Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку. Часть 2
Вопрос №2. Виды переправ. Способы форсирования водных преград.
ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.
Переправой называется часть водной преграды с прилегающей местностью по обоим берегам, оборудованным в инженерном отношении для переправы войск одним из способов. На участках форсирования организуются и оборудуются основные и запасные переправы: десантные, паромные, мостовые, переправы для танков по дну реки, вброд или по льду, а также ложные. Расстояние между смежными переправами должно исключать возможность одновременного их поражения одним ядерным боеприпасом средней мощности. Количество переправ, их виды и районы определяются соответствующими командирами в зависимости от построения боевого порядка войск, характера водной преграды и наличия переправочных средств.
Десантные переправы предназначены для переправы на противоположный берег мотострелковых подразделений со средствами усиления (главным образом для переправы первого эшелона наступающих войск). Десантные переправы оборудуются для быстрого и рассредоточенного преодоления водной преграды. Подготовка такой переправы составляет “Ч” + 10–15 мин.
Паромные переправы предназначаются для перевозки войск с боевой техникой, для переправы танков, артиллерии со средствами тяги, бронетранспортёров, автотранспорта и грузов из состава главных сил, необходимых для обеспечения боя на противоположном берегу до наведения мостов. Паромные переправы используют при малом грузопотоке или когда невозможно построить (навести) мост. На паромных переправах применяют самоходные паромы, паромы из понтонных парков и местных плавучих средств, перевозные паромы различной грузоподъёмности и местные плавсредства в виде барж и лодок. Подготовка переправы составляет “Ч” + 15–20 мин. Погрузка техники производится своим ходом. Паромные переправы организуются и тогда, когда по обстановке возникает необходимость перехода от мостовой переправы к паромной.
Вариант организации паромной переправы.
Мостовые переправы предназначаются для перехода войск через водные преграды по временным (постоянным) мостам. Обладают наибольшей (по сравнению с другими переправами) пропускной способностью. Устраиваются из понтонных парков, сборных конструкций или местных материалов. Оказывают решающее влияние на успех форсирования в силу своей высокой пропускной способности. Это обстоятельство обуславливается стремлением возможно раньше переходить к поточной переправе по мостам.
Большая уязвимость мостов от ядерного оружия требует крайне осторожного подхода к местам и срокам наводки наплавных мостов. Они могут явиться самостоятельным объектом ядерного нападения противника. Мостовые переправы легко уязвимы и для обычных средств поражения, т.е. артиллерии и авиации. Для вывода моста из строя достаточно разрушить один мостовой паром. Поэтому на широких реках в светлое время суток понтонно–мостовые средства выгоднее использовать в качестве паромных переправ. С наступлением темноты и в условиях ограниченной видимости на короткий срок возможна наводка мостов. С улучшением видимости мосты необходимо разводить и вновь переходить на паромные переправы.
Бесперебойность переправы обеспечивается манёвром на участке форсирования, переходом от мостовых к паромным переправам, устройством ложных мостов.
Целесообразна такая схема переправы: ночью по мосту, днём на паромах. Это требование тем важнее, чем шире река. Подготовка мостовой переправы составляет “Ч” + 60–90 мин.
Наплавной мост грузоподъёмностью 60 т из понтонно–мостового
Переправа танков под водой своим ходом по дну, через глубокие водные преграды (по глубоким бродам) является одним из эффективных способов преодоления преград танковыми частями и подразделениями. Этот способ заключается в том, что на танке устанавливается специальное оборудование для подводного вождения танков (ОПВТ), обеспечивающее надёжную работу двигателя и жизнедеятельности экипажа при движении танка под водой и по глубоким бродам.
Подводная переправа танков.
При таком способе переправы достигается внезапность переправы большого количества танков на широком фронте. Причём танки во время преодоления водной преграды, частично или полностью укрываясь под воду, меньше уязвимы от всех средств поражения по сравнению с переправой другими способами. Кроме того, такой способ переправы не связан с переправочными средствами, которые могут уничтожаться огнём противника ещё при подходе к водной преграде или отставать от танковых частей.
Пригодными для оборудования переправы танков под водой являются те участки, где ширина водной преграды не более 700–1000 метров, глубина до 5 м., скорость течения до 1,5 м/сек., а грунт дна и берегов, крутизна съездов и выездов позволяют осуществлять движение танков без остановок.
Количество трасс переправы подготавливается из расчёта 1–2 трассы на каждый танковый батальон. Пропускная способность одной трассы 50-60 танков в час достигается при скорости движения танка под водой 5–6 км/час и дистанции между ними 100м.
Подготовка переправы танков под водой составляет “Ч” + 45–60 мин.
Переправы вброд предназначены для перемещения войск и техники через неглубокие ручьи, мелководные участки рек без переправочно–десантных средств. Оборудуются при наличии твёрдого грунта. При слабом грунте дно укрепляется камнем, щебнем, гравием, другими материалами. Переправа вброд не требует много сил и времени. По пропускной способности броды приближаются к мостовым переправам.
Переправа техники вброд:
1—ограждение против сплавных мин; 2 — ограждение препятствий;
3 — вехи для обозначения брода; 4 — заделка неровностей камнями;
5 — заделка неровностей фашинами и камнями.
Броды выявляются путём опроса местных жителей, изучения крупномасштабных карт, аэрофотоснимков, уточняются разведкой на месте по характерным признакам. К таковым относятся дороги и тропы, идущие к реке и продолжающиеся на противоположном берегу, перепады воды, расширения зеркала воды, особенно на прямых участках реки, и т. д.
Этот вид переправы отличается малой трудоёмкостью работ при оборудовании, её высокой пропускной способностью. Для каждого типа техники проходимость брода зависит от его глубины, скорости течения и грунта дна. Наибольший интерес броды представляют в том отношении, что дают возможность организовать переправу танковых подразделений почти одновременно с началом общего форсирования преграды.
Переправа по льду является основным способом перемещения войск через водные преграды в зимнее время. Несущая способность льда зависит от свойств воды, температуры воздуха и воды, скорости течения. Для ледяной переправы образуются естественные или усиленные пути (намораживанием или с использованием деревянныхконструкций). Толщина льда для переправы автомобилей и БТР – 16–55см., артиллерии 20–50 см., танков 50–70 см. При меньшей толщине лёд усиливают различными способами.
Переправа техники по льду с контролем его толщины.
Ложные переправы предназначены для скрытия настоящих переправ, чтобы ввести противника в заблуждение относительно реального места расположения переправы и действий своих войск. Имитироваться могут мостовые, паромные, десантные и другие переправы.
Наиболее сложным видом боевой деятельности войск является их переправа при форсировании водных преград, т.е. преодоление наступающими войсками водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником. Форсирование водных преград должно производиться в темпе наступления войск. При организации и в ходе форсирования части и подразделения войск должны уметь:
– вести разведку водных преград в целях выбора наиболее удобных мест для оборудования переправ, определения возможности пропуска техники своих подразделений по существующим мостам, а при необходимости производства несложного ремонта или усиления деревянных мостов;
– оборудовать простейшие мостовые переходы из местных материалов;
– оборудовать и содержать десантные переправы на БМП, вброд, танков под водой, с использованием местных плавающих средств и материалов, на десантных лодках, а в зимнее время – ледяные переправы;
– форсировать (преодолевать) водные преграды, используя десантные, паромные и мостовые переправы.
Сложность форсирования определяется:
– необходимостью преодоления водной преграды под огнём противника прежде, чем наступающие смогут перейти в атаку.
– трудностью, а порой невозможностью массового ввода в бой танков в первый период боя на противоположном берегу, вследствие чего мотострелковые подразделения вынуждены вести бой без танкового усиления.
– необходимостью расчленять войска по фронту и глубине, а также переправлять подразделения на противоположный берег рейсо–расчётами, вследствие чего силы и средства наступающих на противоположном берегу будут накапливаться постепенно, а сами переправившиеся подразделения будут вступать в бой не одновременно и на разобщённых направлениях.
– необходимостью значительного усиления наступающих войск инженерными подразделениями, оснащёнными специальными переправочно–десантными подразделениями.
– повышенными потерями войск от огня противника как в период посадки на переправочно–десантные средства и высадки из них, так и в период движения через водную преграду.
– трудностью сообщения войск со своими тылами через водную преграду, что отрицательно влияет на полноту и своевременное материально–техническое обеспечение переправившихся войск и на переправу раненых.
Несмотря на указанные трудности войска способны в короткие сроки форсировать водные преграды. Это достигается наличием в мотострелковых подразделениях и в других родах войск плавающей техники, наличием современных переправочно–десантных средств и понтонных парков, обеспечивающих переправу средств усиления.
Обратные рейсы гусеничных плавающих транспортеров, гусеничных самоходных паромов, паромов из понтонных парков могут быть использованы в первую очередь для эвакуации раненых и больных с противоположного берега.
В зависимости от боевой обстановки форсирование может быть с ходу, после дополнительной подготовки в короткие сроки, после всесторонней подготовки. Основным способом форсирования водных преград является форсирование с ходу, которое осуществляется при развитии наступления и при преследовании отходящего противника.
Форсирование с ходу заключается в том, что наступающие войска стремительно выходят к водной преграде на широком фронте, с ходу преодолевают её в сроки, не снижающие темпа наступления, и безостановочно развивают наступление в глубину на противоположном берегу. Оно обычно осуществляется в той группировке, в которой войска вели наступление. Форсирование с ходу требует умелого применения ядерного оружия, обычных средств поражения и воздушных десантов, использование боевых машин и переправочных средств, а также преодоление танками водных преград по глубоким бродам и под водой.
Форсирование после дополнительной подготовки в короткие сроки проводится в том случае, если форсирование с ходу не удалось и заключается в том, что войска производят перегруппировку, совершают необходимый манёвр, доразведывают цели, уточняют или ставят новые боевые задачи (поражается ли основная группировка противника ядерным оружием, другими средствами), организуют взаимодействие. После этого войска стремительно преодолевают водную преграду и развивают наступление на противоположном берегу.
Форсирование после всесторонней подготовки. Производится в тех случаях, когда войска до начала наступления находились в непосредственном соприкосновении с противником на водном рубеже или когда форсирование с ходу не удалось. Форсирование после всесторонней подготовки проводится скрытно и в сжатые сроки. Организуется тщательная разведка противника и водной преграды, проводится рекогносцировка, принимаются решения, уточняются или ставятся новые задачи войскам, организуется взаимодействие. При необходимости организуется перегруппировка войск, скрытно подтягиваются переправочные средства к участкам форсирования.
Форсирование после всесторонней подготовке осуществляется, как правило, после нанесения ядерного удара и огневой подготовки.
Начало форсирования водной преграды определяется временем “Ч” – это момент отвала подразделений первого эшелона от своего берега. Время “Ч” назначается вышестоящим командиром.
При большой глубине боевых задач подразделений темпы боя растут и наступающим войскам нередко в течение одних суток необходимо форсировать не одну, а две и более водных преград. Это требует тщательной подготовки и организации форсирования преград, умелого распределения и использования переправочных средств, а также своевременного манёвра всеми средствами в ходе боевых действий. Такой манёвр переправочными средствами в зависимости от обстановки может осуществляться как по фронту, так и по глубине, по земле, по воде и по воздуху. Подразделения и части в темпе боя могут выдвигаться и форсировать преграду на плечах отходящего противника, выходить к преграде одновременно с подходом резерва противника и с переходом его к обороне на заранее подготовленном рубеже и т.д.
Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку. Часть 2
В зависимости от условий местности и возможностей группы выбирают вид переправы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом, по кладке, по снежному мосту, по навесное переправе, по навесному мосту, с помощью животных (лошадь, мул, ишак). (турист, составитель Власов, стр. 104)
Техника переправ – это комплекс технических приемов и средств, обеспечивающих преодоление водных преград речного типа (рис. 13, Федотов, СОТ, стр.193) (приложение 1). Можно выделить переправы над водой и по воде. Над водой переправы организуют по камням, по бревну и с помощью навесных веревочных переправ. По воде переправляются с помощью различных плавсредств, вплавь и вброд. Из плавсредств используются лодки, плоты и другие подручные средства, включая надувные и просто плавающие. Вброд переправляются индивидуально и группой. Широко используются индивидуальная переправа с шестом, группой в шеренгу (армейский способ) и групповой в круг (таджикский способ). При это используются все виды страховки, обеспечивающие безопасность: при переправе по бревну – перила, при переправе с шестом – взаимная страховка веревкой и самостраховка с помощью шеста, который служит дополнительной точкой опоры. (Федотов, СОТ, 2008, стр.191)
Водные преграды часто встречаются на пешеходных маршрутах. Преодолевать их можно вброд или строя простейшие переправы.
Важно выбрать место для переправы. Признаки места для брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключением составляют равнинные реки, где при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев.
При переправе в одиночку переправляющийся страхует себя шестом длинной 2-2,5 м. Шест ставится сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него – грубая ошибка.
Переправа вброд через сложные реки может проходить парами или шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Движение следует осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.
При переправе «кругом» переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.
Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы – колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна по команде первого приставными шагами входит в воду навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый участник. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй участник в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку его опрокинуть. Колонна медленно приставными шагами переходит реку.
Иногда на переправах требуется организация командной страховки переправляющихся. Работу эту необходимо разделить на этапы:
1) Прохождение первого участника с командной страховкой;
2) Прохождение участников;
3) Прохождение последнего участника.
Переправа первого участника вброд должна осуществляться при страховке основной веревкой, расположенной выше по течению. Основные веревки имеют толщину 10-12 мм. Веревки с толщиной 6-8 мм называются вспомогательными. Они применяются очень редко. К участнику также должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая веревки подключаются к нему через скользящие карабины и боковую часть страховочного пояса. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должна быть не менее половины ширины реки (рис. 14, Вяткин, туризм и спорт. ориент., 2009, стр56).
Страхующая сопровождающая веревки удерживаются участниками в руках (не менее двух человек на каждую веревку). Свободные концы веревки не закреплены, оканчиваются узлами (проводник).
Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд участнику.
Участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака.
При переправе с шестом запрещается закрепление шеста к участнику.
Первый переправившийся через реку участник закрепляет веревку за опору. Группа натягивает и закрепляет страхующую веревку на своем берегу, делая из нее перила.
Последующий участник переправы подключается к перилам самостраховкой от страховочного пояса через скользящий карабин (рис. 15, Вяткин, 2009, туризм и спорт. ориент., стр.57). Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.
Кроме самостраховки переправляющийся должен иметь сопровождающую веревку, включенную скользящим карабином в боковую часть страховочного пояса. Можно сделать командную страховку с обоих берегов (челнок). Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре. Последний участник пристегивает перильную (страхующую) и сопровождающую веревки к страховочному поясу через скользящий карабин и переходит реку вброд со страховкой уже с другого берега, как и первый участник переправы (рис. 16, Вяткин, 2009, туризм и спорт. ориент., стр.58).
Рюкзаки при такой переправе можно переправлять отдельно.
В межсезонье, когда вода холодная, можно организовать переправу над водой, воспользовавшись камнями, выступающими из воды, завалами из деревьев. Иногда над рекой нависает старое, не представляющее ценности умирающее дерево. Спилив его, можно организовать переправу (рис.17, Вяткин, 2009, спорт. ориент. и туризм, стр58).
пешеходный туризм водная преграда
Переправа по бревну наиболее удобна и безопасна. Она проводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, значительной глубины и т.д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Приготовленное бревно должно превышать ширину русла реки на 2-3 м. Сучья нужно обрубить, бревно уложить перпендикулярно руслу и укрепить с обеих сторон.
Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается ямка. В нее упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепиться узлом «стремя» веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца. За них берутся туристы, распределившись так, чтобы с обеих сторон стояло одинаковое количество человек, и начинают медленно поднимать бревно на 40-20° (рис.18, Вяткин, 2009, спорт. ориент. и туризм, стр.59).
Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно к противоположному берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист, и если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на опору на нужную высоту. Участники переправы используют ее в качестве перил. (Вяткин, туризм и спортив. ориент., 2009, стр.55-60)
Переправы через горные реки. Горные реки – серьезное препятствие на пути туриста. Здесь можно встретиться с сильным течением, низкой температурой воды, катящимися по дну крупными камнями, способными сбить с ног или поранить. Все это делает переправу опасным мероприятием и требует от участников похода тщательно подготовки к ней и овладения всеми необходимыми приемами.
Место переправы определяется шириной и глубиной реки, скоростью и режимом ее течения, которые зависят от времени суток, характера дна и крутизны берегов, времени года, метеорологических условий, наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею.
Способ переправы через реку (вброд, над водой или по камням) выбирается в соответствии с характером участка реки, технических оснащением и подготовленностью группы.
Место для брода надо искать там, река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Для переправы над водой с помощью технических средств благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу или скальными выступами. Подходящим для переправ по воде при помощи сплавных средств считается участок реки со спокойным течением и удобным для причаливания берегом.
Наиболее безопаснее место переправы – участок реки, где сила потока минимальная, т.е. где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Обычно это место разделения реки на несколько рукавов. Наличие отдельных островков позволяет организовать не только отдых участников. Но и эффективную разведку дальнейшего пути движения через реку.
Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из: осмотра местности с целью определения типа возможной переправы; определения участка реки и берега, удовлетворяющих требованиям организации выбранного типа переправы; определения конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом) или характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка промежуточных камней, укладка и закрепление бревна, подготовка опоры для натяжения перил при переправе над водой); выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.
После подготовительных работ начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут: одиночный переход реки с опорой на шест, которым упирается в дно против течения; шеренгой – лицом к течению, обнявшись за плечи или талию, причем сверху по течению становится наиболее физически сильный участник; по двое – лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом боком к течению; кругом – взявшись за плечи.
Когда брод представляет определенную опасность, переправляются с помощью двух веревок, соблюдая все меры предосторожности. Первым переходит реку наиболее опытный и сильный участник на страховке основной веревкой, прикрепленной карабином у грудной обвязки н спине. Под углом около 90° к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстрее поднять страхуемого к берегу. Страховку лучше организовать через выступ, дерево, или просто держать веревку руками (2-3 человека).
На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная страхующая веревка должна быть свободна. Иначе она, жестко удерживать сорвавшегося, не позволит ему ни ставить, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы веревку в любой момент можно было ослабить (что позволит переправляющемуся плыть вниз по течению), одновременно подтягивать его к берегу или выдавая веревку, если течение несет к противоположному берегу.
При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению; палку держать широко расставленными руками; при передвижении все время соблюдать две точки опоры; ноги и шест нельзя в воде поднимать высоко; предварительно ощупывать дно, ища прочную точку опоры.
Переправившись на другой берег, турист закрепляет там основную веревку за дерево или выступ. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Двигаться по перилам также желательно против течения.
При переправе вброд по перилам участник пристегивается карабином к страховочной веревке спереди. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти откинувшись на прямых руках. При этом следует держаться двумя руками за натянутые перил, идти приставным шагом. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил.
Переправившись на другой берег, отстегивать страховочную веревку и, подсоединив ее карабином в безопасном месте, снимают самостраховку. Последний отвязывает перильную веревку, прикрепляется к ней и к вспомогательной веревке, как при переправе первого, и, опираясь на шест, переправляется.
Переходя по перилам только по одному. Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел. Переправляться обязательно в ботинках и одежде. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать носки и одежду.(Ганопольский, спорт. ориент. и туризм, 1987, стр.68-71)
Основные правила безопасности при переправе:
при использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность;
при переправе по бревну, завалу необходимо проверить устойчивость и надежность переправы;
по мокрым и тонким бревнам проходить с обязательной страховкой;
на завале быть осторожным, проверять его прочность;
при переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности;
переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо.(основы безопасности в пешем походе)
Техника преодоления естественных препятствий в спортивном ориентировании
Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта. При этом бег по дорогам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы. Основную же часть спортсмены пробегают по лесу, через завалы, овраги, по болотам и высокой траве.
Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика. (Чешихина, современная система подготовки в спортивном ориентировании, стр.11)
Техника бега на соревнованиях по ориентированию в своей основе та же, что и на дорожке стадиона. Однако пересеченный рельеф, меняющийся грунт и различные препятствия вносят некоторые коррективы.
При беге в горы, он держит туловище вертикально, руки более или менее расслабляет и выпрямляет, увеличивает длину шага, ногу ставит на пятку или на всю стопу. Заболоченный грунт, песок, жесткая каменистая поверхность, высокий травяной покров заставляют значительно укорачивать шаг. Мелкий частый шаг приходится применять на скользком грунте, при этом ступни расставляются несколько шире обычного для сохранения равновесия. Бег по лесу требует одновременно смотреть под ноги и по сторонам, чтобы не пропустить нужные ориентиры. В это время руки должны быть в постоянной готовности предохранить лицо от ударов ветвей. Лежащие на земле деревья преодолеваются прыжком, через более высокие препятствия приходится перепрыгивать с опорой на руки или обходить их стороной. (Е.И. Иванов, начальная подготовка ориентировщика, 1985, стр.102)
Как преодолеть водные препятствия
Для каждого туриста, путешествующего без какого-либо транспорта, важно наличие переправы через водное препятствие. И многие туристы погибают на этих местах. Так если опытные путешественники не справляются с этим препятствием, то что же говорить об обычных людях, которые любят отдохнуть на природе? Такое препятствие, скорее всего, испортит им впечатление от отдыха, а в худшем случае приведёт к печальным последствиям.
Переправиться через реку можно различными способами, однако не следует использовать те, которые прописаны в учебных источниках.
Легче всего перейти реку вброд, к тому же к такому способу переправы прибегают многие туристы. Для начала необходимо найти тот самый брод, а именно, то место в реке, где не глубоко. Это позволит либо проехать на автомобиле, либо пройти пешком. Отыскать его достаточно просто, так как на него указывает сама природа: тропы, рябь на воде, выступающие камни и многое другое. Но прежде чем идти, необходимо исследовать дно на твердость и наличие инородных предметов. Это можно сделать с помощью длинной палки. Ее необходимо передвигать вверх по течению, чтобы поток воды прижимал ее ко дну, иначе ее снесет.
С горной речкой дела обстоят по-другому. Так как из-за ее природных особенностей брод найти гораздо сложнее. Чтобы перейти такой водоём вброд, нужно отыскать достаточно узкую место не более 1 м шириной, и где скорость течения реки будет меньше 1 м/с. При этом при таких климатических условиях, как дождь, снег и сильный ветер, категорически запрещено переходить горную речку.
Горную речку шириной более 50 м можно переплыть и при сильном течении. Лучше этого делать не стоит, однако если же такая ситуация произошла, то нужно вести себя максимально сконцентрировано и помнить об опасностях.
Для того, чтобы оказаться на противоположном берегу, можно использовать поваленное дерево. Хорошим местом для такой переправы будет служить узкое место реки с высокими насыпями, чтобы вода не подмывала под бревно. В качестве заменителей для бревна могут выступать доски и другие материалы, оказавшиеся под рукой. Камни также подойдут для наземной переправы. Однако тут важно быть внимательным и следить, чтобы камень не был мокрым и скользким, иначе вы окажется в воде.
Во время переправы вброд важно быть не только обутым, но и одетым, но личные вещи и рюкзак лучше оставить на берегу. Их можно будет переправить следующим способом: привязать веревку на одном берегу, перейти реку вброд, привязать свободный конец веревки, затем вернуться за рюкзаком, закрепить его на карабине и уже затем перейти реку с рюкзаком.