Как преодолеть водное препятствие: Переправа через реку
Как преодолеть водные препятствия
Для каждого туриста, путешествующего без какого-либо транспорта, важно наличие переправы через водное препятствие. И многие туристы погибают на этих местах. Так если опытные путешественники не справляются с этим препятствием, то что же говорить об обычных людях, которые любят отдохнуть на природе? Такое препятствие, скорее всего, испортит им впечатление от отдыха, а в худшем случае приведёт к печальным последствиям.
Переправиться через реку можно различными способами, однако не следует использовать те, которые прописаны в учебных источниках.
Легче всего перейти реку вброд, к тому же к такому способу переправы прибегают многие туристы. Для начала необходимо найти тот самый брод, а именно, то место в реке, где не глубоко. Это позволит либо проехать на автомобиле, либо пройти пешком. Отыскать его достаточно просто, так как на него указывает сама природа: тропы, рябь на воде, выступающие камни и многое другое. Но прежде чем идти, необходимо исследовать дно на твердость и наличие инородных предметов. Это можно сделать с помощью длинной палки. Ее необходимо передвигать вверх по течению, чтобы поток воды прижимал ее ко дну, иначе ее снесет.
С горной речкой дела обстоят по-другому. Так как из-за ее природных особенностей брод найти гораздо сложнее. Чтобы перейти такой водоём вброд, нужно отыскать достаточно узкую место не более 1 м шириной, и где скорость течения реки будет меньше 1 м/с. При этом при таких климатических условиях, как дождь, снег и сильный ветер, категорически запрещено переходить горную речку.
Горную речку шириной более 50 м можно переплыть и при сильном течении. Лучше этого делать не стоит, однако если же такая ситуация произошла, то нужно вести себя максимально сконцентрировано и помнить об опасностях.
Для того, чтобы оказаться на противоположном берегу, можно использовать поваленное дерево. Хорошим местом для такой переправы будет служить узкое место реки с высокими насыпями, чтобы вода не подмывала под бревно. В качестве заменителей для бревна могут выступать доски и другие материалы, оказавшиеся под рукой. Камни также подойдут для наземной переправы. Однако тут важно быть внимательным и следить, чтобы камень не был мокрым и скользким, иначе вы окажется в воде.
Во время переправы вброд важно быть не только обутым, но и одетым, но личные вещи и рюкзак лучше оставить на берегу. Их можно будет переправить следующим способом: привязать веревку на одном берегу, перейти реку вброд, привязать свободный конец веревки, затем вернуться за рюкзаком, закрепить его на карабине и уже затем перейти реку с рюкзаком.
Как преодолеть водное препятствие: Переправа через реку
В зависимости от условий местности и возможностей группы выбирают вид переправы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом, по кладке, по снежному мосту, по навесное переправе, по навесному мосту, с помощью животных (лошадь, мул, ишак). (турист, составитель Власов, стр. 104)
Техника переправ – это комплекс технических приемов и средств, обеспечивающих преодоление водных преград речного типа (рис. 13, Федотов, СОТ, стр.193) (приложение 1). Можно выделить переправы над водой и по воде. Над водой переправы организуют по камням, по бревну и с помощью навесных веревочных переправ. По воде переправляются с помощью различных плавсредств, вплавь и вброд. Из плавсредств используются лодки, плоты и другие подручные средства, включая надувные и просто плавающие. Вброд переправляются индивидуально и группой. Широко используются индивидуальная переправа с шестом, группой в шеренгу (армейский способ) и групповой в круг (таджикский способ). При это используются все виды страховки, обеспечивающие безопасность: при переправе по бревну – перила, при переправе с шестом – взаимная страховка веревкой и самостраховка с помощью шеста, который служит дополнительной точкой опоры. (Федотов, СОТ, 2008, стр.191)
Водные преграды часто встречаются на пешеходных маршрутах. Преодолевать их можно вброд или строя простейшие переправы.
Важно выбрать место для переправы. Признаки места для брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключением составляют равнинные реки, где при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев.
При переправе в одиночку переправляющийся страхует себя шестом длинной 2-2,5 м. Шест ставится сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него – грубая ошибка.
Переправа вброд через сложные реки может проходить парами или шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Движение следует осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.
При переправе «кругом» переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.
Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы – колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна по команде первого приставными шагами входит в воду навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый участник. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй участник в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку его опрокинуть. Колонна медленно приставными шагами переходит реку.
Иногда на переправах требуется организация командной страховки переправляющихся. Работу эту необходимо разделить на этапы:
1) Прохождение первого участника с командной страховкой;
2) Прохождение участников;
3) Прохождение последнего участника.
Переправа первого участника вброд должна осуществляться при страховке основной веревкой, расположенной выше по течению. Основные веревки имеют толщину 10-12 мм. Веревки с толщиной 6-8 мм называются вспомогательными. Они применяются очень редко. К участнику также должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая веревки подключаются к нему через скользящие карабины и боковую часть страховочного пояса. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должна быть не менее половины ширины реки (рис. 14, Вяткин, туризм и спорт. ориент., 2009, стр56).
Страхующая сопровождающая веревки удерживаются участниками в руках (не менее двух человек на каждую веревку). Свободные концы веревки не закреплены, оканчиваются узлами (проводник).
Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд участнику.
Участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака.
При переправе с шестом запрещается закрепление шеста к участнику.
Первый переправившийся через реку участник закрепляет веревку за опору. Группа натягивает и закрепляет страхующую веревку на своем берегу, делая из нее перила.
Последующий участник переправы подключается к перилам самостраховкой от страховочного пояса через скользящий карабин (рис. 15, Вяткин, 2009, туризм и спорт. ориент., стр.57). Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.
Кроме самостраховки переправляющийся должен иметь сопровождающую веревку, включенную скользящим карабином в боковую часть страховочного пояса. Можно сделать командную страховку с обоих берегов (челнок). Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре. Последний участник пристегивает перильную (страхующую) и сопровождающую веревки к страховочному поясу через скользящий карабин и переходит реку вброд со страховкой уже с другого берега, как и первый участник переправы (рис. 16, Вяткин, 2009, туризм и спорт. ориент., стр.58).
Рюкзаки при такой переправе можно переправлять отдельно.
В межсезонье, когда вода холодная, можно организовать переправу над водой, воспользовавшись камнями, выступающими из воды, завалами из деревьев. Иногда над рекой нависает старое, не представляющее ценности умирающее дерево. Спилив его, можно организовать переправу (рис.17, Вяткин, 2009, спорт. ориент. и туризм, стр58).
пешеходный туризм водная преграда
Переправа по бревну наиболее удобна и безопасна. Она проводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, значительной глубины и т.д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Приготовленное бревно должно превышать ширину русла реки на 2-3 м. Сучья нужно обрубить, бревно уложить перпендикулярно руслу и укрепить с обеих сторон.
Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается ямка. В нее упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепиться узлом «стремя» веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца. За них берутся туристы, распределившись так, чтобы с обеих сторон стояло одинаковое количество человек, и начинают медленно поднимать бревно на 40-20° (рис.18, Вяткин, 2009, спорт. ориент. и туризм, стр.59).
Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно к противоположному берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист, и если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на опору на нужную высоту. Участники переправы используют ее в качестве перил. (Вяткин, туризм и спортив. ориент., 2009, стр.55-60)
Переправы через горные реки. Горные реки – серьезное препятствие на пути туриста. Здесь можно встретиться с сильным течением, низкой температурой воды, катящимися по дну крупными камнями, способными сбить с ног или поранить. Все это делает переправу опасным мероприятием и требует от участников похода тщательно подготовки к ней и овладения всеми необходимыми приемами.
Место переправы определяется шириной и глубиной реки, скоростью и режимом ее течения, которые зависят от времени суток, характера дна и крутизны берегов, времени года, метеорологических условий, наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею.
Способ переправы через реку (вброд, над водой или по камням) выбирается в соответствии с характером участка реки, технических оснащением и подготовленностью группы.
Место для брода надо искать там, река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Для переправы над водой с помощью технических средств благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу или скальными выступами. Подходящим для переправ по воде при помощи сплавных средств считается участок реки со спокойным течением и удобным для причаливания берегом.
Наиболее безопаснее место переправы – участок реки, где сила потока минимальная, т.е. где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Обычно это место разделения реки на несколько рукавов. Наличие отдельных островков позволяет организовать не только отдых участников. Но и эффективную разведку дальнейшего пути движения через реку.
Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из: осмотра местности с целью определения типа возможной переправы; определения участка реки и берега, удовлетворяющих требованиям организации выбранного типа переправы; определения конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом) или характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка промежуточных камней, укладка и закрепление бревна, подготовка опоры для натяжения перил при переправе над водой); выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.
После подготовительных работ начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут: одиночный переход реки с опорой на шест, которым упирается в дно против течения; шеренгой – лицом к течению, обнявшись за плечи или талию, причем сверху по течению становится наиболее физически сильный участник; по двое – лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом боком к течению; кругом – взявшись за плечи.
Когда брод представляет определенную опасность, переправляются с помощью двух веревок, соблюдая все меры предосторожности. Первым переходит реку наиболее опытный и сильный участник на страховке основной веревкой, прикрепленной карабином у грудной обвязки н спине. Под углом около 90° к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстрее поднять страхуемого к берегу. Страховку лучше организовать через выступ, дерево, или просто держать веревку руками (2-3 человека).
На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная страхующая веревка должна быть свободна. Иначе она, жестко удерживать сорвавшегося, не позволит ему ни ставить, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы веревку в любой момент можно было ослабить (что позволит переправляющемуся плыть вниз по течению), одновременно подтягивать его к берегу или выдавая веревку, если течение несет к противоположному берегу.
При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению; палку держать широко расставленными руками; при передвижении все время соблюдать две точки опоры; ноги и шест нельзя в воде поднимать высоко; предварительно ощупывать дно, ища прочную точку опоры.
Переправившись на другой берег, турист закрепляет там основную веревку за дерево или выступ. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Двигаться по перилам также желательно против течения.
При переправе вброд по перилам участник пристегивается карабином к страховочной веревке спереди. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти откинувшись на прямых руках. При этом следует держаться двумя руками за натянутые перил, идти приставным шагом. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил.
Переправившись на другой берег, отстегивать страховочную веревку и, подсоединив ее карабином в безопасном месте, снимают самостраховку. Последний отвязывает перильную веревку, прикрепляется к ней и к вспомогательной веревке, как при переправе первого, и, опираясь на шест, переправляется.
Переходя по перилам только по одному. Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел. Переправляться обязательно в ботинках и одежде. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать носки и одежду.(Ганопольский, спорт. ориент. и туризм, 1987, стр.68-71)
Основные правила безопасности при переправе:
при использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность;
при переправе по бревну, завалу необходимо проверить устойчивость и надежность переправы;
по мокрым и тонким бревнам проходить с обязательной страховкой;
на завале быть осторожным, проверять его прочность;
при переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности;
переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо.(основы безопасности в пешем походе)
Техника преодоления естественных препятствий в спортивном ориентировании
Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта. При этом бег по дорогам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы. Основную же часть спортсмены пробегают по лесу, через завалы, овраги, по болотам и высокой траве.
Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика. (Чешихина, современная система подготовки в спортивном ориентировании, стр.11)
Техника бега на соревнованиях по ориентированию в своей основе та же, что и на дорожке стадиона. Однако пересеченный рельеф, меняющийся грунт и различные препятствия вносят некоторые коррективы.
При беге в горы, он держит туловище вертикально, руки более или менее расслабляет и выпрямляет, увеличивает длину шага, ногу ставит на пятку или на всю стопу. Заболоченный грунт, песок, жесткая каменистая поверхность, высокий травяной покров заставляют значительно укорачивать шаг. Мелкий частый шаг приходится применять на скользком грунте, при этом ступни расставляются несколько шире обычного для сохранения равновесия. Бег по лесу требует одновременно смотреть под ноги и по сторонам, чтобы не пропустить нужные ориентиры. В это время руки должны быть в постоянной готовности предохранить лицо от ударов ветвей. Лежащие на земле деревья преодолеваются прыжком, через более высокие препятствия приходится перепрыгивать с опорой на руки или обходить их стороной. (Е.И. Иванов, начальная подготовка ориентировщика, 1985, стр.102)
Организация наведения переправы через водные преграды
методическая разработка по физкультуре на тему
Наведение переправы через водные преграды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Водные преграды являются одними из тех препятствий, преодоление которых требует определенных знаний, умений и навыков. Существует несколько технически сложных, но относительно безопасных способов наведения переправы (например, навесная переправа). Однако эти способы подразумевают наличие специального снаряжения и оборудования (карабинов, веревок, зажимов и т. д.). Это снаряжение не всегда имеется в наличии, поэтому полезно знать способы преодоления водных преград с использованием подручных средств.
Недопустимо переправляться через реку с ходу. Нужна тщательная разведка берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или сутки, чем подвергать свою жизнь опасности.
В данном разделе рассмотрим некоторые из способов переправ через несложные водные препятствия, не требующих специального снаряжения.
Переправа над водой
Небольшие реки или ручьи иногда можно преодолевать перепрыгиванием, используя в качестве страховки шест: его ставят посредине водного препятствия, опираются на него и, оттолкнувшись, перепрыгивают на противоположный берег.
На неглубоких реках возможна переправа по выступающим камням. Необходимое условие для этого вида переправы – выступающие камни, расположенные на расстоянии шага или небольшого прыжка, который можно совершить с места. Прежде, чем пользоваться этим способом, надо убедиться в устойчивости камней – с помощью шеста. Если же камни неустойчивые, мокрые или обледенелые, то при прохождении по ним есть опасность сорваться в речной поток. В этом случае следует заменить данный способ переправы на более безопасный.
Переправа по бревну или дереву наиболее безопасна и удобна.
Используется она в тех случаях, когда невозможно переправиться другим способом, а под рукой имеется подходящих размеров бревно или дерево на 2-4 метра длиннее русла реки. Для переправы выбирают наиболее узкое место реки с приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу.
Перебрасывая или сплавляя дерево, корневую его часть – комель – надо закрепить. На тонком конце бревна закрепляют веревку. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально вверх, а затем, поддерживая его веревками, осторожно опускают над потоком.
Для страхующей опоры используют шест, который ставят против течения, или длинную жердь – в качестве перил.
Переправа по естественному завалу . На реках, протекающих в лесной зоне, нередко встречаются завалы из снесенных потоком деревьев или бревен. Ими можно воспользоваться для перехода на другой берег, предварительно проверив устойчивость бревен.
Переправа по клади . Этот способ переправы используют на нешироких, но быстрых и глубоких реках и ручьях, переход через которые вброд связан с риском для переправляющихся. Через препятствие укладывают несколько нетолстых бревен, скрепленных вместе подручными средствами. Для страховки применяют прочные жерди, укрепленные на берегах или удерживаемые участниками. Для страхующей опоры также можно использовать 3-5-метровый шест, который ставят выше по течению. При переходе на противоположный берег шест передается следующему переправляющему.
При использовании данного вида переправы не обязательно в качестве клади использовать живые деревья – в лесу всегда достаточно деревьев поваленных.
Переправа по снежным мостам . Такие мосты образуются обычно в конусах выноса в долины рек зимних и весенних лавин. При организации этого способа переправы необходимо проверить прочность снежного моста зондированием при помощи шеста. Если мост непрочен, его преодолевают ползком.
В высокогорьях – выше зоны леса – водные преграды легче всего преодолеть переходом через язык ледника , из которого, собственно, и вытекает река.
Переправа реки вброд
Основными условиями успешного форсирования реки является выбор безопасного места брода.
Внешние признаки брода – это расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, многочисленные рукава реки, а также тропы и дороги, спускающиеся к реке. После выбора места переправы определяют скорость течения и глубину реки. Прохождение реки вброд рекомендуется при следующей глубине:
- если скорость течения до 1 м/с – не более 0,9 м;
- скорость течения до 2 м/с – не более 0,7 м;
- скорость течения до 3 м/с – не более 0,5 м.
При скорости течения реки более 3-4 м/с, даже при той же самой глубине потока – 0,5 м – переправа вброд опасна, и надо искать другие места или использовать другой способ переправы.
Места переправ можно классифицировать как непроходимые, труднопроходимые и проходимые .
Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к воде: отвесные или крутые склоны, каньоны; сильно заболоченные, вязкие берега и дно реки; ямы, водовороты; большая ширина, глубина или быстрое течение – 3 м/с и более.
Труднопроходимые водные участки характеризуются следующими признаками: широкая пойма реки, сильное течение (2-3 м/с), низкие заболоченные берега, неблагоприятные метеоусловия (дождь, снег).
Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение – до 2 м/с.
Место переправы выбирают, обращая внимание на следующие моменты:
- самые мелкие места находятся в самых широких районах реки и, наоборот, наибольшая глубина и скорость течения встречаются в ее сужениях;
- признаками мелководья могут служить широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки; места, где река разделяется островками на несколько рукавов; выступающие над водой камни; островки по всей ширине; водная растительность;
- днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами – косами, перекатами – бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет;
- мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье;
- участки с крутыми берегами обычно глубокие.
П ереправа с шестом применяется в широком диапазоне глубины и скорости течения реки: от 2,5 м/с, при глубине до пояса, и до 4 м/с, при глубине до колена. Этот способ широко применим в практике.
После выбора места переправы приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним человеком, с минимальной страховкой, в качестве которой может служить прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м. Предварительно необходимо убедиться в том, что в случае неожиданной потери устойчивости и падения переправляющегося в воду его не снесет потоком воды, что сила воздействия потока невелика и позволит ему самому быстро восстановить устойчивость. Переправа вброд возможна при глубине потока не выше середины бедра. В случае, если вблизи от места переправы ниже по течению имеется опасное место (резкое сужение потока, в результате чего скорость его течения значительно возрастает, а также крутой обрыв или водопад), то место переправы следует перенести на 30-40 м выше по течению.
Переправляться необходимо только в ботинках: так меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Переправляющийся начинает двигаться по направлению к другому берегу наискось – под углом к течению, опираясь на шест, поставленный выше по течению. С целью снижения напора потока желательно уменьшить площадь его воздействия, для чего рекомендуется переправу осуществлять вполоборота. Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно реки. Необходимо постоянно иметь не менее двух точек опоры: нога – нога или шест – нога. При перемещении шеста его нижний конец не следует поднимать высоко, а тем более совсем вынимать из воды. Поскольку при переносе шеста нет достаточной устойчивости переправляющегося в потоке, очень часто возникает необходимость в немедленной опоре на шест. Важно помнить, что шест, поставленный ниже по течению, не является средством страховки .
В случае, если переправа по одному сопряжена с опасностями (например, глубина реки доходит до пояса, а скорость течения – 3 м/с), переправляются шеренгой, или стенкой (рис. 1).
Рис. 1. Переправа стенкой: а – правильное, б – неправильное положение; F1, F2 – силы воздействия потока на переправляющихся
При переправе стенкой надо иметь в виду, что сила воздействия потока на переправляющихся, в зависимости от их взаимного расположения вдоль течения реки, неодинакова. Всю тяжесть нагрузки принимает на себя идущий выше по течению – он, рассекая поток, играет роль своеобразного волнореза. Учитывая это, выше по течению ставят самого сильного участника движения.
Основные требования к нижеидущим: не выбегать вперед, не отставать, строго выдерживать положение стенки параллельно оси потока, ни в коем случае не увеличивать “поперечное сечение” переправляющейся группы. Если эти условия не будут выполнены, произойдет распад стенки и все участники окажутся в воде.
При переправе стенкой важны коллективные действия. Исходя из сказанного, переправляющихся стенкой должно быть не более четырех человек.
Описанных выше способов вполне достаточно для успешного преодоления вброд проходимых рек.
Основные правила переправы через водные препятствия:
- перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега и дать оценку обстановке – с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор;
- следует определить способ переправы;
- важно выбрать место и время переправы;
- лучше затратить больше времени на разведку, поиски безопасного и удобного места для переправы, чем излишне рисковать, переправляясь в неудобном или опасном месте;
- первым на переправе должен идти более опытный;
- при переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению;
- переправляться вброд надо обязательно в обуви (в ботинках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В представленной презентации рассматриваются основные способы безопасного преодоления водных преград и болот.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е.
Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании. Метод проектов яв.
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф.
В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии “Парикмахер”.
Отче о работе театрального кружка.
Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров.