0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как преодолеть водное препятствие: Переход через болото

Учимся преодолевать препятствия

Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.

Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.

Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.

Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.

Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок, наступая на препятствие, используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.

  1. Из положения стоя;
  2. Из положения сидя;
  3. Из положения виса.

Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.

Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.

Пролезание в отверстие головой и ногой вперед. Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.

Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.

Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.

Общий вид единой полосы препятствий

Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.

Как преодолеть водное препятствие: Переход через болото

Движение по болоту. Болота являются одним из основных препятствий на турист­ском маршруте. Болота делятся на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. На проходимых болотах растет густая трава впере­мешку с осокой. Они не представляют опасности, по ним легко пройти, а в сухое время года даже проехать.

Труднопроходимые болота покрыты мхом, среди которого встре­чается вода, растут трава пушица, ива, ольха, береза. Продви­гаться по ним приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшими невысокими кустами. Необходимо идти с интервалом в 4 —5 м, след в след, ногу ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, око­ло кустов и стволов деревьев. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней, опираясь на шест для равно­весия. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для стра­ховки и опоры шест выставляют несколько вперед, на него опи­рается идущий и плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.

Читать еще:  Пособие по выживанию в армии США: Выживание в холодную погоду

Непроходимые болота покрыты камышом или плавающей тра­вой. Проходить их нужно обязательно с разведкой. Два туриста без рюкзаков выбирают наиболее безопасный путь. Всем участникам следует иметь шесты, которые держат в горизонтальном положе­нии. Поясной ремень рюкзака должен быть расстегнут. Ведущий про­водит группу от одного до другого ориентира.

Опаснее всего на болоте топь — зарастающие водоемы, покры­тые ярко-зеленой травой. Такие места следует обходить стороной. Попавшему в трясину туристу необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. В этом положении нельзя допускать резких движений. Помощь надо оказывать быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует заложить ближайшее от чело­века место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.

Мочажины глубиной до 50 см лучше проходить по жердям, ко­торые последовательно укладывают по направлению движения. Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере освобождения их передают вперед. Идти по скользкой части следу­ет осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.

При движении по болоту нужно постоянно следить за направ­лением, отмечать ориентиры, ставить вешки, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может пригодиться, если нельзя продвигаться вперед и приходится воз­вращаться назад.

Наиболее характерные ошибки при преодолении болота:

— несоблюдение техники безо­пасности;

— неверная тактика движения;

— быстрый темп, резкие движе­ния;

— не использование шестов и их непрочность;

— небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит обувь на ноге);

— не расслаблены лямки рюкзака.

В походе труднопроходимые и непроходимые болота, как правило, следует обходить стороной.

Преодоление водных препятствий. Водные преграды часто встречаются на пешеходных маршрутах. Преодолевать их можно вброд или строя простейшие переправы.

Важно выбрать место для переправы. Признаки места для брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускаю­щиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки, где при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев.

При переправе в одиночку переправляющийся страхует себя шестом длинной 2 — 2,5 м. Шест ставится сверху по течению (напо­ром воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка.

Переправа вброд через сложные реки может проходить парами или шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три — пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Движение следует осуществлять приставными ша­гами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опи­рается на шест.

При переправе «кругом» переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часо­вой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим спосо­бом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна по команде первого приставными шагами входит в воду навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый участник. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй участник в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности по­току его опрокинуть и т. д. Каждый страхует впереди стоящего уча­стника. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Иногда на переправах требуется организация командной стра­ховки переправляющихся. Работу эту необходимо разделить на эта­пы;

1) прохождение первого участника с командной страховкой;

2) прохождение участников;

3) прохождение последнего участника.

Рюкзаки при такой переправе можно переправлять отдельно. Переправа первого участника вброд должна осуществляться при страховке основной веревкой, расположенной выше по течению. Основные веревки имеют толщину 10—12 мм. Веревки с толщиной 6 —8 мм называются вспомогательными. Они применяются очень редко. К участнику также должна быть подключена сопровождаю­щая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая веревки подключаются к нему через скользящие карабины и боковую часть страховочного пояса. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревка­ми должно быть не менее половины ширины реки (рис. 3).

Рис. 3. Организация страховки первого участника при переправе вброд.

Страхующая и сопровождающая веревки удерживаются участ­никами в руках (не менее двух человек на каждую веревку). Сво­бодные концы веревки не закреплены, оканчиваются узлами (про­водник).

— участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, дол­жны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд участ­нику;

-участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака;

Читать еще:  Самозащита в глуши: что нужно знать охотникам, туристам и рыбакам

-при переправе с шестом запрещается закрепление шеста к уча­стнику.

Первый переправившийся через реку участник закрепляет ве­ревку за опору. Группа натягивает и закрепляет страхующую верев­ку на своем берегу, делая из нее перила.

Последующий участник переправы подключается к перилам самостраховкой от страховочного пояса через скользящий кара­бин (рис. 4). Длина самостраховки должна быть такой, чтобы уча­стник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.

Кроме самостраховки переправляющийся должен иметь сопро­вождающую веревку, включенную скользящим карабином в боко­вую часть страховочного пояса. Можно сделать командную стра­ховку с обоих берегов (челнок). Свободный конец сопровождаю­щей веревки должен быть закреплен на опоре.

Рис. 4. Переправа очередного участника

Рис. 5. Переправа последнего участника

Последний участник пристегивает перильную (страхующую) и сопровождающую веревки к страховочному поясу через скользя­щий карабин и переходит реку вброд со страховкой уже с другого берега, как и первый участник переправы (рис. 5).

В межсезонье, когда вода холодная, можно организовать переправу над водой, воспользовавшись камнями, выступающими из воды, завалами из деревьев. Иногда над рекой нависает старое, не представляющее ценности умирающее дерево. Спилив его, можно организовать переправу (рис.6).

Переправа по бревну наиболее удобна и безопасна. Она прово­дится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, значитель­ной глубины и т. д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Приготовленное бревно должно превышать ширину русла реки на 2 — 3 м. Сучья нужно обрубить, бревно уложить пер­пендикулярно руслу и укрепить с обеих сторон. Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапыва­ется ямка. В нее упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится узлом «стремя» веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца. За них берутся туристы, распределившись так, чтобы с обеих сторон стояло одинаковое количество человек, и начинают медленно поднимать бревно на 40—50 ° (рис. 7). Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпен­дикулярно к противоположному берегу. По уложенному бревну про­ходит налегке первый турист, и если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на опору на нужную высоту. Участники переправы используют ее в качестве перил.

2.5. Преодоление болот

2.5. Преодоление болот

Путь перехода через болото надо выбирать очень тщательно. Переход через болота допустим в исключительных случаях, когда возможности обхода исчерпаны. Передвигаясь по болоту (если его нельзя обойти), разведчики должны держаться группой, поблизости друг от друга, чтобы в случае необходимости можно было оказать помощь товарищу. Кроме прямой угрозы утопления человека, передвигающегося по заболоченной местности, подстерегает ряд других опасностей. Вязкий грунт, высокий уровень воды, обилие кочек затрудняют движение, что, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению. Одновременно человек испытывает чувство постоянного страха, психического дискомфорта. Одежда и обувь неизбежно намокают, теряют свои теплозащитные свойства.

Прежде чем переправляться через болото, нужно установить, нет ли тропы, которой пользуются местные жители, какова глубина болота, насколько тверд верхний покров. Через болото надо переходить осторожно и не спешить, чтобы не попасть в трясину. Вначале нужно осторожно ступить у самого края болота. Если оно выдерживает, то надо ударить несколько раз ногами по поверхности и, убедившись, что поверхность не проваливается, осторожно двигаться вперед, прощупывая путь впереди себя палкой. Рекомендуется выбирать путь с кочками, корневищами кустарника, расположенными близко один от другого. В особо опасных местах нужно набрасывать хворост, жерди, доски или плетневые щиты. При этом целесообразно перекладывать жерди и доски или плетневые щиты после прохождения по ним. Для облегчения передвижения по болоту можно пользоваться палками, такими, как при движении на лыжах. Палки изготовляются так: связать два кольца из гибких прутьев, перевязать их крест-накрест веревкой (лыком, проволокой). Изготовленное кольцо прочно привязать к палке с зарубкой или рогулькой на конце. Кроме палок, разведчик может пользоваться болотоступами, которые изготовляются в виде пучка ветвей либо в виде плетенки и подвязываются к ногам веревками, лыком и т. п. так, чтобы они легко снимались.

Если путь перехода выбран, намечен и проверен, то проходить его нужно быстрыми небольшими шагами по моховой полосе или скачками по грядам с кустарником. Если обстановка требует скрытного и бесшумного передвижения по болоту, то двигаться осторожно шагом, низко пригнувшись, ощупывая и разгребая руками траву, мох и т. п., или переползать лежа на животе (на боку). Разведчик должен помнить, что по болоту можно пройти и пронести с собой груз (противотанковое ружье, станковый пулемет, ящики с взрывчаткой и т. п.) в тех случаях, когда болото покрыто сплошным мхом, густой травой вперемежку с осокой или поросло кустарником (ивы, ольхи), а также при условии, если участки болота покрыты еловым и ольховым лесом. Трудно пройти по болоту, если оно покрыто пушицей (травой, головки которой после цветения образуют пух) и если на нем среди мха часто встречаются лужи застойной воды. Наличие камыша вместе с осокой и редкого молодого березняка также указывает на слабую сопротивляемость поверхностного покрова. Очень трудно пройти по болоту, если оно покрыто тонким слоем покрова, под которым находится вода, или редкими кустами камыша. При переходах через болота нужно избегать мест, покрытых яркой сочной зеленью. Это «окна», в которые можно провалиться.

Читать еще:  Как вытащить пулю из тела: 7 заблуждений экспертов

Передвижение по болоту, ощупывая и разгребая руками траву, мох, кусты.

Если болото покрывают сплошные заросли тростника, поверхность вязкая, торфянистая или илистая, оно для неподготовленного человека практически непроходимо. Наиболее опасны топяные болота. Они имеют слабосвязанный торфяной покров, который покоится на вязком илистом осадке из остатков перегнивших органических веществ (так называемые зыбуны) или плавает на воде. Такие болота пройти невозможно, если не знать подводных троп и гатей. Особо опасны участки, где на поверхности плавает травянистый покров (ряска), и болота, покрытые редкой порослью камыша. Чтобы проверить проходимость сплошного торфяного болота, надо захватить в горсть торф и сжать пальцы. Если при сжатии не чувствуется уменьшения объемов торфяной массы или если уменьшение объемов и выделение воды незначительны, а масса не продавливается сквозь пальцы – болото проходимо. Если торфяная масса сильно увлажнена, рыхла, текуча, продавливается сквозь пальцы – болото непроходимо.

Передвижение бесшумно в воде, момент протаскивания ноги.

Передвижение по тонкому травяному покрову болота.

Передвижение по болоту с помощью снегоступов и подручных средств.

Характерными особенностями болотистой местности являются ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой совершенно непроходимых участков и целых районов. Это, с одной стороны, затрудняет их преодоление, а с другой – делает эти районы наиболее безопасными при действиях разведчиков в тылу противника, так как обеспечивает их скрытность. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Многие из них труднопроходимы летом, зимой же они замерзают и становятся легкопроходимыми. Легкопроходимые в сухое время года болота делаются порой совершенно непроходимыми весной и осенью в период распутицы. В снежную зиму, когда в болотистых кустарниковых низинах глубина снежного покрова достигает порой 60–90 см, поверхность болота под снегом не промерзает. Замерзшие болота доступны для танков при глубине промерзания более 30–40 см; боевых машин – 20–25 см, автомобилей – 25–30 см. Болота с травяным покровом промерзают раньше с образованием прочной ледяной корки. Мшистые со слоем очеса (отмерзшего и разложившегося мха) болота промерзают медленно, и лед на них слабый. Кочковатые болота промерзают также медленно и неравномерно из-за снега, скапливающегося между кочками. Летом поверхность некоторых болот очень обманчива. Часто топкий или водяной поверхностный слой очень неглубок, под ним находится твердый грунт, и наоборот, кажущаяся прочной поверхность легко прорывается даже под тяжестью человека. Небольшие участки, покрытые яркой зеленью, иногда кажутся твердыми, на самом деле они вязки и топки – здесь можно внезапно провалиться. Наиболее опасны и труднопроходимы даже для пеших разведчиков топяные болота (зыбуны), отличить которые можно по их белесоватой (бледной) мшистой поверхности.

Заболоченные участки, как правило, обходят. При необходимости их преодолевают по разведанным направлениям. Боевые машины при этом следуют по разным колеям. Движение техники след в след недопустимо. При движении не следует делать резких рывков и поворотов, чтобы не прорвать более плотный поверхностный слой торфа. Если гусеницы провалились, нельзя буксовать ими. Нужно, укладывая под гусеницы подручный материал, вывести машину назад и поискать другой путь или усилить слабый участок жердями, кольями, ветками и другими подручными материалами. В необходимых случаях применяется буксировка или самовытаскивание. Для пеших разведчиков небольшие заболоченные участки особой опасности при их преодолении не представляют. Их легко пройти, наступая на кочки или корневища кустарников, которые дают прочную опору для ног. Когда нет кочек и кустарников, отдельные, сомнительные участки болота следует проходить осторожно, имея в руках шест и предварительно ощупывая им дно. Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному «мосту» перебраться через такие участки. Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления.

Конструкция приспособлений для передвижения по болоту.

Провалившись в болото, нельзя поддаваться панике и делать резких движений. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, подтянуться и принять горизонтальное положение, попытаться руками достать камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, нужно держаться поближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу. При выборе и прокладке маршрута движения через болото по компасу измеряются азимуты направлений для каждого участка пути (от ориентира до ориентира). Разведывательные данные о маршруте прохода и прилегающей к нему местности наносятся на карту или схему, где указываются: точный маршрут, ориентиры для движения и азимуты на них; опасные для движения участки; наличие дорог, троп, обходных путей; характер растительности, а также участки (места), требующие усиления при подготовке прохода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector