20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выжить в Арктике

Топ-10: Невероятные истории выживания в Арктике

Мало кто предпочёл бы жить в Арктике, но те, кому приходится там бывать, останавливаются рядом с общинами и в укрытиях, в которых можно жить в тепле и безопасности.

Бывают случаи, когда человек остаётся один на один с холодной арктической пустошью. Многие из них погибают, но некоторым всё же удаётся побороть невероятные трудности и выжить в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

10. Брюс Гордон, который воспитал из белого медведя домашнего питомца

В 1757 году Брюса Гордона (Bruce Gordon) выбросило за борт, когда судно, на котором он плыл, было раздавлено между двумя айсбергами. Он упал на льдину и видел, как члены экипажа исчезали во льдах.

Когда мужчина позже обнаружил своё судно, оно плавало вверх дном, а белые медведи грызли трупы его товарищей. Гордон прокрался на корабль и жил на перевёрнутом судне, находя припасы и питаясь продовольствием.

Белые медведи постоянно беспокоили его. После того, как Гордон разделочным ножом убил взрослого медведя, на борт случайно забрёл медвежонок. Гордон взял его в качестве домашнего питомца. Он научил медвежонка ловить для него рыбу и отпугивать других медведей.

Со временем льдину Гордона унесло течением в сторону Гренландии. Там он встретил группу местных жителей — первых людей, которых он увидел за последние годы. Они увидели взволнованного, измождённого человека, бросившегося к ним, со своим домашним белым медведем, который бежал позади него.

9. Гарет Вуд, на которого напал тюлень-убийца

В 1985 году Гарет Вуд (Gareth Wood) и группа полярных исследователей были вынуждены прокладывать свой путь по тонкому льду. Они боялись, что лёд треснет прямо у них под ногами. Однако вместо этого лёд раскололся, и из воды выскочил огромный морской леопард.

Животное сомкнуло свои челюсти, зажав правую ногу Гарета, и попыталось утащить его под воду. Товарищи Гарета стали бить своими шипованными ботинками прямо по глазным яблокам тюленя. В итоге животное ослабило хватку и нырнуло обратно под лёд. Но как только Гарет поднялся на ноги, тюлень вынырнул из воды и напал на него снова.

Когда Гарет в конечном счёте вышел из трудной ситуации, ему пришлось проковылять весь путь обратно в хижину, используя свой ледоруб в качестве трости. Там ему оказали медицинскую помощь, и он остался в живых.

8. Петер Фрейхен, который смастерил нож из собственных экскрементов

Во время своего путешествия по Гренландии в 1926 году датский исследователь по имени Петер Фрейхен (Peter Freuchen) попал в страшную метель. Не имея возможности продолжить путь сквозь сильный ветер и ослепляющий снег, он спрятался в укрытие под собачьей упряжкой и стал ждать окончания снежной бури.

Когда он попробовал шевельнуться, то понял, что оказался погребённым под толстым слоем снега и льда. На протяжении 30 часов он пытался прорыть пальцами путь через снежный плен. Но у него не получалось. Отчаявшись, Фрейхен вырезал из своих собственных фекалий нож и с его помощью прорубил себе путь на свободу.

Затем Фрейхену пришлось ползти ещё в течение трёх долгих часов обратно на базу. На его пальцах началась гангрена, поэтому Фрейхену ампутировали их с помощью плоскогубцев и молотка. Без анестезии.

7. Боб Бартлетт, который пересёк океан

В начале 1914 года судно канадской арктической экспедиции “Карлук” (Karluk) уже пять месяцев как находилось в ледяной ловушке, после того, как айсберг врезался в корабль и проделал в корпусе 3-метровую пробоину. Вынужденный покинуть судно, экипаж оказался в ловушке на льду, не зная, где они находятся и как добраться домой.

Капитан Боб Бартлетт (Bob Bartlett) отправил поисковые группы, но они больше не вернулись. Спустя время Бартлетт 128 километров вёл оставшихся членов экспедиции к близлежащему острову за помощью. Его люди были сильно ранены и измождены, чтобы идти дальше, поэтому остальной путь Бартлетт проделал сам.

Сопровождаемый только охотником-инуитом по имени Катактовик (Kataktovik), Бартлетт провёл в пути 37 дней, пройдя 1100 километров через замёрзшие воды и добравшись до Сибири. Там он обратился к местным органам власти, которые помогли ему организовать спасательную операцию. Хотя, к тому времени, как они нашли членов экспедиции, более половины людей уже умерли.

6. Кейзо Фунацу, который заблудился в метель, будучи в ветровке

Одетый только в лёгкую ветровку, в марте 1990 года Кейзо Фунацу (Keizo Funatsu) ненадолго ушёл с территории лагеря покормить ездовых собак. Пока мужчины не было в лагере, ветер усилился настолько, что он не мог ничего видеть, кроме белой мглы. У него был более чем реальный шанс замёрзнуть насмерть.

Фунацу попытался позвать на помощь, но едва мог слышать даже собственный голос. Поэтому он вырыл канаву и спрятался внутри, надеясь, что это поможет сохранить ему тепло. Тем временем его товарищи обвязали себя верёвками длиной по 105 метров и принялись ходить по кругу, надеясь, что Фунацу увидит верёвку. Но поскольку мужчина сидел в вырытой им яме, верёвка прошла прямо над его головой.

Со временем снежная буря немного стихла, и мужчина услышал, как кто-то выкрикивает его имя. Плача от радости, что его обнаружили, Фунацу вылез из укрытия и бросился к своим товарищам.

5. Паулузи Киютак, который выжил в Арктике, когда ему было 62 года

В начале 2016 года Паулузи Киютак (Pauloosie Keyootak) и ещё два члена его семьи запланировали поездку на снегоходах из Икалуита (Iqaluit) в соседнюю эскимосскую деревню Пангниртунг (Pangnirtung), Канада. Это был ближайший к их дому населённый пункт, от которого их разделяли 300 километров замёрзшей пустоши.

Из-за снежной бури они сбились с пути. Когда люди поняли, что заблудились, они уже израсходовали слишком много топлива, чтобы вернуться назад. Всё, что у них было с собой — это чай, сахар, спальный мешок и нож.

Семья построила укрытие изо льда. Они старались выжить, постоянно двигаясь, чтобы сохранить тепло, и охотясь на карибу с ножом.

Восемь дней спустя их нашли спасатели, которые в ходе спасательной операции покрыли территорию 9.000 км². Киютак уже начал привыкать к мысли, что он там и погибнет, поэтому расплакался, когда понял, что спасён.

Читать еще:  Снежность и Небрежность: Как защититься от болезней весной?

4. Военный корабль США “Jeannette” 2 года провёл раздавленный во льдах, после чего потонул

В конце 1800-х военный корабль “Jeannette” провёл почти 2 года в ледяной ловушке, после чего лёд окончательно проломил корпус. Команда корабля успела эвакуироваться, пока судно шло ко дну. Капитан Джордж В. Де Лонг повёл своих моряков в Сибирь по огромным просторам замёрзшего моря.

Во время пути они теряли людей. Но добравшись до Сибири, Де Лонг и инженер команды Мелвилл (Melville) разделили команду на две группы, чтобы найти помощь. Мелвилл со своей группой встретил российских путешественников, которые помогли им добраться до цивилизации. Затем они отправили спасателей на поиски группы Де Лонга.

Всё, что они нашли — это журнал, который вёл Де Лонг, в котором были перечислены имена членов его группы и даты их смерти. Никому из группы Де Лонга не удалось выжить. Из 33 человек, отправившихся в Сибирь, удалось выжить только 13-ти.

3. Боб Гауки в одиночестве провёл 58 дней на замёрзшем озере

В 1967 году арктический авиатор Боб Гауки (Bob Gauchie) летел в город Йеллоунайф (Yellowknife), Канада, и заблудился во время шторма. Поскольку топливо уже было на исходе, ему пришлось приземлиться на замёрзшее озеро в нескольких километрах от цивилизации.

Гауки удалось спастись в одиночку при температуре – 51°С, живя только за счёт коробки замороженной рыбы. По ночам его и его самолёт окружали волки и вороны, ожидая, когда он умрёт, чтобы наброситься на мясо.

Когда волки выли, Гауки выл им в ответ. Потихоньку он начал видеть в них единственную компанию, которая у него была. Со временем они убежали, и Гауки столкнулся с ужасным одиночеством, которое позже он назвал худшей болью, нанесённой ему Арктикой.

Гауки провёл в одиночестве 58 дней, прежде чем его нашли спасатели.

2. Ада Блэкджек осталась в живых, проведя в Арктике в одиночку 2 года

Ада Блэкджек (Ada Blackjack) была молодой и неопытной женщиной-инупиатом. Она никогда не уходила из дома, не умела охотиться или строить иглу. Тем не менее, в 1921 году она и четверо белых мужчин были выбраны исследователем Вильялмуром Стефанссоном (Vilhjalmur Stefansson) для того, чтобы разбить лагерь на арктическом острове, на который, по мнению Стефанссона, должна была претендовать Великобритания.

Группа надеялась, что они смогут выжить благодаря охоте. Но с приходом зимы они начали голодать. Трое мужчин отправились за помощью, оставив Аду ухаживать за больным членом команды. Мужчины больше не вернулись, а больной вскоре умер, оставив Аду одну посреди безлюдной пустоши.

Чтобы выжить, Аде пришлось самой научиться охотиться. Она пережила ужасные испытания, а однажды ей пришлось спасаться бегством от нападения белых медведей. Когда её спасли 2 года спустя, Аду подвергли резкой критике за то, что она позволила умереть белому человеку.

1. Инуит сбежал из поселения на санях, сделанных из грудной клетки собаки

В 1950-х годах канадское правительство заставляло инуитов жить в отдельных поселениях. Однако некоторые отказывались в них жить. Один человек был особенно против, желая жить за счёт земли, как это делали его предки. Его семья стала переживать, что он может покончить с собой. У него отобрали все инструменты, в надежде заставить его согласиться с ситуацией.

А он смастерил собственные инструменты. Как и Фрейхен, он сделал нож из собственных экскрементов. С помощью ножа он зарезал собаку и содрал с неё кожу. Затем привязал импровизированные сани к живой собаке.

Его семья со страхом наблюдала за тем, как он направляется в снежную пустошь на санях из грудной клетки собаки с ножом, сделанным из фекалий, заправленным за пояс. Оставшуюся часть жизни этот человек провёл в дикой природе.

Сквозь снег и морозы

Эта техника помогает россиянам выжить в Русской Арктике

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Арктика — территория стратегического значения для России. Помимо наличия богатых залежей природных ископаемых, тут же проходит и Северный морской путь и ближе всего граница с США. Но для работы в условиях Крайнего Севера необходима специальная техника. «Лента.ру» рассказывает о том, какие машины колесили заснеженные равнины в прошлом и что готово предложить для арктического региона российское машиностроение в будущем.

Первые

Ржавый остов этой странной машины еще пару лет назад стоял на холодном каменистом берегу арктического острова Рудольфа. Маленький и неказистый по нынешнем меркам автомобиль лежал брошенный, словно скелет какого-то древнего существа. И тем не менее в 30-х годах это было чудо советской техники — один из первых полугусеничных вездеходов НАТИ-В, специально приспособленных к климату Заполярья.

Эти машины появились на острове в 1936 году, когда здесь находилась экспедиция «Северный полюс — 1» знаменитого полярника Ивана Папанина. Собранные на основе прототипа НАТИ-3, которым пользовался другой известный исследователь Арктики Николай Урванцев, они были предназначены для таких суровых условий — насколько это было возможно на тот момент, учитывая развитие техники.

Вездеход НАТИ-3. Остров Рудольфа

Полугусеничный — потому что если сзади у него находится гусеница, то впереди стоят два обычных колеса. Таким образом по своему виду НАТИ-В напоминал обычный грузовик того времени, и предназначение его было соответствующим: перевозить грузы. И то, что эти машины забросили на остров, действительно сильно помогло полярникам, ведь единственной альтернативой им были собачьи упряжки, на которых, конечно, много не перевезешь.

Интересно, что, помимо своих прямых обязанностей, НАТИ-В использовался даже в целях первомайской трибуны. Пока экспедиция ждала вылета самолетов, наступил день этого святого для любого советского человека праздника. Существует фотография, где Отто Шмидт выступает, стоя в кузове вездехода, а Папанин готовится произнести речь, сидя рядом. И наконец, одна из двух машин сослужила совсем уж необычную службу — она стала когтеточкой для белого медведя, и на ее кузове до сих пор можно видеть глубокие отметины.

Снежная крепость

В 2018 году остовы НАТИ-В все же перевезли на Большую землю — теперь это музейный экспонат. И хотя они сослужили хорошую службу полярникам, эпоха активного освоения Арктики Советским Союзом была еще впереди. Она началась 1950-х годах, и теперь полярникам уже требовались не просто вездеходы, а настоящие крепости на гусеничном ходу, внутри которых можно было жить и работать, не опасаясь за свою жизнь, когда за окном температура падает до минус 76 градусов.

Читать еще:  Походно-полевое питание: О самом важном - о воде

Одной из первых передвижных полярных станций стал так называемый «Пингвин», который был разработан на основе плавающего танка ПТ-76 в 1957 году. Это был достаточно внушительных размеров агрегат, утепленный закрытый кузов которого позволял эффективно сберегать тепло. Но, несмотря на то, что запас хода у него был достаточно большой, оставалась главная проблема: «Пингвин» был довольно тесным, и в условиях долгой полярной экспедиции ютиться в нем было не очень удобно.

И тогда в 1958 году появилась на свет «Харьковчанка» — знаменитый полярный «дом на колесах», созданный на основе артиллерийского тягача АТ-Т. Слово «дом» тут можно употребить со всей ответственностью. Несколько жилых отсеков, столовая, кухня, туалет, рабочие рубки — все это помещалось в «Харьковчанке».

Со всей ответственностью отнеслись и к ходовой части. Машину предполагалось использовать в условиях крайне низких температур, когда кристаллы снега по прочности и сыпучести схожи с песком. Поэтому гусеницы расширили, а траки снабдили снегозацепами. К тому же, учитывая, что машина была полностью герметичной, она могла пройти и определенное расстояние по воде, на плаву.

Конечно, несмотря на то, что старые полярники считают «Харьковчанку» и ее последующие модификации идеалом, ее время прошло — сейчас этот шедевр советского арктического автопрома не используется. И, разумеется, у нее были свои недостатки: в салон все равно так или иначе просачивались выхлопные газы, что никак не добавляло передвижной обсерватории комфорта. Зато со своей основной задачей она справлялась отлично: даже при условии полностью заглохшего мотора и не работающих отопителей, температура внутри за день падала всего на 2-3 градуса.

Рабочие лошадки

Сейчас, когда в российской Арктике ведется активная разработка месторождений полезных ископаемых, ценятся рабочие лошадки поменьше и поманевреннее. И хотя современные ледовые «крепости» на гусеничном ходу тоже находят свое применение, прежде наиболее широко используются колесные вездеходы люберецкого предприятия «Трэкол».

Фото: Минобороны РФ / РИА Новости

Эти машины, своим внешним видом напоминающие джип-переросток, способны работать при диапазоне температур от минус 45 до плюс 45 градусов, обеспечивая при этом максимальный комфорт пассажиров, что сочетается с отличной проходимостью в экстремальных условиях.

Вездеходы «Трэкол» используются во всех сферах деятельности в Заполярье. На них ездят в труднодоступные места как управленцы, так и оказывают экстренную помощь медики, пожарные и сотрудники МЧС, и даже президент Путин во время своего визита на землю Франца-Иосифа также использовал для передвижения этот вездеход. «Трэкол» действительно пройдет везде: проедет по льду, по глубокому снегу, по болоту и даже по воде, ведь он, помимо прочего, является амфибией.

Впрочем, конечно, для более серьезных и длительных экспедиций «Трэкол» не годится. Здесь на помощь придет новый продукт предприятия «КамАЗ», который так и называется — «Арктика». Это мощные грузовые вездеходы, работающие при температуре до минус 60 градусов.

Новый вездеход на шинах низкого давления КамАЗ «Арктика» на 9-й Международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2018

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Помимо кабины и кузова, в «Арктике» предусмотрен жилой модуль, в котором в случае непредвиденной ситуации экипаж сможет провести без особых проблем как минимум трое суток. Тут есть и койко-места, и душ, и туалет, и раковина, и некое подобие кухни, где можно разогреть пищу. Жилой модуль оборудован как обогревателем, так и кондиционером. Для связи с внешним миром можно использовать спутниковую связь, а не заскучать в пути поможет встроенный телевизор.

Как на войне

Все перечисленные выше модели, впрочем, предназначены для гражданского использования. Другое дело — арктическая военная группировка, для которой сейчас тоже ведется активная разработка специфической техники.

Так, например, ОАО «Муромтепловоз» испытывает боевую машину огневой поддержки и сопровождения «Торос», специально предназначенную для использования в условиях Заполярья. Она подходит как для транспортировки грузов и личного состава, так и для обеспечения огневой поддержки во время боевых операций. К тому же «Торос» оснащен отвалом, который позволяет расчищать путь в снегу.

ОАО «Курганмашзавод» готовится запустить в производство арктический вездеход TM140A. Он также предназначен для нужд армии, однако задачи его более мирные — только транспортировка грузов и личного состава, артиллерийским орудием, в отличие от «Тороса», он не оснащен.

Человек и холод: как выживают в вечной арктической войне

Холод – злейший враг теплокровных жителей Земли. Фильмы катастроф о погружении планеты в холодную смерть, один из леденящих душу сценариев апокалипсиса, как и блокбастеры о нашествии инопланетян, находятся на вершине мировых рейтингов. Это тем более сравнимо, так как льду приписывают внеземное происхождение.

Холод способен убить молниеносно. При падении температуры тела всего на один градус ухудшаются координация и моторика, при 32°С организм не вырабатывает тепло, начинается необратимая гибель тканей, при 20°С останавливается сердце, при -50°С воздуха кожа замерзает за минуту.

Эпицентр сосредоточения и власти Холода – Арктика. Здесь его атрибут-держава – лютая стужа до -60°С. Ее обжигающее действие сравнимо с термоожогом, только со знаком минус, с такими же волдырями, черной, сползающей кожей, ампутациями.

Скипетр Холода – злейшие ураганные ветра, такой сверхъестественно ударной силы, что гнется металл. В бурю он превращает лицо в снежно-ледовую маску, заставляет передвигаться по-пластунски, связавшись веревками. Известно всем полярникам свойство ветра усиливать холод: 0°С при ветре 5 м/с превращаются в -8°С, при 17 м/с в -20°С. Франклин приписывал очень резким ветрам при 30°С уродство с пузырями и трещинами на лицах членов экспедиции, в которой не выжил никто.

Еще один союзник холода – вода, теплопроводность которой выше на 25%, чем у воздуха. Пространство Ледовитого океана – это льды с открытой водой и влажностью 80–98%. Альянс холода и влажности не оставляет иллюзий на сохранение здоровья, а нахождение в воде – надежды на жизнь. В воде 0°С человек может продержаться всего несколько минут. На маршрутах полярники накапливают на себе до 5 кг замерзшего конденсата. Мокрая одежда и сырая обувь – залог смертельных болезней в Заполярье.

Читать еще:  Как вытащить пулю из тела: 7 заблуждений экспертов

Холод первым атаковал первопроходцев в Арктике и был причиной не только страшных страданий людей, но и гибели целых экспедиций. Полет Андре на воздушном шаре из-за отсутствия подходящей одежды закончился холодной смертью во сне всех трех членов экипажа. Как предполагается, погибла в ледяной воде команда Э. Толля, прорываясь через льды и полыньи с о. Беннетта.

Невозможных страданий и напряжения сил стоила борьба с холодом группе Баренца в первой в истории полярной зимовке на Новой Земле. Ноги людей застывали настолько, что протягивая их к огню, прежде сжигали подошву обуви, чем ощущали тепло. Из-за недостатка топлива в экспедиции Седова возле одной печурки кругами устраивалось население “Фоки”, чтобы высушить обувь.

А вот причины гибели экспедиции Брусилова: не были взяты нарты, лыжи, каяки для похода по льдам, снаряжение было неподготовленным и громоздким, развились истощение и цинга из-за недостаточного и плохого питания. Голод – еще один верный союзник холода. Он стоил жизни экипажу судна “Жаннетта” полярника Де Лонга.

Холод берет в осаду и психику людей. При 30-32°С тела он отключает ум, путает и умерщвляет сознание. Делая человека затворником, он убивает его монотонностью созданных им пейзажей и тоской от бездействия, выстужает волю. Люди группами сходят с ума, от постоянно переживаемого страха за жизнь их преследуют галлюцинации и апатия от нервного истощения. Командор Беринг умер не только от голода и неудобств, но и “от печали и скорби” на открытом им острове.

Но Холод поднимает белый флаг, когда ему противостоит уникальная Арктическая цивилизация людей и животных. Ученые отвергли постулат, что народы Севера просто привыкают к холоду. Специалисты Кембриджа заглянули в гены и обнаружили у коряков, чукчей и эскимосов мутацию в митохондриях (энергостанциях клетки), которая вырабатывает сверхтепло в организме. Ген морозоустойчивости включает три подвида: один перерабатывает жирную пищу, второй преобразует жир в тепло, третий сужает сосуды, сберегая его. Этим чудесным генам 20-25 тыс. лет.

Много раз полярники видели, как на холод в 50°С выскакивают якутские дети, дымясь на морозе голыми телами. Женщины ходят с непокрытой головой. В дорогу якуты не берут ни палаток, ни одеял, спят при 30°С на земле, подстелив лишь попону, накрывшись дохой с плеча и заткнув уши и нос кусочками меха. Нет другого народа, который стужу переносил бы с таким хладнокровием без вреда для здоровья.

Для многих поколений полярников стала классикой наука выживания коренных северян. Прежде чем пуститься в опасное путешествие, они жили в их ярангах и чумах, перенимая накопленный столетиями опыт передвижения по Арктике, питания, постройки жилищ, приемов выживания, общения с животными и охоты.

Северяне, не пренебрегая холодом, создают в себе энергоарсенал: едят мясо морских животных и медведя в сыром и замороженном виде слоями мясо–жир, в день 2 кг мяса и 200 г жира. Осушают за один раз чашку тюленьей ворвани. Жир составляет до 60% в рационе. Поэтому они выгодно отличаются от нас защитной прослойкой бурого жира под кожей. Недостаток солнца восполняют печенью лосося, трески и оленя, более богатого витаминами A и D, чем рыбий жир. Средство против цинги – свежая оленья кровь.

Работа в Арктике увеличивает расход энергии в 1,5-1,8 раз. Опыт всех экспедиций показал увеличение дневного объема калорий для полярников до 5,5–6,5 тыс. за счет белковой и жирной пищи. В экспедиции 19-начала 20 вв. брали пеммикан, концентрат из говядины, жира и фруктов. Не пренебрегали и охотой. Экспедиция Пири не возила с собой мясо, а добывала. Команда герцога Абруццкого использовала сверхэффективный способ пополнения пищи за счет собак.

Удивительно противостоит холоду Арктики северная одежда. Главное в ней – самые теплые меха на планете. Самый практичный – олений. Одежда из него мягкая, легкая. Из-за упругости он не смерзается, оставаясь сухим. Кухлянки, малицы, совики из неблюя (олень до года) и пыжика (олень до 3 мес.) шьются из двух шкур, одна мехом к телу, другая наружу. Сохранению тепла служит и отсутствие пуговиц: одежда надевается через голову. Весной и осенью в ходу обувь из водостойкой тюленьей кожи.

Вся меховая одежда участников экспедиции Амундсена была сшита из оленьих шкур по образцу одежды эскимосов. Из разных сортов северной одежды Седов выбрал малицы, совики и эскимосские костюмы. По замечанию Пири, экипировка полярников была такая же, как у коренных народов, до меховых чулок.

Холод резко усиливает боль, голод и чувство изоляции, если ему не противостоять силой духа, веры и братского единения. Арктика красит людей на свой манер, только в черную или белую краску. Слепли и обмораживались в походах те, кто был слаб духом и имел низкий групповой авторитет. А северные народы испокон живут в добровольном коммунизме: сегодня я, завтра ты. Если мясом в одном селении запаслись удачно, а соседи нет, то “богатые” даром делятся излишками.

Зная, в какой жестокий оборот может взять холод душу, северяне используют против него лучшее средство – творчество: украшают предметы и одежду, поют, танцуют, вырезают по кости. Экспедиция Амундсена брала с собой игры, книги, фонограф, музыкальные инструменты. На ледоколах “Таймыр” и ‘Вайгач”, чтобы предотвратить развитие тоски и ее следствия, цинги, люди были заняты полностью. Делали судовую работу, играли в футбол, слушали лекции, играли в оркестре.

Творчество активизирует ту часть мозга, что отвечает за мечты, стремления и идеи. Арктика всегда – территория мечты. Стремятся сюда только с романтикой и красивой легендой в сердце, и тем спасаются. И опять идут, забывая весь мир, на притяженье северного романтического магнита, впаянного в белоснежное сердце Арктики.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: