3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выжить при кораблекрушении: 5 важных советов на примере реальной ситуации

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ


Неважно, куда ты отправляешься — в круиз по Волге, по следам «Титаника» через Атлантику или на пароме из Санкт-Петербурга в Хельсинки, — любой маршрут может оборваться кораблекрушением

В начале оговоримся: не все приводимые нами правила выживания работают в молниенос­ных катастрофах, вроде недавнего падения Як-42 с хоккеистами «Локомотива» или трагической гибели теплохода «Булгария». Однако если у тебя есть хотя бы пара минут до наступления мгновения Х, не трать их понапрасну и срочно вспоминай, чему мы тебя учили. Шанс выкарабкаться есть почти всегда

Будь начеку еще до начала рейса. Поинтересуйся, есть ли у судна и транспортной компании лицензии на перевозку пассажиров. Перед посадкой на борт посмотри, закрыты ли иллюминаторы на нижних палубах (именно «окнами» черпанула воду «Булгария», унесшая 10 июля 2011 года с собой на дно 122 человека). Но если ты все предусмотрел, а на судне все же прозвучала команда: «Пассажирам надеть спасательные жилеты!» — слушай сюда.

1. Надень на себя как можно больше одежды — она поможет тебе сохранить драгоценное тепло. Не бойся во всем этом моментально пойти ко дну — сверху ты как раз наденешь спасательный жилет. Правило «Ныряй в одежде» актуально и для теплых широт, так как в воде температурой ниже 33 °С — а даже в тропической зоне Мирового океана она достигает максимум 29-30 °С — ты довольно быстро погибнешь от переохлаждения. Особенно интенсивно тепло уходит через голову, шею, область паха и ступни — эти части тела нужно защитить тщательнее всего.

2. Выбирайся, руководствуясь планом эвакуации, который ты найдешь на стенах своей каюты или в коридорах. Твоя задача — попасть на верхнюю палубу, именно там на любом судне расположены спасательные шлюпки и надувные плоты. «В первый же день на борту не поленись — пройди весь предлагаемый путь эвакуации из каюты. Запомни его детали, — советует наш эксперт Андрей Легошин. — Если случится крушение, будет суматоха и паника, без тренировки в коридорах большого корабля ты точно заблудишься». Не забывай, что старинный морской закон гласит: в первую очередь в шлюпках должны оказаться женщины, дети и раненые. Последним же терпящее бедствие судно покидает капитан.

3. Если в надувную шлюпку или на плот придется прыгать прямо с борта теплохода, убедись, что на твоей одежде и обуви нет металлических частей — застежек, пряжек — которые могут повредить обшивку. Постарайся упасть на надувные части плавсредства. Падай боком, ни в коем случае нельзя приземляться на ноги, особенно на дно лодки — пробьешь и погибнешь, но не от воды, а от рук других пассажиров еще до прибытия помощи.

4. Если прыгаешь прямо в воду, лучше делать это «солдатиком», закрыв одной рукой нос и рот, а другой держась за спасательный жилет и крепко сжав ноги вместе. «Обязательно посмотри вниз, чтобы не прыгнуть кому-нибудь на голову, — советует Андрей Легошин. — И, оказавшись в воде, начинай отплывать в сторону по двум причинам: во-первых, пока на тебя не приземлился следующий пассажир, а во-вторых, чтобы оказаться от тонущего судна не менее чем в 100 метрах, чтобы тебя не затянуло в воронку, которая образуется при полном погружении теплохода в воду».

5. Старайся делать как можно меньше движений, находясь в воде, — береги энергию. Если видишь поблизости шлюпку — плыви к ней и залезай на борт. Если шлюпок нет, твоя задача — просто остаться на плаву. Не нужно беспорядочно бить руками по воде. Андрей Легошин: «Прими позу эмбриона — подтяни колени к груди и обхвати их руками. В этом положении жилет все равно будет держать тебя, но теплопотеря значительно уменьшится, и ты выиграешь у смерти еще немного времени».

6. Не пытайся плыть к берегу, даже если он вроде маячит на горизонте. «В ясную погоду видимость до берега с поверхности воды составляет 7 км, — говорит Легошин. — Проплыть такое расстояние только что спрыгнувшему с корабля и полностью одетому пассажиру не под силу. А покинув место происшествия, ты сильно осложнишь спасателям задачу по твоим поискам».

7. Подавай сигналы спасателям. Обычно спасательные жилеты оборудованы специальными маячками, которые автоматически загораются при контакте с водой. Однако если тебе достался жилет без маячка или он не работает, начинай размахивать руками и привлекать к себе внимание, только когда действительно заметишь подмогу.

8. Не пей морскую воду. Облегчения она не принесет, только усилит жажду, а при длительном употреблении нанесет серьезный вред здоровью. Вспомним французского ученого Алена Бомбара, который еще в 1952 году решил доказать, что человек способен продержаться после кораблекрушения очень долго. Бомбар отправился с Канарских островов через Атлантику на резиновой лодке, питаясь сырой рыбой и планктоном. Пил он дождевую воду, а когда та заканчивалась — хлебал из-за борта морскую. Спору нет, француз выжил и за 65 дней достиг Барбадоса. Однако Бомбар: временно ослеп, потерял 25 кг веса, ногти на ногах и руках, заработал малокровие, хронические заболевания желудка и кишечника и долго не заживавшие язвы по всему телу, оставившие после себя малоприятного вида рубцы.

ФАКТ
52 часа в общей сложности провел в ледяных волнах Баренцева моря военный летчик Иван Куницын. 3 ноября 1962 года его истребитель потерял управление, Куницын катапультировался прямиком в воду температурой 4-6°C. Летчик смог забраться в надувную лодочку без весел и следующие 12 часов греб руками, добираясь до ближайшего островка. Не найдя на нем ни пищи, ни воды, ни даже укрытия от ветра, Куницын, отчаянно матерясь, снова отправился в путь. Тренированный организм офицера и недюжинная воля сделали свое дело: к утру 6 ноября он доплыл до очередного островка, где развел костер, — вскоре туда прибыл спасательный вертолет.

Читать еще:  Как выжить в зомби-апокалипсисе: 4 смертельно важных совета

9. Объединись с остальными пострадавшими.Очень важно держаться организованной группой — сбившись в кучу, вы сможете гораздо дольше сохранять необходимое для выживания тепло, и большое скопление людей лучше заметно как с воды, так и с воздуха.

ЖИВУТ ЖЕ ЛЮДИ!

С рекордной глубины в 480 м были спасены в августе 1973 года Роджер Чэпмен и Роджер Маллинсон. Эти британцы, составлявшие экипаж канадской мини-подлодки Pisces III, прокладывали трансатлантический телефонный кабель, когда система поддержания плавучести лодки вышла из строя и Pisces III легла на дно в 240 км к юго-востоку от мыса Корк (Ирландия).

Запаса воздуха, при условии самого экономного расходования, хватило бы не более чем на 76 часов. Спасательная операция началась немедленно; в течение 24 часов с базы в США (11 тыс. км от места аварии) был доставлен глубоководный робот-спасатель CURV-III. Он несколько раз выходил из строя, но его оперативно чинили; робот смог опутать Pisces III сетью тросов, лодку начали тянуть на поверхность, но на глубине в 60 м тросы запутались, пришлось пускать в ход аквалангистов. CURV-III в результате был потерян, но Pisces III с двумя полуживыми подводниками все же вытащили на поверх­ность — ровно через 76 часов после аварии и за несколько минут до смерти.

148 человек погибло из-за аварий и крушений на водном транспорте в России в 2011 году. Это в семь раз больше, чем годом ранее.

8 простых навыков выживания при кораблекрушении

15.05.2017 от Admin в Как выжить на воде // 0 Комментариев

Многие видели новости и кинофильмы про кораблекрушения. Но мало кто представляет себя в роли потерпевшего бедствие. Как всегда, на первый план выступает фактор «со мной такого произойти не может». Но если вы отправляетесь в морское путешествие, то лучше быть уверенным в своих силах, чем отдаться на волю волн.

Шутники говорят «дождусь, пока приплывут дельфины и вытолкают мой спасательный плот на берег». Хочу их разочаровать – мы знаем свидетельства только тех очевидцев, которых дельфины действительно подталкивали в сторону берега. Но мы не узнаем мнение тех, кого они толкали в другую сторону – от берега. То есть, в данном конкретном случае не стоит доверять статистике.

Процесс выживания при кораблекрушении продолжается все время, пока судно неестественно набирает воду, наклоняется и тонет. Вариантов развития событий только два – вы либо пойдете на дно вместе с судном, либо выживете и выйдете на берег, пусть даже после длительного дрейфа на спасательном плоту, шлюпке или остатках оборудования. Не знаю как вам, а мне больше нравится второй вариант.

Как остаться в живых при кораблекрушении

1. Подготовьтесь к морскому путешествию.

Не раз повторял главное правило выживальщика: надейся на лучшее, но готовься к худшему. Поэтому лучше иметь в «заначке» собственный жилет и надувное плавсредство – пусть небольшое, но достаточно вместительное и надежное.

Помнится, на Титанике на всех не хватило спасательных средств. Сейчас, конечно, это не так, но разгильдяйство некоторых капитанов, даже на хваленом Западе, приводит к обветшанию плотов и жилетов. Поэтому не удивляйтесь, если на какой-нибудь «Мария-Терезе» вам выдадут спасательную жилетку с дырочкой.

Кроме того, научитесь, наконец, плавать!

2. Узнайте как можно больше о планах спасения.

Прочитайте на борту все, что найдете, о планах спасения и эвакуации. Задайте вопросы команде, причем нескольким разным мореходам с проблесками разума в глазах. Если они будут отнекиваться – скажите, что придется идти к капитану.

• Определите, где находится ближайший выход на палубу из вашей каюты.
• Ознакомьтесь с внутренним устройством судна.
• Узнайте, где расположены спасательные жилеты, плоты, прочие средства спасения.
• Прочтите инструкции, как пользоваться жилетами и плотами.
• Узнайте место, где расположен медпункт с аптечкой.

3. Сохраняйте спокойствие.

Паникеров вообще нужно со старта ставить к стенке или первыми сбрасывать за борт. Без суда и следствия, сбрасывать пинками, пожарными баграми, и т.п. Один паникер может увести на дно всю команду и тысячи пассажиров. Поэтому при попадании в ситуацию выживания сохраняйте спокойствие.

Имейте в виду, что биомасса будет вести себя прямо противоположно. Будут крики, метания, борьба за место в шлюпке, и т.п. Вам необходимо действовать иначе. Слушайте команды капитана и иного руководства. Обеспечьте себя минимумом – спасательным жилетом и тревожным комплектом.

4. Выбирайтесь на верхнюю палубу и держитесь в стороне от толпы.

Если вы не можете получить место на спасательном плоту из-за давки, и будете вынуждены прыгать с корабля, то не ищите легких путей. В данном случае легкий путь губителен. Выберитесь на верхнюю палубу, отойдите от толпы и только тогда прыгайте. В противном случае, при прыжке с нижней палубы, вы рискуете упасть на другого человека или быть оглушенным теми, кто прыгает за вами.

Оказавшись в воде, отплывите как можно дальше от судна и других людей. Судно скоро уйдет под воду, с него уже сыплется хлам, а окружающие тонущие люди могут запросто схватиться за вас и в панике утащить на дно. Кроме того, после того как судно уйдет под воду, образуется воронка-водоворот, который может легко забрать вас на дно. Поэтому – подальше от судна!

Читать еще:  Походная баня своими руками

5. Берегите свое здоровье.

В морской воде раны быстро заживают. Но если у вас кровотечение – оберните место пореза любым материалом. Так же не забудьте перед прыжком надеть побольше одежды. Вы в жилете, поэтому не утонете, а вот одежда поможет сберечь тепло в холодной воде.

6. Оставайтесь вместе.

• Если вы смогли пробраться на плот, постарайтесь объединиться с такими же «счастливчиками». Свяжите плоты вместе.
• Если вы не нашли плот, объединитесь с другими пловцами в жилетах – например, положите руки друг другу на плечи и сделайте кольцо из потерпевших.

Это делается для того, чтобы спасатели смогли быстрее вас найти – большое оранжевое пятно на воде видно издалека, а вот одиночный потерпевший может быть незамечен с вертолета или плавсредства.

7. Будьте готовы защищаться.

Если вы вместе – вам проще защищаться от морских хищников, которые могут почуять легкую добычу. Речь о касатках и акулах. Возьмите любой длинный предмет, из тех, что плавают вокруг, и тыкайте в борта акулы при приближении.

Если акула не отступает – цельтесь в глаза и жабры. В данном случае не стесняйтесь – если что, потом вы попросите у нее прощения. Потом, когда выйдете на берег.

8. Используйте аварийные сигналы SOS.

В вашем личном аварийном комплекте должны быть сигнальные ракеты, водонепроницаемые фонари, зеркала. Так же там должен находиться «боеготовый» сотовый телефон в водонепроницаемом чехле. Используйте все возможности для подачи сигнала бедствия и своего собственного обнаружения.

Если вы попадете на необитаемый берег, используйте для сигнализации огонь в ночное время и дым – в дневное. Можно создать надпись на песке, применить яркие одежды, и т.п. Об этом много написано в нашем разделе «Как выжить».

В качестве послесловия:

• Если спасатели не смогли найти вас, вам понадобится искать себе пропитание в море.
• Так же вам понадобятся знания об основных признаках близости земли в океане. Чтобы не пройти мимо.
• Обнаружив землю, вам потребуется безопасно высадиться на берег так, чтобы не разбиться о скалы и рифы.
• Ну, а далее читайте разделы «Автономное существование», «Медицина и тренинг», «Провиант, охота, рыбалка» и прочие в категории «Как выжить».

В начале оговоримся: не все приводимые нами правила выживания работают в молниеносных катастрофах, вроде недавнего падения Як-42 с хоккеистами «Локомотива» или трагической гибели теплохода «Булгария». Однако если у тебя есть хотя бы пара минут до наступления мгновения Х, не трать их понапрасну и срочно вспоминай, чему мы тебя учили. Шанс выкарабкаться есть почти всегда.

ФАКТ
Крупнейшим кораблекрушением в истории человечества, произошедшим в мирное время, стала вовсе не история с «Титаником», как ты наверняка думаешь. 20 декабря 1987 года пассажирский паром «Донья Пас» недалеко от Филиппин столкнулся с танкером «Вектор». Пассажиры парома, прыгавшие с накренившегося судна, оказывались в вытекающей из танкера горящей нефти, от которой не спасало даже глубокое погружение под воду. Оставшиеся на борту либо задохнулись в густом дыму, либо утонули вместе с паромом. Всего на месте крушения погибли 4375 человек, позже от полученных ожогов скончались еще 30 пассажиров.

Эксперт:
Андрей Легошин

Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса

Будь начеку еще до начала рейса. Поинтересуйся, есть ли у судна и транспортной компании лицензии на перевозку пассажиров. Перед посадкой на борт посмотри, закрыты ли иллюминаторы на нижних палубах (именно «окнами» черпанула воду «Булгария», унесшая 10 июля 2011 года с собой на дно 122 человека). Но если ты все предусмотрел, а на судне все же прозвучала команда: «Пассажирам надеть спасательные жилеты!» — слушай сюда.

1. Надень на себя как можно больше одежды — она поможет тебе сохранить драгоценное тепло. Не бойся во всем этом моментально пойти ко дну — сверху ты как раз наденешь спасательный жилет. Правило «Ныряй в одежде» актуально и для теплых широт, так как в воде температурой ниже 33 °С — а даже в тропической зоне Мирового океана она достигает максимум 29-30 °С — ты довольно быстро погибнешь от переохлаждения. Особенно интенсивно тепло уходит через голову, шею, область паха и ступни — эти части тела нужно защитить тщательнее всего.

2. Выбирайся, руководствуясь планом эвакуации, который ты найдешь на стенах своей каюты или в коридорах. Твоя задача — попасть на верхнюю палубу, именно там на любом судне расположены спасательные шлюпки и надувные плоты. «В первый же день на борту не поленись — пройди весь предлагаемый путь эвакуации из каюты. Запомни его детали, — советует наш эксперт Андрей Легошин. — Если случится крушение, будет суматоха и паника, без тренировки в коридорах большого корабля ты точно заблудишься». Не забывай, что старинный морской закон гласит: в первую очередь в шлюпках должны оказаться женщины, дети и раненые. Последним же терпящее бедствие судно покидает капитан.

3. Если в надувную шлюпку или на плот придется прыгать прямо с борта теплохода, убедись, что на твоей одежде и обуви нет металлических частей — застежек, пряжек — которые могут повредить обшивку. Постарайся упасть на надувные части плавсредства. Падай боком, ни в коем случае нельзя приземляться на ноги, особенно на дно лодки — пробьешь и погибнешь, но не от воды, а от рук других пассажиров еще до прибытия помощи.

Читать еще:  Разведение огня на природе

4. Если прыгаешь прямо в воду, лучше делать это «солдатиком», закрыв одной рукой нос и рот, а другой держась за спасательный жилет и крепко сжав ноги вместе. «Обязательно посмотри вниз, чтобы не прыгнуть кому-нибудь на голову, — советует Андрей Легошин. — И, оказавшись в воде, начинай отплывать в сторону по двум причинам: во-первых, пока на тебя не приземлился следующий пассажир, а во-вторых, чтобы оказаться от тонущего судна не менее чем в 100 метрах, чтобы тебя не затянуло в воронку, которая образуется при полном погружении теплохода в воду».

ФАКТ
4 июля 1898 года французский пассажирский лайнер La Bourgogne (728 человек на борту) столкнулся в северной Атлантике с британским барком Cromartyshire. По несчастливой случайности среди пассажиров были австрийские матросы, незадолго до этого уже пережившие кораблекрушение у берегов США и возвращавшиеся домой. Обезумев от страха, они устроили на борту кровавую баню, прокладывая себе путь к спасательным шлюпкам выстрелами из пистолетов и не щадя при этом ни женщин, ни детей. Их примеру последовали пассажиры третьего класса, пустившие в ход ножи; оказавшись в шлюпках на воде, здоровяки били веслами по головам тем, кто пытался забраться следом, резали ухватившиеся за борта пальцы. Прибывшие спасатели обнаружили на месте крушения сплошь взрослых мужчин с испачканными кровью руками. Спаслось всего 173 человека, в том числе всего одна женщина и ни одного ребенка. С этой катастрофы предотвращение паники на борту стало главной задачей экипажей всех тонущих судов.

5. Старайся делать как можно меньше движений, находясь в воде, — береги энергию. Если видишь поблизости шлюпку — плыви к ней и залезай на борт. Если шлюпок нет, твоя задача — просто остаться на плаву. Не нужно беспорядочно бить руками по воде. Андрей Легошин: «Прими позу эмбриона — подтяни колени к груди и обхвати их руками. В этом положении жилет все равно будет держать тебя, но теплопотеря значительно уменьшится, и ты выиграешь у смерти еще немного времени».

6. Не пытайся плыть к берегу, даже если он вроде маячит на горизонте. «В ясную погоду видимость до берега с поверхности воды составляет 7 км, — говорит Легошин. — Проплыть такое расстояние только что спрыгнувшему с корабля и полностью одетому пассажиру не под силу. А покинув место происшествия, ты сильно осложнишь спасателям задачу по твоим поискам».

7. Подавай сигналы спасателям. Обычно спасательные жилеты оборудованы специальными маячками, которые автоматически загораются при контакте с водой. Однако если тебе достался жилет без маячка или он не работает, начинай размахивать руками и привлекать к себе внимание, только когда действительно заметишь подмогу.

8. Не пей морскую воду. Облегчения она не принесет, только усилит жажду, а при длительном употреблении нанесет серьезный вред здоровью. Вспомним французского ученого Алена Бомбара, который еще в 1952 году решил доказать, что человек способен продержаться после кораблекрушения очень долго. Бомбар отправился с Канарских островов через Атлантику на резиновой лодке, питаясь сырой рыбой и планктоном. Пил он дождевую воду, а когда та заканчивалась — хлебал из-за борта морскую. Спору нет, француз выжил и за 65 дней достиг Барбадоса. Однако Бомбар: временно ослеп, потерял 25 кг веса, ногти на ногах и руках, заработал малокровие, хронические заболевания желудка и кишечника и долго не заживавшие язвы по всему телу, оставившие после себя малоприятного вида рубцы.

ФАКТ
52 часа в общей сложности провел в ледяных волнах Баренцева моря военный летчик Иван Куницын. 3 ноября 1962 года его истребитель потерял управление, Куницын катапультировался прямиком в воду температурой 4-6 °C. Летчик смог забраться в надувную лодочку без весел и следующие 12 часов греб руками, добираясь до ближайшего островка. Не найдя на нем ни пищи, ни воды, ни даже укрытия от ветра, Куницын, отчаянно матерясь, снова отправился в путь. Тренированный организм офицера и недюжинная воля к жизни сделали свое дело: к утру 6 ноября он доплыл до очередного островка, где развел костер, — вскоре туда прибыл спасательный вертолет.

9. Объединись с остальными пострадавшими. Очень важно держаться организованной группой — сбившись в кучу, вы сможете гораздо дольше сохранять необходимое для выживания тепло, и большое скопление людей лучше заметно как с воды, так и с воздуха.

ЖИВУТ ЖЕ ЛЮДИ!

С рекордной глубины в 480 м были спасены в августе 1973 года Роджер Чэпмен и Роджер Маллинсон. Эти британцы, составлявшие экипаж канадской мини-подлодки Pisces III, прокладывали трансатлантический телефонный кабель, когда система поддержания плавучести лодки вышла из строя и Pisces III легла на дно в 240 км к юго-востоку от мыса Корк (Ирландия).

Запаса воздуха, при условии самого экономного расходования, хватило бы не более чем на 76 часов. Спасательная операция началась немедленно; в течение 24 часов с базы в США (11 тыс. км от места аварии) был доставлен глубоководный робот-спасатель CURV-III. Он несколько раз выходил из строя, но его оперативно чинили; робот смог опутать Pisces III сетью тросов, лодку начали тянуть на поверхность, но на глубине в 60 м тросы запутались, пришлось пускать в ход аквалангистов. CURV-III в результате был потерян, но Pisces III с двумя полуживыми подводниками все же вытащили на поверхность — ровно через 76 часов после аварии и за несколько минут до смерти.

СТАТИСТИКА РИСКА

148 человек погибло из-за аварий и крушений на водном транспорте в России в 2011 году. Это в семь раз больше, чем годом ранее.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector