжить крайне сложно.

Сложной решение

Холодно было настолько, что тела погибших, которые заботливо вытащили и складировали неподалёку, практически не испортились. А человек — по сути такое же мясо… Да, вы правильно поняли. Выжившие приняли решение кушать тех, кому повезло меньше. Честно говоря, мне сложно представить каково это — съесть хорошо знакомого тебе человека, а может даже умершего родственника. Однако чрезвычайный ситуации требуют чрезвычайных решений. И люди начали есть людей.

Надо заметить, что сама концепция каннибализма для нормального человека крайне отвратительна. А для религиозных людей, особенно для католиков, которыми является большинство населения Уругвая — так и подавно. Но чего только не сделаешь ради выживания. Вдаваться в подробности: что именно ели и как готовили- мы не станем. Да и об этом потом никто особо не рассказывал. Однако даже этого мяса хватило ненадолго. Если бы не ещё одна неприятность.

Новые проблемы

Какая самая главная проблема в горах? Правильно, лавина. И нет ничего удивительно в том, что пласты снега, потревоженные падением рейса FH-227 , начали сходить вниз. Короче, удар был страшный. Фюзеляж отбросило ещё на несколько сотен метров и почти полностью засыпало. В результате этого ещё 5 человек погибло. Их останки помогли остальным продержаться дольше. Кроме того, полностью засыпанный фюзеляж стал значительно лучше сохранять тепло, что помогло оставшимся в живых не особенно беспокоиться о согреве.

Вы сейчас, скорее всего, спросите: «А почему они сразу не попытались спуститься за подмогой, а остались в обломках самолёта?» А потому, что без еды и тёплой одежды в горах делать нечего. А ни того, ни другого в самом начале не было. И пытаться добраться до людей в таких условиях — гарантированное самоубийство. Впрочем, как и сидение на месте. Так что рано или поздно, наиболее отчаянные должны были решится. Так и произошло. Их звали Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин.

Спасение

Поскольку в обломках стало теплее, да и количество народу существенно уменьшилось, появился избыток свободной одежды, которую можно было использовать для утепления. Да и кое-какие запасы мяса появились. В первой «экспедиции» им удалось обнаружить хорошо сохранившуюся хвостовую часть с багажом. А там была кое-какая еда и что ещё важнее — куча вещей, которые можно было надеть на себя и спастись от холода. Ещё и рация целая была, но запустить её так и не смогли.

Стало понятно, что нужно посылать за помощью. Но также стало понятно, что ночь в горах, да ещё и без огня, пережить нереально. Решением стало изготовление огромного спального мешка, в котором помещались все три участника экспедиции и который отлично удерживал тепло. А между тем, наступило уже 12 декабря. Напоминаю, что катастрофа произошла 12 октября. То есть футболисты выживали практически без ничего уже 2 месяца.

Дальше ждать было уже нельзя, поэтому Паррадо и Канесса отправились в переход через горы. У них был спальник, запасы мяса, относительно тёплая одежда и желание таки как-то спасти тех, кто остался в засыпанных обломках. Шли сначала напрямую через горы, а потом — вдоль русла реки Рио Сан Хосе. Очень правильное решение — река всегда выводит либо на берег моря, либо к людям. Переход занял 10 дней — 22 декабря они смогли выбраться к людям и сообщить, что пассажиры рейса FH-227 ещё живы и крайне нуждаются в помощи.

Из 45 человек, летевших на рейсе FH-227, в живых осталось 16. Все истощённые, обмороженные, с различными травмами и некоторыми психологическими проблемами. Но живые.

Собственно, о чём хотелось бы сказать. Самые обычные люди. Пусть в отличной физической форме, пусть тренированные, но без необходимых знаний и навыков выживания. Да, кое-кто умел оказывать первую помощь. Тем не менее, готовыми к неприятностям они не были. И то, что у них удалось выжить — настоящее чудо. Чудо, которое было бы невозможно без решительных действий двух товарищей, которые непонятно как, но смогли добраться до людей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector