16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему любители «походов выходного дня» наиболее часто попадают в ситуации выживания

Почему любители «походов выходного дня» наиболее часто попадают в ситуации выживания

Каждая группа, готовясь к походу, должна прежде всего хорошо представлять его цель, основную задачу. Это может быть отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженых» мест с охотой и рыбалкой, осмотр достопримечательностей, выполнение заданий организации, прохождение спортивного маршрута и т. д. Определив цель, реальную физическую и техническую подготовлен­ность участников, а также финансовые и другие возможности груп­пы, туристы приступают к изучению района и разработке маршрута.

Работа с картами занимает особое место в процессе подготовки к путешествию (см. с. ПО). Путем расшифровки условных знаков, с помощью тщательного измерения расстояний и составления пре­вышений высотных отметок туристы знакомятся с условиями про­ходимости местности.

Построение маршрута зависит от специфики путешествия и кон­кретных условий местности. Он может быть линейным (сквозным), линейно-радиальным с дальними экскурсиями или разведыватель­ными выходами в сторону от основного пути, кольцевым с возвра­щением в начальную точку пути. Планируя маршрут, надо обеспечить постепенное возрастание сложности естественных препятствий и на­растание интереса путешественников ко второй трети путешествия. На эту часть желательно оставлять технически самые трудные уча­стки, посещение наиболее любопытных музеев, панорамных пунктов и других интересных объектов.

Самой распространенной и доступной для населения всех воз­растных групп формой туристских походов являются походы выходного дня, участие в которых после напряженного недельного труда очень эффективно.

Главным в подготовке походов выходного дня является цель, для решения которой разрабатывается маршрут. При разработке маршрута походов выходного дня учитываются возраст, физи­ческая подготовленность. Не следует, особен­но на первых порах, увлекаться преодолением больших расстоя­ний. Желательно возвращение из похода выход­ного дня транспортом (рейсовым автобусом, пригородным поез­дом). Если же это невозможно, то программу похода следует по­строить с учетом затраты времени на обратный путь. При этом общая протяженность маршрута похода выходного дня включает и обратный путь.

Включение в программу походов выходного дня массовых ме­роприятий (игры на местности, соревнования по туризму, спор­тивному ориентированию, конкурс самодеятельности у костра, приготовление еды на костре) повышает интерес к походам, улуч­шает эмоциональное состояние участников похода, делает отдых более эффективным.

Групповое снаряжение составит карта района похода, компас, аптечка, спички, фотоаппарат, костровое хозяйство (кострище, котелки, крючки), снаряжение для проведения соревнований по туризму (веревки, карабины, обвязки, брезентовые рукавицы). Желанным спутником туриста является гитара.

Одежду участников похода выходного дня с учетом сезона и погодных условий составит тренировочный или штормовой ко­стюм, головной убор, спортивная обувь или поношенная обувь на низком каблуке, шерстяные носки. Нательное белье из синтетиче­ской ткани нежелательно, равно как и носки из синтетических ниток.

Документом, дающим право на проведение похода выходного дня, является маршрутный лист установленного образца, к кото­рому прилагается план-график и схема маршрута.

Туристский поход любой направленности должен иметь цель, для решения которой выбирается район путешествия и разраба­тывается маршрут.

При выборе района путешествия необходимо проконсультиро­ваться с бывалыми туристами, краеведами, которые хорошо знают эту местность. В противном случае может случиться так, что, выбрав на первый взгляд интересный район, группа не сможет выполнить задание и турпоход будет сведен к преодолению не­предвиденных трудностей. В конечном итоге она может оказаться технически и морально не подготовленной к путешествию по дан­ному району. Определив район путешествия, группа должна детально его изучить. Необходимо знать географические, экономи­ческие и другие особенности района путешествия. Для этого мож­но использовать литературу: путеводители, справочники, различ­ные природоведческие издания, художественную литературу. Же­лательно, чтобы в работе над литературой принимали участие все члены группы. Это полезно не только для углубления их знаний по различным вопросам, но и для правильного восприятия всего того, что они увидят и познают во время путешествия по этому району.

Смета похода — обязательный документ многодневного пу­тешествия, в расходной части которого указывается стоимость проезда до района путешествия и обратно.

В смете предусматриваются также расходы на проезд в город­ском транспорте, культурно-хозяйственные расходы, расходы на питание.

Комплектование туристской группы лучше всего производить из ребят одного класса или одного двора. Разница в возрасте не должна превышать двух лет. В комплектовании туристских групп очень важно учитывать физическую подготовку участников по­хода. Желательно, чтобы группа состояла из школьников с оди­наковой физической подготовкой.

Количественный состав группы школьников не должен пре­вышать 15 человек. При таком составе группу легче устроить на ночлег в населенном пункте, легче следить за дисциплиной, за их питанием. Такая группа может делать большие переходы, так как меньше времени затрачивается на преодоление препят­ствий, группа меньше растягивается и осуществлять руководство ею гораздо легче.

Участниками похо­дов I категории сложности могут быть учащиеся не моложе 14 лет, II — не моложе 15 лет.

В путешествия III категории сложности могут быть допущены учащиеся не моложе 16 лет. Две трети состава группы должны иметь опыт участия в туристском путешествии II категории слож­ности, остальные — опыт участия в путешествиях I категории сложности.

Участники по всем видам туризма должны уметь плавать.

В помощь инструктору туристы избирают актив, рас­пределяют обязанности и утверждают график дежурств по кухне.

Личное снаряжение- это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и другие предметы инди­видуального пользования : рюкзак; спальный мешок; вкладыш к спальному мешку; надувной матрац (предпочтительнее поролоновые коврики); кроссовки (с запасными шнурками); носки шерстяные – 2 пары; носки хлопчатобумажные – 2 пары; брюки спортивные или спортивный костюм (шерстя­ной или из синтетической ткани); спортивный хлопчатобумажный костюм; штормовая куртка (или любая другая легкая куртка); накидка от дождя (полиэтиленовая пленка); легкий свитер; рубашка – ковбойка с длинными рукавами; футболка; шорты; кружка, ложка, миска, нож ; фляга (может быть и полиэтиленовая, но не термос); полотенце, предметы личной гигиены (мыло, зубная щетка, паста, мочалка и т. п.); темные очки; фонарик; одежда и обувь для участия в экскурсиях и пребыва­ния в городах.

Темп движения пешей группы.Определяется обычно условиями местности и погоды и позволяет проходить 3,5—4,5 км в час. В груп­пе начинающих туристов руководитель похода должен задавать темп исходя из правила: равнение по темпу слабейшего. Если группа неоднородна по своему составу (что в принципе нежелательно), надо стараться уравнять силы туристов различной загрузкой рюкза­ков, а также периодической посылкой более подготовленных участни­ков вперед для ориентировки, разведки или выбора места привала.

Ритмичность движения — одно из главных средств сохранения сил туристов и повышения их работоспособности. На хорошей до­роге ритмичность выражается в постоянной скорости, а в условиях пересеченной местности — в постоянном количестве шагов за оди­наковые отрезки времени. Для сохранения ритмичности работы организма на легких спусках шаг туриста удлиняется, на трудных участках и подъемах — укорачивается. При этом обычная скорость движения пешеходов на спусках будет увеличиваться до 5—6 км в час или уменьшаться на подъемах до 1,5—2 км в час.

Изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3—5 минут до конца. При непред­виденных внезапных остановках полезно минуту-другую «потоп­таться» на месте в установившемся темпе, чтобы постепенно снять нагрузку с сердца и дыхательных органов.

Организация и проведение походов выходного дня.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа № 4 «Центр образования»

г. Тутаев Ярославская область

«Организация и проведение

походов выходного дня»

педагог дополнительного образования

2. Подготовка к походу 5

3. Проведение похода 7

4. Подведение итогов похода 10

5. Заключение 12

6. Список литературы 13

7. Приложение №1 (личное и групповое снаряжение) 14

8. Приложение №2 (медицинская аптечка) 15

10. Приложение № 3 (разрешение от родителей) 16

Походы выходного дня (ПВД) – одна из наиболее массовых и доступных форм организации активного отдыха учащихся. Проведение походов выходного дня имеет очень глубокие воспитательные идеи: формирование у участников патриотизма и любви к Родине, привитие навыков гуманного, бережного отношения к природе и памятникам истории и культуры, развитие самостоятельности, коллективного взаимодействия и чувства команды, расширение кругозора.

Читать еще:  Водооталкивающая пропитка своими руками

Походы выходного дня – это начальная ступень туризма. Как правило, они невелики по продолжительности (от одного до трех дней) и протяженности. Маршруты таких походов предназначаются для отработки полезных в полевых условиях умений и навыков движения по маршруту, преодоления естественных препятствий, организации туристского лагеря-бивака, проведения наблюдений за природой и других краеведческих работ. При достаточно частом и регулярном проведении ПВД способствуют общему физическому развитию участников, их закалке, повышению самостоятельности, морально-волевой и физической выносливости и проверке групп на психологическую совместимость. Большое значение имеет неотъемлемый краеведческий элемент любого ПВД, ведь именно походы как нельзя лучше знакомят путешественников с родным краем, в первую очередь, с его характерными и живописными ландшафтами, флорой и фауной, с объектами природного и историко-культурного наследия.

Успех проведения похода во многом зависит от тщательности подготовки к нему.

Актуальность проекта заключается в том, что пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Поход выходного дня сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

В наше время стало очевидно, что главная проблема жизни людей связана с отношением к природе.

Общественно – политические и социальные изменения, происходящие в России в последние пятнадцать лет, позволяют сегодня выделить сферу дополнительного образования как наиболее актуальную и инновационную в воспитании детей и подростков безопасному образу жизни, потому что, дополнительное образование позволяет создать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей.

Цели и задачи туристского похода:

Цель: поход способен организовать качественный, разносторонне развивающий отдых детей, способствовать их самореализации в условиях автономного существования туристического коллектива.

– организация интересного и познавательного досуга;

– обучение туристских умений и навыков;

– подготовка к степенному многодневному походу;

– привитие навыков экологического поведения и природоохранной

– укрепления здоровья и профилактика здорового образа жизни.

Результат проекта- проведение похода выходного дня по маршруту:

Г. Тутаев – устье Красинского ручья – г. Тутаев

2. Подготовка к походу

Прежде чем отправиться в поход, нужно к нему за ранее хорошо подготовиться: поход — это не экскурсия.

Руководителю похода (которому должно быть не менее 18 лет) необходимо определить цели похода (активный отдых, учебный, спортивный и т. п.). Бесцельное проведение времени, даже на природе, может утомить участников похода. Главная цель любого похода — сплочение подросткового коллектива и укрепление их здоровья.

Подготовка к походу начинается с комплектования группы. Руководитель похода принимает решение организовать поход выходного дня со всем классом, объединением, кружком и т. п. За две недели до начала похода проводит общее собрание всех участников (на собрание желательно пригласить родителей или переговорить с ними о проведении похода по телефону или при встрече). На собрании повести до сведения о целях и задачах похода, сроках проведения, маршруте, личном и групповом туристском снаряжении, питании, смете проведения похода, безопасности.

От того, кто будет в составе группы, какова физическая подготовка участников похода, какие ставятся задачи, какими средствами располагают, зависит самое главное — выбор маршрута похода.

Маршрут пройти легче, когда он хорошо продуман и изучен. Тогда будет больше времени, сил для ознакомления с интересными местами, повысится безопасность похода. Группам начинающих туристов и тем, кто впервые направляется в тот или иной район, следует воспользоваться одним из эталонных маршрутов. Эти маршруты наиболее логичны и интересны, знакомят с достопримечательностями и включают характерные для данного района препятствия. Консультацию по маршруту можно получить в Центре «Созвездие» (туристско-массовый отдел) или у педагогов проводящих туристские кружки в школах города.

При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, литературу, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др.

Все подготовительные работы должны вестись организованно и планомерно. Для этого составляется план, распределяются обязанности среди членов группы.

Желательно каждому участнику найти поручение или «должность»: командир (помощник руководителя),заведующий снаряжением (отвечает за подготовку и сохранность группового снаряжения), заведующий питанием (составляет меню, подсказывает дежурным при приготовлении пищи), штурман (работает с картой, ведет группу по маршруту, составляет и ведет график движения по маршруту), казначей (составляет смету и оказывает помощь при расходе финансов), санитар (несет аптечку и оказывает мед., помощь при несложных травмах), ремонтный мастер (несет рем. набор и делает простые ремонты), фотограф (фотографирует на маршруте и делает фотографии для отчета), редактор отчета (после похода составляет отсеет), летописец (ведет летопись похода), редактор газеты (после похода делает боевой листок), краевед (рассказывает об исторических и интересных объектах на маршруте), физрук (проводит игры и конкурсы во время отдыха).

Исходя из сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач с помощью учащихся и их «должностных» обязанностей составляются списки снаряжения (приложение №1), карта или схема с указанием на ней (маршрута передвижения группы, привалов отдыха и бивака с приготовлением пищи, опасных мест передвижения, исторических, краеведческих и других памятников). продуктов питания, медицинская аптечки (приложение №2), сбор информации об исторических и интересных мест на маршруте. После составленного списка начинается сбор снаряжения, оборудования и инвентаря, закупка продуктов. Полученные данные о маршруте, снаряжении и продовольствии позволяют определить общий вес груза, который будет распределен на всю группу с учетом физической подготовки участников похода.

Перед походом выходного дня отрабатываются способы передвижения, преодоления планируемых на маршруте естественных препятствий, приемы коллективной страховки и самостраховки, проверяется и дорабатывается снаряжение. Специально создаваемые большие нагрузки перед походом дают возможность выявить и сравнить физическое состояние и подготовку отдельных участников.

Все члены группы должны пройти медицинский осмотр не ранее чем за

3 дня до начала похода и получить разрешение врача на участие в походе.

Также за 2-3 дня до похода руководитель иметь приказ от учреждения которое направляет их в поход о проведении данного похода с указанием списка детей, сроков проведения, маршрута и о том, что он отвечает за жизнь и здоровье детей.

Если группа учащихся превышает 12 человек, то из числа взрослых назначается помощник руководителя похода (который тоже должен быть указан в приказе в отвечает также за жизнь и здоровье детей). Кроме медицинских справок о допуске к походу нужно иметь также письменное разрежение от родителей на участие в этом походе (приложение №3).

3. Проведение похода

Выйдя из школы, не торопитесь в лес или на речку, даже если предстоящий маршрут вам известен. Подождите команды руководителя. Для начала, даже если идти не очень далеко, необходимо построиться в походную колонну – так идти гораздо удобнее и организованнее. «Классическая» туристская колонна – по одному человеку, но можно идти и по два-три человека, если, конечно, позволяет ширина тропинки или вы не создаете помехи для транспорта. Руководитель должен обязательно назначить в колонне направляющего и замыкающего. Идти направляющим – ответственное поручение: нужно выбрать путь, следить, чтобы группа не отставала и не растягивалась (т. е. выбирать темп движения), устраивать своевременно привалы. Как говорится в туристской поговорке, «шаг идущего шире шага ведущего».

Замыкающий – как правило, один из наиболее сильных и опытных туристов – идет позади колонны, никого не оставляя за собой. Если нужно, он оказывает отстающим помощь, а в случае необходимости просит направляющего сделать внеплановую остановку.

Читать еще:  Свинушка толстая. Друг или враг?

Остальные туристы на простых участках маршрута могут сами определять свое место между направляющим и замыкающим. Однако рекомендуется наиболее слабых участников, чтобы они не замедляли движение, ставить в начало колонны – третьими-четвертыми.
Руководитель выбирает место в колонне так, чтобы было удобно руководить. Для этого ему приходится время от времени перемещаться вдоль колонны, чтобы видеть всех участников, а на трудных местах – выходить вперед, помогая направляющему в ориентировании или оценивая и проверяя проходимость препятствия.

Трудно, особенно под рюкзаком, идти без отдыха. Когда и сколько отдыхать, определяется режимом похода, который должен обеспечить необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Как правило, первый переход рекомендуется делать коротким – не более 15-20 мин. На десятиминутном привале дается возможность поправить рюкзак, обувь, снять лишние теплые вещи и т. п. Последующие малые десятиминутные привалы обычно устраивают после 40-50 мин движения.

Место для малого привала. Как правило, выбирается на достаточно ровных и сухих площадках, на полянах, опушках или прямо на обочине дороги или тропы. Желательно, чтобы рядом находился источник питьевой воды – ключ или чистый ручей. В ветреную погоду место привала должно быть укрыто от порывов ветра полосой леса, зарослями кустарника, пригорком или береговым откосом. Однако там, где имеются комары и мошки, для остановки рекомендуется выбирать наветренные участки рельефа. Зимой привал хорошо делать на освещенных солнцем местах, а летом или на юге – в тени.
Маршрут похода нужно прокладывать по возможности так, чтобы его большая часть проходила по лесным дорогам и тропам. Если же какой-то участок пути приходится двигаться по шоссе, будьте внимательны и осторожны: идти нужно по его обочине лицом к встречному потоку машин. Но лучше, конечно же, такие участки свести к минимуму. Гораздо интереснее свернуть с дороги и пройти по азимуту через луга, участки паркового леса или вдоль берега реки, местами покрытого «непроходимыми» зарослями. Все, что будет мешать на маршруте вашему движению, в туризме принято называть «естественные препятствия». Существуют и специально разработанные приемы их преодоления. Будем надеяться, что самые сложные, требующие специальной веревочной страховки, вам не встретятся в ваших воскресных пригородных путешествиях. Однако если на маршруте планируются сложные естественные препятствия, то необходимо брать с собой специальное туристское снаряжение (веревки, страховочные системы, карабины и т. п.) и перед походом готовиться к их преодолению.

Организация туристский бивак и обеденного привала. Место для размещения обеденного привала, обычно оборудуется на живописном месте у реки. При остановке на обеденный привал оборудуется туристский бивак. Одни-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, другой – к оборудованию кострища, а остальные отправляются за топливом. После того как принесены вода и дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные (2-3 человека), которые обеспечивают поддержание огня и варку пищи. Свободные от дежурства туристы отдыхают, купаются, играют в спортивные игры, ловят рыбу, собирают грибы, ягоды. После приема пищи дежурные моют котелки и наводят порядок у костра, после этого присоединяются к играм, купанию и отдыхают вместе с другими. По окончанию отдыха группа убирает туристский лагерь и выходит на маршрут, который приедет их к месту начала похода в школу. Желательно обратная часть маршрута должна быть другой более короткой так как к месту начала похода нужно вернуться за 1 час до темноты и в то время, которое обещали родителям.

Требования безопасности к местам привалов и ночлегов . Не рекомендуется останавливаться лагерем на затопляемых речных отмелях, в руслах пересохших потоков или на низменных островах.
В горном районе надо учитывать специфические особенности рельефа и погоды и во избежание камнепадов, лавин, оползней, селей не располагаться у подножия высоких скал, под карнизами, подвижными осыпями, на конусах выноса, в лавиноопасных кулуарах. Чтобы не подвергать себя риску поражения атмосферным электричеством, нельзя останавливаться при надвигающейся грозе на гребнях, вершинах холмов, перевалах.
В лесу следует быть осторожным с огнем и не разбивать лагерь непосредственно в чаще хвойного леса или в сухом кустарнике. Рядом с выбранной площадкой не должны стоять гнилые или подрубленные деревья, иначе внезапно налетевший шквал или удар молнии может повалить их на туристов.

Свертывание туристского лагеря. Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков. В дождь рюкзаки укладываются в палатке. При ясной и теплой погоде из палатки вытаскивают все вещи, а затем открывают настежь вход и форточку, чтобы она легко продувалась и просыхала.
Нетранспортабельные колышки и стойки вытаскивают из земли и укладывают вместе с остатками дров около кострища. Лагерные сооружения – заслоны, скамейки, столы не ломают – они могут пригодиться другим туристам.
Остатки ненужной пищи аккуратно складывают в стороне – это подарок туристов лесным животным. Зато ветки, мох, траву из подстилок под палатками, а также другой мусор (обрывки бумаги, щепа) тщательно собирают с лагерной площадки и сжигают, после чего разгребают и тушат костер, заливая его водой, забрасывая землей, снегом, закладывая дерном.
Перед уходом с привала руководитель выстраивает группу и проверяет, все ли налицо, не забыты ли какие-либо вещи, тщательно ли погашен огонь и прибрано ли место бивака.

Основы безопасности и выживания в природной среде

Основы безопасности и выживания в природной среде

План лекции:

1. Планирование безопасного прохождения маршрута.

2. Возможные экстремальные ситуации во время ПВД, их характеристика и

2.1 Экстремальные ситуации, обусловленные неправильными действия-

2.2 Экстремальные ситуации, обусловленные неблагоприятными погод-

3. Действие участника, отставшего от группы.

Планирование безопасного прохождения маршрута

Маршруты походов выходного дня обычно пролегают по достаточно из-

вестным местам вблизи населенных пунктов. Руководители похода знакомы с маршрутом. На многие районы есть специально подготовленные карты с рекомендуемыми маршрутами. Однако при планировании конкретного похода всегда необходимо еще раз проанализировать выбранный маршрут и оценить насколько он соответствует цели похода, составу группы, погодным условиям, времени года.

Основные факторы, которые могут повлиять на безопасность похода это:

Сложность маршрута, которая определяется его протяженностью и

Сложные погодные условия: сильный ветер, жара, мороз, туман, сне-

Состояние членов группы Сложность маршрута, которая определяется его протяженностью и

Сложность маршрута можно определить, используя топографическую карту

данного района, полагаясь на собственный опыт прохождения по этому маршруту или опыт других туристов.

По карте измеряется протяженность маршрута в км. Делается поправка на пересеченность местности, т.е. расстояние умножается на коэффициент 1,2 – 1,4. Время на преодоление маршрута можно примерно рассчитать исходя из того, что средняя скорость движения по тропе с рюкзаком по равнинной местности составляет около 4 км/час. Далее вносятся поправки на пересеченность местности возраст участников и уровень их физической подготовленности. Добавив к этому время, затраченное на привалы, обед (перекус), другие мероприятия, можно определить общее время необходимое для похода.

Планируя место для обеда, перекуса или ночевки необходимо предусмот-

реть наличие питьевой воды (ручей, родник, чистый водоем) или предупредить участников, чтобы взяли воду с собой.

Оценивается доступность имеющихся на маршруте препятствий (перепра-

вы, склоны, скалы, труднопроходимые участки местности, спуски и др.) для

Сложные погодные условия, особенно если они возникли внезапно, могут

потребовать сокращения или упрощения маршрута. С этой целью необходимо запланировать запасные, аварийные варианты маршрута.

Руководителю похода следует предупредить всех участников о том, что они

должны иметь допуск врача к занятиям физической культурой. В случае плохого самочувствия или заболевания необходимо воздержаться от участия в походе.

Читать еще:  Комплектация полевой аптечки: Медикаменты, материалы и инструменты

Участников похода необходимо проинформировать о маршруте похода,

правилах поведения во время похода, особенно в случае отставания от группы, мерах безопасности.

Возможные экстремальные ситуации во время ПВД, их характери-

Стика и профилактика

На туристской тропе могут встретиться трудности и даже экстремальные

Экстремальные ситуации (Опасности) – это совокупность факторов, кото-

рые при неблагоприятном стечении обстоятельств, а чаще при неоптимальном поведении и ошибках человека, могут повлиять на его здоровье и даже угрожать жизни. Вплоть до летального исхода.

Некоторые из них связаны с реальными препятствиями – прохождением пе-

ревалов, болот, порожистых рек, другие зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Третьи – наиболее многочисленные – вызываются неправильным поведением самих туристов.

Экстремальные ситуации, обусловленные неправильными дей-

ствиями туристов:

Термические ожоги

Неосторожное обращение с костром, туристским примусом, походной газо-

вой кухней, опрокидывание посуды с горячей пищей и обваривание кипятком или паром – весьма распространенные причины травм в путешествиях.

Профилактика термических ожогов. Для предотвращения травм, связан-

ных с ожогами, надо руководствоваться следующими правилами:

– дежурные у костра должны иметь длинные брюки, обувь и рукавицы;

– костровые рогульки, перекладина или тросик для подвески котлов должны

– емкости с готовой горячей пищей следует ставить только в то место, где на

них не могут наступить люди; зимой посуду с горячей пищей не рекомендуется ставить в снег, так как при его подтаивании она легко опрокидывается;

– у костра необходимо пользоваться длинными поварешками;

– надо избегать искристых дров; не допускать игр и развлечений с огнем.

Потертости, мозоли

Несоблюдение санитарно-гигиенических требований к снаряжению, и осо-

бенно к одежде и обуви, легко может стать в походе причиной различных потертостей, наминов и мозолей. Чаще этим страдают те туристы, которые носят не приспособленную для походных условий обувь и одежду.

Профилактика потертостей, мозолей. Самое главное – правильно подобрать снаряжение по условиям путешествия, подогнать и проверить его до выхода на маршрут.

По прямому назначению надо использовать и так называемые подгоночные привалы.

Обнаружив малейшее неудобство в обуви или одежде, нужно, не дожидаясь

пока оно приведет к намину или потертости, постараться ликвидировать вызвавшую его причину: переодеться, переобуться, сменить носки.

В качестве предупредительной меры можно иногда бинтовать ноги эластичным бинтом, носить перчатки, прокладывать между рюкзаком и спиной мягкие предметы и т. П

. Отличной профилактикой являются регулярные гигиенические процедуры и соблюдение чистоты тела.

Погодными условиями

Осадки.

Дождь, мокрый снег, град, изморозь, иней, делают поверхность склонов

скользкой. Опасность срыва в таких условиях возрастает. При температуре воздуха 2º-4º, дождь или мокрый снег может вызвать переохлаждение человека. Дождь или снег увеличивает опасность камнепадов и лавин.

Туман.

Серьезную опасность в горах представляет туман. Он резко затрудняет ори-

ентирование, ухудшает звуковую и зрительную связь. В такой ситуации группа может выйти на опасный участок рельефа.

Меры предосторожности. Если непогода застала группу на склоне, необ-

ходимо прекратить движение и организовать бивак. Если безопасного места нет,нужно двигаться до первого удобного безопасного места. В случае тумана группа, пока имеется видимость, должна по карте определить свое место положение и засечь по компасу ориентиры. При движении в тумане нужно соблюдать такой интервал, при котором соседние участники видят и слышат друг друга.

Гроза.

Основная опасность грозы – поражение молнией. Признаки опасности мол-

нии – эффекты связанные с нарастанием напряженности эл. поля: зуд кожи головы, шевеление волос, жужжание металлических предметов. Наибольшая опасность поражения молнией в горах – на вершинах, гребнях и других возвышающихся элементах рельефа.

Перед началом грозы надо спуститься с возвышенностей. При этом надо из-

бегать водотоков по желобам, кулуарам, расщелинам, нельзя прислонятся к стене,прятаться в нишах скал, в небольших ямах.

На равнине во время грозы не следует находиться у отдельно стоящих дере-

вьев. В лесу нельзя прятаться под высокими деревьями.

При грозе металлическое снаряжение нужно расположить на некотором

удалении от людей. Сами участники должны сесть на электроизолирующие предметы – рюкзаки, коврики, сухие веревки.

Нельзя располагаться в непосредственной близости от костра – столб нагре-

того воздуха имеет относительно небольшое сопротивление.

Ветер.

Ветер способствует образованию камнепадов, снежных карнизов, лавин. В

сочетании с низкими температурами может привести к переохлаждению организма и к отморожению. Начиная со скорости ветра примерно 15 мс дальнейшее увеличение скорости ветра на 1 мс равноценно понижению температуры воздуха на величину около 5º. Сильный ветер может сбросить идущих по гребню, снести или порвать палатки на неудачно расположенном биваке.

Меры предосторожности. Избежать перечисленных опасностей можно

только при грамотном планировании маршрута, выборе правильной тактики и времени движения, умелом выборе места и способа устройства бивака, тщательном подборе личного и бивачного снаряжения.

Основы безопасности и выживания в природной среде

План лекции:

1. Планирование безопасного прохождения маршрута.

2. Возможные экстремальные ситуации во время ПВД, их характеристика и

2.1 Экстремальные ситуации, обусловленные неправильными действия-

2.2 Экстремальные ситуации, обусловленные неблагоприятными погод-

3. Действие участника, отставшего от группы.

Планирование безопасного прохождения маршрута

Маршруты походов выходного дня обычно пролегают по достаточно из-

вестным местам вблизи населенных пунктов. Руководители похода знакомы с маршрутом. На многие районы есть специально подготовленные карты с рекомендуемыми маршрутами. Однако при планировании конкретного похода всегда необходимо еще раз проанализировать выбранный маршрут и оценить насколько он соответствует цели похода, составу группы, погодным условиям, времени года.

Основные факторы, которые могут повлиять на безопасность похода это:

Сложность маршрута, которая определяется его протяженностью и

Сложные погодные условия: сильный ветер, жара, мороз, туман, сне-

Состояние членов группы Сложность маршрута, которая определяется его протяженностью и

Сложность маршрута можно определить, используя топографическую карту

данного района, полагаясь на собственный опыт прохождения по этому маршруту или опыт других туристов.

По карте измеряется протяженность маршрута в км. Делается поправка на пересеченность местности, т.е. расстояние умножается на коэффициент 1,2 – 1,4. Время на преодоление маршрута можно примерно рассчитать исходя из того, что средняя скорость движения по тропе с рюкзаком по равнинной местности составляет около 4 км/час. Далее вносятся поправки на пересеченность местности возраст участников и уровень их физической подготовленности. Добавив к этому время, затраченное на привалы, обед (перекус), другие мероприятия, можно определить общее время необходимое для похода.

Планируя место для обеда, перекуса или ночевки необходимо предусмот-

реть наличие питьевой воды (ручей, родник, чистый водоем) или предупредить участников, чтобы взяли воду с собой.

Оценивается доступность имеющихся на маршруте препятствий (перепра-

вы, склоны, скалы, труднопроходимые участки местности, спуски и др.) для

Сложные погодные условия, особенно если они возникли внезапно, могут

потребовать сокращения или упрощения маршрута. С этой целью необходимо запланировать запасные, аварийные варианты маршрута.

Руководителю похода следует предупредить всех участников о том, что они

должны иметь допуск врача к занятиям физической культурой. В случае плохого самочувствия или заболевания необходимо воздержаться от участия в походе.

Участников похода необходимо проинформировать о маршруте похода,

правилах поведения во время похода, особенно в случае отставания от группы, мерах безопасности.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: